Тема 5. современное направление глобальной и социальной экологии. экология культуры человека
Вопросы для обсуждения:
1. Глобальные проблемы современности. Обратите внимание на:
- появление необходимости переосмыслить пути общественного развития;
- универсальный характер проблем;
- три группы основных глобальных проблем:
1)общемировые – связанные с перестройкой международных отношений;
2) общепланетарные ресурсные проблемы;
3) общечеловеческие проблемы социокультурного, гуманитарного порядка.
Чем они вызваны?
- тенденция глобализации;
- тенденция национального обособления.
2. Соотношение глобальной, социальной, космической антроэкологии.
Рассматривая второй вопрос необходимо обратить внимание на:
- понятия «глобальный» - межпланетарный, «социальный» - включает проблемы демографии – рождаемость и смертность, занятость населения – значимость человеческих ресурсов;
- продовольственное обеспечение населения планеты;
- космической – борьба за освоение космоса;
- факторы, которые оказывают влияние на решение глобальных проблем и пути их решения.
Но роль НТП не может быть оценена однозначно. Будучи одной из причин обострения глобальных проблем НТП должен обеспечить научно-техническую базу их успешного решения. Современный этап научно-технического прогресса характеризуется рядом особенностей: (см. Барабанов В.В., В.Г.Зарубин. Обществознание. Учебно-справочное пособие. М.: АСТ., 2006, с.32 – 33)
1. Увеличивающиеся затратами на научные разработки, требующие международного сотрудничества, например, освоение космоса и др.:
2. Проблема «безопасности достижений НТР»;
3. Обострение борьбы за «научное первенство»;
4. Углубление социальных последствий НТР;
5. Милитаризация общества и др.
Из этого следует, что значение НТП для решения глобальных проблем современности может быть позитивным лишь при социально-политической обеспеченности, стабильности, при условии совместных усилий всего человечества. Перед человечеством стоит вопрос: ноосфера или техносфера, к чему стремится? Правомерно ли поставлен вопрос? Какие возможные сценарии будущего?
По мере возникновения, совершенствования и распространения новых технологий (земледельческая культура, промышленная революция и т.д.) планетарная экосистема, адаптированная к воздействию природных факторов, стала испытывать влияние новых мощных и разнообразных воздействий. Вызваны они человеком и поэтому называются антропогенными. Под антропогенными воздействиями понимают деятельность человека, связанную с реализацией экономических, военных, рекреационных (восстановительных), культурных и других интересов человека, вносящую физические, химические, биологически изменения в окружающую природную среду.
Большая часть антропогенных воздействий носит целенаправленный характер, осуществляется человеком сознательно во имя достижений своих целей. Но существуют и другие – стихийные воздействия (например, подтопления территорий, возникающие после её застройки, обвалы, разрушения, высыхание водоёмов и др.).
Все виды антропогенных воздействий можно разделить на положительные и отрицательные.
Положительными воздействиями человека на биосферу считаются воспроизводство природных ресурсов, восстановление запасов подземных вод, полезащитное лесоразведение (лесополосы), рекультивацию земель на месте разработок полезных ископаемых и др.
Отрицательное воздействие человека на биосферу проявляется в разных масштабах акциях: вырубка леса на больших площадях, истощение запасов пресных подземных вод, в засолении и опустынивании земель, в резком сокращении и вымирании (исчезновении) редких видов животных и растений и т.д.
Наиболее распространенным видом отрицательного воздействия человека на биосферу является загрязнение окружающей среды (такие как, например: Чернобыль, авария на АЭС, кислотные дожди, опасные отходы и др.).
2. Укажите социальные и природные факторы общественного развития. Каково их влияние на формирование и развитие потребностей людей.
3. Назовите существующие формы собственности и покажите влияние их развития на удовлетворение потребностей.
Вопросы для повторения и контрольного собеседования:
1. Чем отличаются биологические потребности от социальных?
2. Что относится к общественным потребностям и какова их связь с индивидуальными?
3. Как постиндустриальное общество влияет на изменение потребностей.
4. Что такое «способности», «интеллект» и какое отношение они имеют к потребностям, есть ли связи?
5. Каковы интересы, мотивы людей, добивающихся удовлетворения высших потребностей?
6. Какие условия должны существовать в обществе, которые могут обеспечить удовлетворение духовных потребностей?
Основные понятия:
- мировоззрение; - собственность;
- мотивация; - форма собственности;
- теория потребностей; - свобода (труда);
- классификация; - социальная деятельность
Основная литература для самостоятельной работы:
1. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность. Учебное пособие. – М. 2005
2. Веснин В.Р. Менеджмент. Учебник. – М. 2004. с.130
3. Маслоу А. Мотивация и личность. 2-е изд. СПб, «Питер», 2003
4. Орлов В.В. Человек, мир, мировоззрение. – М., «Молодая гвардия», 1985
5. Черников В.Г. Человек и его потребности. Учебное пособие.
Рыбинск:РГАТА, 2003