Подготовка управленческих кадров

Бизнес во Франции претерпел значительные трансформации в I960—1970-е гг., выражавшиеся в быстром экономическом росте и общей тенденции к реструктуризации компаний, т.е. постепенному переходу от традиционных мелких и средних частных компаний к формированию крупных корпораций. Устранение протекционист­ских торговых барьеров, государственные инвестиции в систему образования и профессионально-техническую подготовку, а также общая тенденция к дерегулированию бизнеса, инициированная членством Франции в Европейском экономическом сообществе позволили крупным компаниям расширить свои перспективы до международных масштабов. Ежегодные темпы роста, составлявшие в среднем около 6% в течение 1960-х гг., а также экспорт стали важными причинами роста валового национального продукта Франции. Соответственно возросли производительность труда, уро­вень образования и жизненные стандарты, которые стали одними из самых высоких в мире.

Это повысило интерес к проблеме подготовки управленческих кадров и повышению их квалификации, чему также способствовал закон, согласно которому компании обязаны были направлять на профессионально-техническую подготовку персонала около 1,5% фонда оплаты труда, в противном случае эти средства подлежали конфискации в пользу государства. Часть этих средств должна на­правляться на оплату отпуска, предоставляемого на профессиональ­но-техническую подготовку, часть — на подготовку молодых рабо­чих. Для мелких компаний с численностью штата менее 10 человек размер налога сокращается до 0,5%. Компании, направляющие на цели профессионально-технической подготовки больше обозначен­ного минимума, имеют право на налоговые кредиты.

Этот же закон требует от компаний опубликования планов обу­чения и совершенствования своего персонала и предоставления оп-

460 Международный опыт

лаченного отпуска (до установленного предела) работникам, выра­зившим желание продолжить свое образование на одобренных ком­панией курсах. Планы подготовки персонала должны показывать, каким образом компания намеревается расходовать средства, пред­назначенные на обучение; они должны быть представлены на рас­смотрение советом работников компании. На практике обучение может осуществляться как в самой фирме, так и в образовательных учреждениях. Наиболее распространена подготовка в самой фирме, это дает критикам повод утверждать, что налог на обучение идет на обучение и подготовку, которые слишком узки и специфичны и выгодны только компании-работодателю. Утверждают также, что этот налог заставляет компании не поощрять обучение на добро­вольной основе. Внешние курсы обучения, финансируемые за счет налога, находятся в ведении торговой палаты (которой для этой цели перенаправляется часть собранного налога на обучение). Про­должительность этих курсов составляет обычно несколько недель.

Любой работник, имеющий стаж работы в отрасли не менее двух лет и не менее шести месяцев в данной компании, имеет право пре­тендовать на годовой отпуск с 80%-ной оплатой на одобренное ком­панией профессионально-технического обучение (или на 1200 часов в период работы). Свои затраты компания покрывает за счет госу­дарственных фондов. Рабочие моложе 26 лет, не имеющие никакой профессионально-технической подготовки и проработавшие в ком­пании не менее трех месяцев, имеют право на 200 часов профессио­нально-технической подготовки в год. Работодатель может отклонить просьбу об отпуске, если отсутствие данного работника на производ­стве составит более 1% всего фонда рабочего времени.

Существует также система ученичества (обучения рабочей про­фессии), но она не так распространена и не имеет такого статуса, как, например, в Германии. Его продолжительность не превышает, как правило, двух лет, и используется оно в основном при обуче­нии самым примитивным техническим навыкам.

Германия

Уничтожение промышленного потенциала Германии в период Вто­рой мировой войны позволило этой стране полностью обновить производство, внедрить передовые технологии и переориентировать производство в целом на продукты высококачественных передовых технологий, специально предназначенных для международного (а не внутреннего) рынка. Наличие высококвалифицированной рабо­чей силы, полное согласие между руководством компаний и рабо­чими по поводу необходимости улучшения методов производства, а

23. Профессионально-техническое обучение и повышение квалификации461

также усилия государства по поддержанию на низком уровне ин­фляции и созданию стабильной среды бизнеса сделали возможным это экономическое чудо. Сейчас Германия может гордиться перво­классной системой образования и профессионально-технической подготовки, преимущественной ориентацией ведущих фирм на но­вые разработки и исследования и неуклонным стремлением к со­вершенствованию человеческих ресурсов в промышленности, не имеющим себе равных среди стран Европейского союза.

Германские школьники обучаются по исключительно насыщен­ной базовой учебной программе. Они могут покинуть школу в воз­расте 15 лет, но будут обязаны проходить профессионально-техническую подготовку по крайней мере до 18 лет на основе не­полного учебного дня. В Германии имеется три типа школ: для способных детей, средних учащихся и детей с ограниченными спо­собностями. Имеется несколько общеобразовательных школ, в ос­новном в районе Берлина. Около четверти всех граждан Германии в возрасте 19 лет сдают вступительные экзамены и в случае успеха получают право на обучение в университетах. Однако следует обра­тить внимание, что в Германии имеется еще несколько путей полу­чения высшего образования. С 1975 г. число студентов вузов более, чем удвоилось. Имеются специальные студенческие займы, иная поддержка государством университетских студентов минимальна.

В системе образования Германии существует некоторая путани­ца, поскольку базовая квалификация специального среднего образо­вания носит название «диплом»; в то же время диплом, выданный техническим институтом (в отличие от технических высших школ или технических университетов, имеющих гораздо более высокий статус и престиж), сам по себе не дает права для продолжения обу­чения в вузах. Выпускники технических институтов должны обозна­чать свою квалификацию аббревиатурой DIPL(FH), выпускники университета — Diplom или иногда DIPL(U), а выпускники техниче­ской школы или технического университета — DIPL(TH) или DIPL(TU). Учебные курсы технического института значительно ко­роче, чем университетские программы, и в гораздо большей степени ориентированы на конкретные профессионально-технические навы­ки. Наиболее изучаемыми направлениями являются механика и тех­нологии производства, бизнес-экономика, компьютеризация и ин­формационные технологии, общественное управление. Весьма распро­странены смешанные курсы. Большинство западногерманских ме­неджеров имеют политехническое или университетское образование, которое они, как правило, завершают к 27 годам.

Немцы вообще заинтересованы в образовании, понятие «непре­рывного пожизненного образования» глубоко укоренилось в их



Международный опыт

сознании (вплоть до того, что около четверти взрослого населения страны, по расчетам, ежегодно принимают участие в непрерывном образовании). Подход к образованию в Германии не делает боль­шой разницы между образованием в области науки и в области ис­кусства, как это наблюдается в некоторых других странах. При­кладные технологии включают ряд предметов, которые в других странах рассматривались бы как теоретические. Для немцев компе­тентность в технической области является очень почитаемой.

Наши рекомендации