Подготовка управленческих кадров
Бизнес во Франции претерпел значительные трансформации в I960—1970-е гг., выражавшиеся в быстром экономическом росте и общей тенденции к реструктуризации компаний, т.е. постепенному переходу от традиционных мелких и средних частных компаний к формированию крупных корпораций. Устранение протекционистских торговых барьеров, государственные инвестиции в систему образования и профессионально-техническую подготовку, а также общая тенденция к дерегулированию бизнеса, инициированная членством Франции в Европейском экономическом сообществе позволили крупным компаниям расширить свои перспективы до международных масштабов. Ежегодные темпы роста, составлявшие в среднем около 6% в течение 1960-х гг., а также экспорт стали важными причинами роста валового национального продукта Франции. Соответственно возросли производительность труда, уровень образования и жизненные стандарты, которые стали одними из самых высоких в мире.
Это повысило интерес к проблеме подготовки управленческих кадров и повышению их квалификации, чему также способствовал закон, согласно которому компании обязаны были направлять на профессионально-техническую подготовку персонала около 1,5% фонда оплаты труда, в противном случае эти средства подлежали конфискации в пользу государства. Часть этих средств должна направляться на оплату отпуска, предоставляемого на профессионально-техническую подготовку, часть — на подготовку молодых рабочих. Для мелких компаний с численностью штата менее 10 человек размер налога сокращается до 0,5%. Компании, направляющие на цели профессионально-технической подготовки больше обозначенного минимума, имеют право на налоговые кредиты.
Этот же закон требует от компаний опубликования планов обучения и совершенствования своего персонала и предоставления оп-
460 Международный опыт
лаченного отпуска (до установленного предела) работникам, выразившим желание продолжить свое образование на одобренных компанией курсах. Планы подготовки персонала должны показывать, каким образом компания намеревается расходовать средства, предназначенные на обучение; они должны быть представлены на рассмотрение советом работников компании. На практике обучение может осуществляться как в самой фирме, так и в образовательных учреждениях. Наиболее распространена подготовка в самой фирме, это дает критикам повод утверждать, что налог на обучение идет на обучение и подготовку, которые слишком узки и специфичны и выгодны только компании-работодателю. Утверждают также, что этот налог заставляет компании не поощрять обучение на добровольной основе. Внешние курсы обучения, финансируемые за счет налога, находятся в ведении торговой палаты (которой для этой цели перенаправляется часть собранного налога на обучение). Продолжительность этих курсов составляет обычно несколько недель.
Любой работник, имеющий стаж работы в отрасли не менее двух лет и не менее шести месяцев в данной компании, имеет право претендовать на годовой отпуск с 80%-ной оплатой на одобренное компанией профессионально-технического обучение (или на 1200 часов в период работы). Свои затраты компания покрывает за счет государственных фондов. Рабочие моложе 26 лет, не имеющие никакой профессионально-технической подготовки и проработавшие в компании не менее трех месяцев, имеют право на 200 часов профессионально-технической подготовки в год. Работодатель может отклонить просьбу об отпуске, если отсутствие данного работника на производстве составит более 1% всего фонда рабочего времени.
Существует также система ученичества (обучения рабочей профессии), но она не так распространена и не имеет такого статуса, как, например, в Германии. Его продолжительность не превышает, как правило, двух лет, и используется оно в основном при обучении самым примитивным техническим навыкам.
Германия
Уничтожение промышленного потенциала Германии в период Второй мировой войны позволило этой стране полностью обновить производство, внедрить передовые технологии и переориентировать производство в целом на продукты высококачественных передовых технологий, специально предназначенных для международного (а не внутреннего) рынка. Наличие высококвалифицированной рабочей силы, полное согласие между руководством компаний и рабочими по поводу необходимости улучшения методов производства, а
23. Профессионально-техническое обучение и повышение квалификации461
также усилия государства по поддержанию на низком уровне инфляции и созданию стабильной среды бизнеса сделали возможным это экономическое чудо. Сейчас Германия может гордиться первоклассной системой образования и профессионально-технической подготовки, преимущественной ориентацией ведущих фирм на новые разработки и исследования и неуклонным стремлением к совершенствованию человеческих ресурсов в промышленности, не имеющим себе равных среди стран Европейского союза.
Германские школьники обучаются по исключительно насыщенной базовой учебной программе. Они могут покинуть школу в возрасте 15 лет, но будут обязаны проходить профессионально-техническую подготовку по крайней мере до 18 лет на основе неполного учебного дня. В Германии имеется три типа школ: для способных детей, средних учащихся и детей с ограниченными способностями. Имеется несколько общеобразовательных школ, в основном в районе Берлина. Около четверти всех граждан Германии в возрасте 19 лет сдают вступительные экзамены и в случае успеха получают право на обучение в университетах. Однако следует обратить внимание, что в Германии имеется еще несколько путей получения высшего образования. С 1975 г. число студентов вузов более, чем удвоилось. Имеются специальные студенческие займы, иная поддержка государством университетских студентов минимальна.
В системе образования Германии существует некоторая путаница, поскольку базовая квалификация специального среднего образования носит название «диплом»; в то же время диплом, выданный техническим институтом (в отличие от технических высших школ или технических университетов, имеющих гораздо более высокий статус и престиж), сам по себе не дает права для продолжения обучения в вузах. Выпускники технических институтов должны обозначать свою квалификацию аббревиатурой DIPL(FH), выпускники университета — Diplom или иногда DIPL(U), а выпускники технической школы или технического университета — DIPL(TH) или DIPL(TU). Учебные курсы технического института значительно короче, чем университетские программы, и в гораздо большей степени ориентированы на конкретные профессионально-технические навыки. Наиболее изучаемыми направлениями являются механика и технологии производства, бизнес-экономика, компьютеризация и информационные технологии, общественное управление. Весьма распространены смешанные курсы. Большинство западногерманских менеджеров имеют политехническое или университетское образование, которое они, как правило, завершают к 27 годам.
Немцы вообще заинтересованы в образовании, понятие «непрерывного пожизненного образования» глубоко укоренилось в их
Международный опыт
сознании (вплоть до того, что около четверти взрослого населения страны, по расчетам, ежегодно принимают участие в непрерывном образовании). Подход к образованию в Германии не делает большой разницы между образованием в области науки и в области искусства, как это наблюдается в некоторых других странах. Прикладные технологии включают ряд предметов, которые в других странах рассматривались бы как теоретические. Для немцев компетентность в технической области является очень почитаемой.