Тенденции и особенности развития
МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ
Во всех странах с развитой рыночной экономикой малый биз-
нес доказал свою значимость и эффективность как в экономиче-
ском, так и в социальном плане. Для этих стран это уже давно усто-
94
явшееся, понятое и давно изученное явление. Малое предпринима-
тельство в нашей стране как самостоятельное общественно-полити-
ческое и социально-экономическое явление существует немногим
более 10 лет, и в настоящее время переходит от стартового этапа
к этапу более глубокого и качественного развития.
О развитии малого бизнеса в РФ за 1991—003 гг. свидетель-
ствуют следующие данные (табл. 6.1).
Если анализировать темпы развития малых предприятий по от-
дельным этапам, то они были довольно неравномерными. Самые
высокие темпы прироста малых предприятий наблюдались на пер-
воначальном этапе, т. е. в 1991—995 гг.
В 1995—003 гг. увеличение количества малых предприятий
существенно замедлилось. Эту ситуацию эксперты сводно-анали-
тического управления Государственного комитета РФ по поддерж-
ке и развитию малого предпринимательства объясняют наличием
объективных причин, мешающих развитию малого бизнеса. Среди
них: бюрократические барьеры, увеличение стоимости сырья и услуг,
невозможность получения кредита, низкая покупательная способ-
ность населения. Согласно принятому Закону РФ от 14.06.1995 г.
№ 88-ФЗ ≪О государственной поддержке малого предприниматель-
ства в Российской Федерации≫ изменились критерии отнесения
предприятий к малым, что и ≪сократило≫ количество тех, которые
до этого считались малыми, а затем стали средними. Максимальная
численность малого предприятия снизилась с 200 до 100 чел. (раз-
лична по отраслям).
Известно, что эффективность функционирования малого бизнеса
зависит от многих причин, в том числе от отраслевой принадлежности.
Из общего числа малых предприятий наибольшую долю — 44,5% — . составили предприятия торговли и общественного пита-
ния, значительно меньше их доля в строительстве (15,8%) и про-
мышленности (15,7%), что является отрицательным фактором.
Для повышения эффективности общественного производства
необходимо стремиться к тому, чтобы доля малых предприятий
преобладала в реальном секторе, но для этого необходимо созда-
вать соответствующие условия. Малый бизнес в первую очередь
стремится в те сферы экономики, которые обеспечивают ему наи-
большую прибыль и рентабельность. По мере заполнения этих сфер
малый бизнес устремляется в другие, более привлекательные сфе-
ры. Это закономерный процесс.
Картина распределения малых предприятий по отдельным фе-
деральным округам довольно пестрая.
Согласно данным Госкомстата РФ доля малых предприятий
в их общей численности по отдельным федеральным округам за
2002 г. составила: Центральный федеральный округ —36,7%; Севе-
ро-Западный —14,6 %; Южный —9,7%; Приволжский —15,6%;
Уральский —6,7%; Сибирский —11,9%; Дальневосточный —4,8%.
95
Малые предприятия по отраслям экономики в динамике (на 1 января)
Т а б л и ц а 6.1
Тыс. ед.
Отрасли
Всего по России
Промышленность
Сельское хозяйство
Строительство
Торговля и общест-
венное питание
Общая коммерческая
деятельность по
обеспечению функ-
ционирования рынка
Наука и научное
обслуживание
Другие отрасли
экономики
1991
Кол-во
МП
268
37,9
— 51,9
124,4
7,2
10,6
36
%
100
14,1
— 19,4
46,4
2,7
4,0
13,4
1993
Кол-во
МП
865
94,7
— 92,2
397,5
63,9
64,8
151,9-
%
100
10,9
— 10,6
46,0
7,4
7,5
17,6
1995
Кол-во
МП
877,3
128,5
— 145,5
374,6
42,4
48,8
137,5
%
100
14,6
•— 1 6 , 6
4 2 , 7
4 , 8
5 , 6
1 5 , 6
1 9 9 9
Кол-во
МП
861,1
134,8
11,9
142,1
372,8
36,0
43,9
119,6
%
100
15,6
1,4
16,5
43,3
4,2
5,1
13,9
2000
Кол-во
МП
890,6
136,2
13,5
135,9
399,7
36,7
37,1
145,2
%
100
15,3
1,5
15,3
44,9
4,1
4,2
16,3
2002
Кол-во
МП
843
125,1
1,4
121,9
388,1
34,7
28,5
131,3
%
100
14,8
1,6
14,5
46,0
4,1
3,4
15,6
2003
Кол-во
МП
882,3
121,0
15,6
113,0
422,4
38,8
22,7
148,8
%
100
13,7
1,8
12,8
47,9
4,4
2,6
16,8
Российский статистический ежегодник. 2003. С. 318.
Аналогичная картина и по отдельным городам. Так, например,
в Москве в 2002 г. функционировало 182,2 тыс. малых предприя-
тий, или 21,6%, а в г. Санкт-Петербурге —109,2 тыс. малых пред-
приятий, или 13,0%. То есть в этих городах сосредоточено 34,6%
всех малых предприятий.
Исследованиями установлено, что такая неравномерность в рас-
пределении малых предприятий по отдельным округам страны
объясняется многими причинами, но основными из них являются:
•уровень индустриального развития региона;
•отношение региональных органов власти к развитию малого
предпринимательства;
•сложившиеся условия для развития малого предпринима-
тельства;
•численность населения в том или ином экономическом райо-
не страны;
•уровень развития инфраструктуры для нормального функ-
ционирования малого бизнеса и др.
В соответствии с Законом РФ от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ ≪О госу-
дарственной поддержке малого предпринимательства в РФ≫ к субъ-
ектам предпринимательской деятельности относятся граждане,
осуществляющие самостоятельную деятельность в целях получе-
ния личного дохода, или индивидуальные предприниматели.
Их количество имеет устойчивую тенденцию роста. По данным
Государственной налоговой службы РФ количество действующих
индивидуальных предпринимателей, продекларировавших доходы,
по отдельным годам составляло (тыс. чел.):
1995 г .—1982,6;
1996 г. —336,4;
1997 г. —688,6;
1998 г. —810,0;
1999 г. —986,7;
2002 г. —4500,0.
Доля индивидуальных предпринимателей в структуре субъек-
тов малого бизнеса составляет приблизительно 76—7%.
Это объясняется наиболее простыми условиями организации
индивидуального предпринимательства, не требующими на пер-
вых этапах становления и развития значительных финансовых и
материальных вложений, бояее простой системой налогообложе-
ния, а также трудными экономическими условиями, в которых
оказалось население страны в период экономического и финансо-
вого кризиса.
Развитие малого предпринимательства в нашей стране прохо-
дило в довольно сложных экономических, социальных и полити-
ческих условиях. Этот период характеризовался инфляционным
процессом, кризисом в экономике и жесткой кредитно-финансовой
политикой, проводимой государством.
97
4 - 6259
Естественно, такая обстановка не способствовала развитию всех
субъектов хозяйствования, в том числе и малого предприниматель-
ства.
На деятельность малого бизнеса оказывает воздействие ряд
факторов. Одни из них влияют в позитивном, другие —в негатив-
ном плане; одни имеют значительное воздействие, другие —незна-
чительное.
Все эти факторы также можно разделить еще на две группы:
внешние и внутренние,
К внешним факторам относятся: законодательная база; налого-
вая система; система кредитования; система поддержки и развития
малого бизнеса; информационная система и другие элементы ры-
ночной инфраструктуры, непосредственно влияющие на деятель-
ность субъектов малого бизнеса.
К внутренним факторам относятся: организационно-правовая
форма предприятия; менеджмент предприятия с его организацион-
ной структурой; экономический потенциал; мотивация труда ра-
ботников и др.
Однако одним из основных внутренних факторов, влияющих на
эффективность деятельности малых предприятий, является менедж-
мент, включающий в себя организационное построение малого
предприятия и управление всеми подразделениями.
Многие малые предприятия разоряются и прекращают свое су-
ществование только из-за плохого менеджмента на предприятии.
На основе вышеупомянутого можно сделать вывод, что если бы
в нашей стране за период 1990—002 гг. были созданы нормальные
условия для развития малого бизнеса и была обеспечена соответ-
ствующая поддержка со стороны государства, то уровень его разви-
тия был бы намного выше. По уровню развития малого бизнеса мы
далеко отстаем от развитых стран мира. Об этом красноречиво сви-
детельствуют данные, представленные в табл. 6.2.
Т а б л и ц а 6.2
Малые предприятия в экономике ряда стран в 1996 г.
Страны
Великобритания
Германия
Италия
Франция
Страны ЕС в целом
США
Япония
Россия
Число малых предприятий
единиц, тыс.
2630
2290
3920
1980
15 770
19 300
6450
836
на
1000 жителей
46
37
68
35
45
74
50
6
Доля малых предприятий
в численности
занятых, %
49
46
73
54
72
54
78
9,6
в ВВП, %
53
54
60
62
67
52
55
11
Приведенные данные показывают, что малый бизнес в России
еще не играет столь значимой роли, как в странах с развитой рыноч-
ной экономикой. Доля малых предприятий в ВВП ниже уровня раз-
витых стран в 5— раз, доля занятых на малых предприятиях — в 5— раз, число малых предприятий на 1000 жителей —в 6—2 раз.
Это говорит о большом неиспользованном потенциале, кото-
рый имеется в РФ для развития малого бизнеса и повышения его
роли в экономике.
За десятилетний период малый бизнес в нашей стране развивал-
ся в основном стихийно, без должной поддержки и управления со
стороны государства и региональных властей. Поэтому в его разви-
тии имеют место как явно позитивные, так и негативные явления.
К позитивным явлениям можно отнести:
•несмотря ни на что, малое предпринимательство в нашей
стране развивается, и с каждым годом роль и значение малого биз-
неса становятся все более весомыми;
•расширение границ проникновения малого бизнеса во все
сферы общественного производства;
•наблюдается тенденция развития малого бизнеса не только
в количественном, но и в качественном плане.
Из особенностей развития малого бизнеса в России можно от-
метить следующее:
•процесс развития малого бизнеса протекал хаотично, без го-
сударственного вмешательства и государственного регулирования;
•существенно возросла роль малого бизнеса в решении эконо-
мических и социальных проблем, но она далека еще до максималь-
ного значения;
•происходит криминализация малого бизнеса в Российской
Федерации;
•малый бизнес еще не заполнил все рыночные ниши, предос-
тавленные ему средним и крупным капиталом;
•малый бизнес затронул торговлю, общественное питание и
многие другие привлекательные сферы деятельности, где были со-
зданы условия для получения большей прибыли. По мере развития
малый бизнес будет проникать и в те сферы деятельности, где рен-
табельность намного меньше, чем в уже освоенных;
•малые предприятия в основном разобщены, и у них нет тес-
ных технологических и прочих хозяйственных связей. В экономи-
чески развитых странах мира субъекты малого бизнеса тесно связа-
ны с крупными и средними предприятиями на основе кооперирова-
ния и интегрирования, чего не наблюдается в России;
•следующая ступень развития малого бизнеса в России —его
интеграция со средними и крупными предприятиями;
•отечественный малый бизнес пока очень слабо интегрирован
в мировую экономику. Это касается не только международной спе-
циализации и кооперирования, но и экспорта продукции.
99
Таким образом, малый бизнес все еще представляет собой слабо
разработанный пласт хозяйства России, который может дать бога-
тый ≪урожай≫, если будут созданы условия для его развития.