Примеры постоянных затрат. Практическое занятие № 2 по дисциплине «АФХД»
Практическое занятие № 2 по дисциплине «АФХД»
Тема 2 «Анализ взаимосвязи объема продаж, затрат и прибыли
Цель изучение темы:
· Раскрытие возможностей СVР (маржинального) анализа
· Обоснование управленческих решений, ориентированных на минимизацию хозяйственных рисков
Рассматриваются задачи нескольких типов:
1) определение безубыточного объема производства (продаж);
2) поиск расчетного (целевого) объема продаж для получения целевой величины прибыли и целевого уровня рентабельности производства (продаж);
3) поиск критической цены реализации при целевом объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат;
4) поиск критического уровня постоянных затрат при целевом уровне маржинального дохода;
5) СVР-анализ с учетом фактора налоговых платежей;
6) выделение переменной и постоянной частей затрат для целей последующего планирования;
7) планирование ассортимента производства (продаж) при заданных условиях внутренней и внешней бизнес-среды.
Маржинальный анализ — анализ соотношения объёма продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях .
С (costs) — затраты, V (volume) — объем, Р (profit) — прибыль.
В основе маржинального анализа лежит деление затрат на переменные и постоянные. Основной категорией маржинального анализа является маржинальный доход, который представляет собой разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами.
Маржинальный доход называют также суммой покрытия, то есть той частью выручки, которая покрывает постоянные затраты и формирует прибыль. Чем больше маржинальный доход, тем быстрее будут перекрыты постоянные затраты и тем быстрее организация, предприятие начнёт получать прибыль.
Примерами переменных прямых затрат являются:
- Затраты на сырьё и основные материалы;
- Затраты на энергию, топливо;
- Заработная плата рабочих, осуществляющих производство продукции, с начислениями на неё;
- Затраты на комплектующие материалы.
Примеры постоянных затрат
- Проценты по обязательствам во время нормальной деятельности предприятия и сохранения объёма заёмных средств за их использование должна уплачиваться определённая сумма вне зависимости от объёмов производства, однако, если объём производства так низок, что предприятие готовится к банкротству, данными затратами можно пренебречь и прекратить выплаты по процентам
- Налоги на имущество предприятия, так как его величина достаточно стабильна, также являются в основном постоянными расходами, однако можно продать имущество другой компании и брать его у неё в аренду (форма лизинга), уменьшив таким образом выплаты налога на имущество
- Амортизационные отчисления
- Оплата охраны, сторожей, при том, что может быть сокращена при уменьшении количества работающих и снижении нагрузки на контрольно-пропускные пункты, остаётся даже при простое предприятия, если оно хочет сохранить свою собственность
- Оплата аренды в зависимости от типа производства, длительности контракта и возможности заключить договор субаренды может выступать как переменная затрата
- Зарплата управленческого персонала в условиях нормального функционирования предприятия является не зависящей от объёмов производства, однако при сопутствующих реструктуризации предприятия увольнениях неэффективных управленцев также может быть снижена.
Точка безубыточности — минимальный объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль.
Точку безубыточности можно определить в единицах продукции, в денежном выражении или с учётом ожидаемого размера прибыли.
Синонимы: критическая точка, CVP-точка.
Синонимы: критическая точка, CVP-точка.
Для решения ситуационных заданий темы 2 используются следующие типовые формулы:
1. Прибыль:
РR=S –VС-F,
где S — продажи, выручка от продажи продукции;
VС - общие переменные расходы; F— общие постоянные расходы.
2. Маржинальный доход на единицу товара МДед:
МДед = р- v,
гае р— цена продукции; v - переменные затраты на единицу продукции.
Уровень маржинального дохода в 1 ДЕ цены продаж УМД:
УМД = МДед/р
Маржинальный доход от продажи определенного количества МД, ед.:
МД =S –VС =(р-v)х.
3. Точка безубыточности:
в натуральном выражении:
хт.б. =F / (р-v), ед.;
в стоимостном выражении:
Sт.б. = F / УМД, ДЕ;
Целевые продажи для получения целевой прибыли:
в натуральном выражении:
хцел= (F +PRцел)⁄ МДед, ед.;
в стоимостном выражении:
Sцел = (F +PRцел)⁄УМД, ДЕ.;
4. Целевые продажи для получения целевой прибыли после налогов:
в натуральном выражении:
хцел= , ед.;
в стоимостном выражении:
Sцел = , ДЕ.;
где — чистая прибыль целевая; Н — ставка налога из прибыли.
Пример 2.1.Организуется компания «Модница» для продажи платьев местного производителя. Планируемая цена 70 ДЕ за платье. Закупка 1 платья обходится в 32 ДЕ. Прочие переменные затраты составляют 10 ДЕ на 1 платье. Постоянные расходы составляют 84 000 ДЕ. Планируемые продажи в марте — 2500 ед.,
в апреле — 3000 ед.
Задание
1. Определите фактические доходы и прибыль «Модницы» в марте и ожидаемые в апреле. Сделайте вывод об изменении результативности деятельности.
2. Каков маржинальный доход, приходящийся на единицу продукции? Каков маржинальный доход от продажи 2500 ед. товара? Каков уровень маржинального дохода в 1 ДЕ цены продаж?
3. Используя рассчитанный уровень маржинального дохода, определите точку безубыточности в денежном выражении. Предположим, директор компании хочет получить операционную прибыль в сумме 14 000 ДЕ, тогда какими должны быть продажи в ед. и ДЕ?
4. Директор компании хочет получить прибыли после налогов в сумме 35 711 ДЕ. Уровень налогов в прибыли 20 (30) %. Какова целевая операционная прибыль (предполагаем, что других доходов и расходов нет)? Сколько единиц товара нужно продать для этого?
5. В мае компания предполагает продать 3200 платьев. Планируется также провести рекламную кампанию, что обойдется фирме в 10 000 ДЕ. Предполагается, что реклама увеличит продажи до 4000 ед. Нужно ли проводить рекламную кампанию?
6. Взамен рекламной кампании менеджмент предлагает снизить цену продажи до 61 ДЕ. Предполагается, что это увеличит продажи до 4500 ед. Стоит ли снижать цену?
7. Завод-производитель предлагает «Моднице» изменить условия закупки: снизить стоимость закупки до 25 ДЕ, выплачивать производителю ежегодно 36 000 ДЕ административного вознаграждения. Менеджмент должен решить, какой объем продаж платьев обеспечит ту же прибыль, что и при прежних условиях?
8. С июля компания планирует начать продажи блузок. Дополнительных постоянных затрат не потребуется. Для начала планируется продавать 2 блузки по цене 20 ДЕ каждая на каждое проданное платье. Переменные затраты на каждую блузку 9 ДЕ. Каким будет порог рентабельности при новой структуре продаж?
Решение
Исходные данные представим в табл. 2.1.А.
Таблица 2.1.А
Показатели | Условное обозначение | Март | Апрель |
Продажи, ед. | x | ||
Цена продажи, ДЕ | p | ||
Себестоимость закупки ед., ДЕ | v1 | ||
Прочие переменные расходы на ед,ДЕ | v2 | ||
Постоянные расходы, ДЕ | F | 84 000 |
1)—2). Проведем все необходимые расчеты для ответа на п. 1) и 2) и оформим их в табл. 2.1.Б.
Таблица 2.1. Б
Показатели | Условное обозначение | Март | Апрель |
Продажи, ед. | x | ||
Цена продажи, ДЕ | р | ||
Выручка от продаж, ДЕ | S | ||
Себестоимость закупки ед., ДЕ | v1 | ||
Прочие переменные расходы на ед., ДЕ | v2 | ||
Постоянные расходы, ДЕ | F | 84 000 | |
Прибыль, ДЕ | РR | -14000 | |
Маржинальный доход на ед., ДЕ | МДед | ||
Маржинальный доход на выпуск, ДЕ | МД | ||
Уровень маржинального дохода на ед., коэффициент | УМД | 0,4 |
3. Согласно проведенным ранее расчетам (табл. 2.1.Б, строка «Выручка от продаж») точка безубыточности в стоимостном выражении составляет 210000 тыс. ДЕ.
Если директор компании хочет получить операционную прибыль в сумме 14 000 ДЕ, тогда продажи составят:
xцел3= (84000 + 14000)/28 = 3500 ед.;
Sцел3= (84000 + 14)/0,4 = 245000ДЕ.
4. Если целевая прибыль после налогов составляет 35 711 ДЕ, а ставка налогов из прибыли 20(30) %, тогда
целевая прибыль до налогов составит:
35 711/(1-0,3) = 51016 ДЕ;
целевые продажи составят:
хцел4 = (84000 + 14000:0,7)/28 = 4822 ед.
5. Оценим возможности проведения рекламной кампании. Расходы на проведение рекламной кампании прибавляют к сумме постоянных расходов. Рассчитаем прибыль при условии проведения рекламной кампании:
РRцел5 = 4000*28-84000 - 10000 = 18000 ДЕ.
Следовательно, рекламная кампания окупается и позволяет получить прибыль.
6. Проверим, выгодно ли снизить цену на товар. Рассчитаем прибыль по условию задания 6:
РRцел6 = 4500*19-84000 = 1500 ДЕ.
Если сравнивать два сценария: проведение рекламной кампании и снижение цены, первый сценарий гораздо выгоднее.
7. Определим, принесет ли такое распределение затрат прибыль. Вознаграждение распределяем поровну на каждый месяц — по 3000 ДЕ в месяц (36 000/12 мес). Сценарий оцениваем по критерию выгодности и риска:
выгодность продаж товара по новым условиям для получения
прибыли в 14 000 ДЕ (п. 3):
хцел7= (84000 + 3000 + 14000)/(70 - 25 - 10) = 2886ДЕ;
риск — новая точка безубыточности:
хт.б.7 = (84000 + 3000)/( 70 - 25 - 10) = 2485 ед.
Предложенные условия снижают точку безубыточности, однако целевые продажи близки к новой точке безубыточности, значит, соотношение выгодности и риска неоптимально.
8. Для ответа на вопрос п. 8 необходимо определить средневзвешенный уровень маржинального дохода, который сложится при заданной структуре продаж.
Таблица 2.1. В
Показатели | Условное обозначение | Платье | Блузка |
Структура продаж, коэффициент | dх | 2/3 | 1/3 |
Цена продажи, ДЕ | p | ||
Себестоимость закупки ед., ДЕ | v1 | ||
Прочие переменные расходы на ед., ДЕ | v2 | ||
Постоянные расходы, ДЕ | F | 84 000 | |
Прибыль, ДЕ | РR | ||
Уровень маржинального дохода на ед., коэффициент | УМД | хх | ххх |
Средневзвешенный уровень маржинального дохода на ед., коэффициент | УМДср | ххх | |
Точка безубыточности, ДЕ | Sт.б. 8 | ххххх |
Выводы по заданию
• План продаж 2500 ед. приведет компанию к убытку, так как порог рентабельности деятельности 3000 ед. товара.
• Для получения прибыли в 14 000 ДЕ необходимо продавать 3500 ед. товара или получать выручку от реализации 245 000 ДЕ.
• Целевая прибыль в случае заданной величины чистой прибыли 35 711 ДЕ составляет 51 016 ДЕ, а целевые продажи 4822 ед.товара.
• Проведение рекламной кампании при условии роста продаж до 4000 платьев позволит получить прибыль в размере 18 000 ДЕ, тогда как снижение цены — только в размере 1500 ДЕ. Второй сценарий имеет смысл реализовывать лишь в том случае, если необходимо завоевать рынок.
• Снижение себестоимости закупок при одновременном росте постоянных затрат не является оптимальным решением с точки зрения выгодности и риска.
• Если компания будет продавать два вида товара — платья и блузки, выручка от реализации составит 186 666 ДЕ. Блузки дешевле, однако уровень маржинального дохода у этого товара существенно выше, поэтому расширение ассортимента положительно повлияет на результаты деятельности.