Регулирование цен в естественных монополиях
Естественная монополия – это составление товаров рынка при котором:
- удовлетворение спроса на этом рынке эффективно в отсутствии конкурентов в силу технических особенностей производства
- производственные товарные субъекты естественных монополий не могут быть заменены в потреблении других товаров
Деятельность субъектов естественных монополий регулируется в следующих сферах:
- транспортировка нефти по магистральным трубопроводным
- транспортировка газа
- ж/д перевозки
- услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов
- услуги по перевозки электроэнергии
- услуги по перевозке теплоэнергии
- услуги общедоступной электросвязи и почтовой связи
Методы регулирования цен в сферах ест мон-ий:
- установление фиксированного размера цен, тарифов
- установление предельного уровня цен
Неценовое регулирование – определение потребителей, подлежащие обязательному обслуживанию или устранение минимального уровня их обеспечения в случаи невозможности удовлетворения потребителей в полном объеме.
При этом должны учитываться:
- защита прав
- обеспечение безопасности государства
- охрана природы и культурных ценностей
При нарушение законодательства о естественных монополиях эти субъекты обязаны перечислять в федеральный бюджет прибыль, получаемые ими в результате нарушение законодательства. Если действия этих субъектов монополий вызывают убытки в том числе о завышение цен и тарифов др хозяйствуешему субъекту, то эти убытки подлежат возмешению.
(41.) Регулирование цен на отдельные виды продукции производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.
Цены регулируются в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» №221 от 28.02.1995 г. и постановлением Правительства РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» №239 от 07.03.1995 г. Сюда следует отнести газ (природный, попутный, нефтяной и т.д.), продукцию ядерно-топливного цикла, оборонного назначения, драгоценные металлы и сплавы, услуги ледокольного флота, ряд услуг для населения социальной значимости (жилье и коммунальные услуги, услуги систем водоснабжения, ритуальные услуги, перевозки пассажиров и багажа отдельными видами транспорта и т.д.).
Правительство РФ определяет и утверждает перечень продукции и услуг, цены на которые подлежат регулированию на внутреннем рынке со стороны Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Так, Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти регулируют цены на газ (кроме реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), электро- и теплоэнергию, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией, тарифы на перевозку грузов и погрузочно0разгрузочные работы на железно-дорожном транспорте, тарифы на перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении), тарифы на погрузочно-разгрузочные работы в портах и портовые сборы, тарифы на отдельные виды услуг почтовой и электрической связи по перечню, утвержденному Правительством РФ.
Органы исполнительной власти субъектов РФ регулируют цены на продукцию и услуги для населения: газ, топливо, жилье и коммунальные услуги, услуги систем водоснабжения, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта); на электро- и теплоэнергию, тарифы на которые регулируются региональными энергетическими комиссиями, услуги почтовой и электрической связи по перечню, утвержденному Правительством РФ.
Кроме того, органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право регулировать тарифы на отдельные виды услуг: например, на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения РФ (железным дорогам), перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным, межобластным и межреспубликанским маршрутам в пределах РФ и т.д.
С 2002 г. добавили регулирование цен на водку и ликероводочные изделия крепостью свыше 28%, производимые на территории России и ввозимые на территорию России. А также регулирование на этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории России.
(42.) Регулирование цен на лекарственные средства.
Первое Постановление Правительства от 29.03.1999 г. Последнее Постановление от 09.11.2001 г. №782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства».
Минздрав России ежегодно по согласованию с Министерством промышленности, науки и технологий России и с Министерством экономического развития и торговли представляет на утверждение перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств Правительству России.
Порядок регулирования цен:
1) Государственная регистрация цен, а именно предельная отпускная цена на отечественную продукцию и продукцию иностранного производства;
2) Предельные надбавки для оптовой и розничной торговли устанавливается органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Государственная регистрация цен производится бесплатно. Процесс регистрации предельных отпускных цен осуществляется на основании заявления производителя (уполномоченного лица) и целого ряда необходимых документов в Минздрав России. Все эти документы Минздрав направляет в Министерство экономического развития и торговли, а так же Министерство промышленности, науки и технологии. Они принимают решение о согласовании отпускной предельной цены производителя или об отказе в согласовании. Это решение направляется в Минздрав России. После получения решения Минздрав:
a) Принимает решение о государственной регистрации предельной отпускной цены, либо об отказе;
b) Вносит данные о зарегистрированной цене в государственный реестр цен на лекарственные средства;
c) Выдает производителю удостоверение о регистрации предельной отпускной цены и выписку о зарегистрированной цене из государственного реестра цен.
При регистрации предельной цены на отечественную продукцию она учитывается в реестре в рублях, а продукция иностранного производства в инвалюте или может быть в рублях, пересчитанных по курсу ЦБ на дату государственной регистрации.
Зарегистрированная предельная цена производителя подлежит перерегистрации в Минздраве в связи с изменением цен на сырье, материалы, ростом заработной платы, изменением конъюнктуры рынка и т.д.
Предельные надбавки, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Оптовые надбавки устанавливаются:
a) К фактической отпускной цене отечественного производителя или к контрактной цене иностранного производителя при прямых закупках. К цене, не превышающей зарегистрированной предельной отпускной цене производителя, в валюте пересчитанной в рубли по курсу ЦБ на дату государственной регистрации;
b) К отпускной цене организации оптовой торговли, закупающей лекарственные средства непосредственно у производителя.
Сумма оптовых надбавок всех организаций оптовой торговли, участвующих в реализации лекарственных средств на территории России не должна превышать предельную оптовую надбавку.
Предельные розничные (торговые) надбавки устанавливаются для аптечных учреждений, независимо от их организационно-правовой формы. Надбавки устанавливаются к фактической отпускной цене производителя или к отпускной цене организации оптовой торговли. Размер надбавки не должен превышать предельную величину.