Тесты для оценки знаний
I. Подберите каждому термину его определения
Термины
1. Диалектика
2. Черта АФХД
3. Индукция
4. Дедукция
5. Метод АФХД
6. Подход АФХД
7. Методика АФХД
8. Элемент методики АФХД
9. Традиционная форма
10. Детерминированная форма
Определения
а) системное, комплексное изучение влияние факторов на результаты предприятия путем обработки приемами анализа с целью эффективности производства.
б) движение, изменение и развитие деятельности предприятия.
в) технические приемы (способы) АФХД.
г) изучение внутренних противоречий, положительных и отрицательных сторон каждого явления и процесса.
д) направление в методологии исследования объекта АФХД.
е) исследование от частного к общему (частные факторы к результату).
ж) обработка и изучение информации АФХД.
з) совокупность способов, правил наиболее целесообразных для выполнения какой-либо работы.
и) исследование от общих факторов к частным (от результата к причинам).
к) изучение влияния факторов на результаты хозяйствования и подсчета резервов.
II. Угадай по признакам
- письменное, комплексное обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия на основе способов анализа с целью эффективности производства характеризует__________________________
_______ - динамичность, взаимосвязь, комплексность, соподчиненность, выделение ведущего звена – характеристика____________________
_______ - традиционная, детерминированная, стохастическая и оптимизация показателей – характеристика__________________________
_______ - сравнение, относительных и средних, величин, графический, группировки и балансовый – характеризуют___________________
_______ - цепная подстановка, исчисление абсолютных и относительных разниц, индексный и интегральный – характеризуют___________
_______ - количественные и качественные, общие и специфические, натуральные и стоимостные, плановые и отчетные – характеристика________________________________
_______ - исследование объекта, подбор показателей, разработка общей схемы анализа, выбор методов анализа, оценка итогов расчета влияния факторов на результат – характеристика____________________________
_______ - пояснительная записка, справки и заключения, аналитические таблицы, паспорт предприятия – характеристика_____________
_______ - численность работников, урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность скота, площадь сельскохозяйственных угодий, объем произведенной продукции – характеристика_____________________
_______ - себестоимость продукции, производительность труда, фондоотдача, прибыль и рентабельность характеристика____________
_______
Выводы по модулю
Метод АФХД – это письменное, комплексное обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки приемами анализа с целью эффективности производства. Использование метода АФХД проявляется через ряд конкретных методик аналитического исследования.
В экономическом анализе методика представляет совокупность аналитических способов (приемов) и правил исследования.
Если проводится не только анализ хозяйственной деятельности отдельного объекта, а комплексный экономический АФХД предприятия (организации) в целом, то применяется система (комплекс) взаимосвязанных и взаимообусловленных показателей.
В процессе изучения материала модуля студенты научились распознавать методы и приемы экономического анализа, их особенности, систему аналитических показателей.
Модуль 1.4. Решение ситуационных задач
Цели модуля
После изучения модуля студент должен
знать:
• классификацию методов экономического исследования;
• методику проведения статистических и бухгалтерских методов;
• методику проведения детерминированного факторного анализа.
уметь:
• использовать методы статистического и бухгалтерского анализа;
• проводить факторный анализ оценки объектов с помощью основных способов (приемов) анализа.
Содержание модуля
УЭ 1. Алгоритм решения проблемы традиционной формой экономического анализа (статистические и бухгалтерские методы анализа).
УЭ 2. Алгоритм решения проблемы детерминированной факторной моделью экономического анализа (функциональный метод факторного анализа).
УЭ 3. Решение ситуационных задач, коррекция компетентности специалиста в экономическом анализе.
УЭ 1. Алгоритм решения проблемы традиционной формой экономического анализа (статистические и бухгалтерские методы анализа)
· Способ (прием) сравнения – позволяет соизмерять процессы, делая выводы. Оценку дают через сходные понятия и явления.
Пример: сравнивая ВП (факт и план) необходимо использовать единые цены на продукцию (сопоставимые цены 1994 года или действующие цены).
Сравнение – взаимосвязь анализа и синтеза.
· анализ – разложение целого на части, т.е. исследование
· синтез – соединение
Пример: себестоимость продукции – мало рассмотреть статьи затрат, надо дать общую характеристику себестоимости и выявить причину, влияющую на себестоимость.
Условие (сквозная задача): Произвести анализ стоимости товарной продукции по годам через экстенсивный фактор (СО ПФ) и интенсивный фактор (Фо).
Алгоритм расчета
ТП = СОПФ * Фо
Исходные данные:
1-й год: СОПФ – 100 млн. руб.; Фо – 0,80
2-й год: СОПФ – 120 млн. руб.; Фо – 0, 75
Решение:
ТП1 = 100 * 0,80 = 80 млн. руб.
ТП2 = 120 * 0,75 = 90 млн. руб.
Вывод: Рост стоимости товарной продукции на 2-й год деятельности предприятия увеличился на 10 млн. руб.
· Способ (прием) группировки – разбитие изучаемых явлений на однородные части.
Пример: группировка по урожайности, товарной продукции…
С группировкой связано нахождение средних и относительных величин.
Исходные данные: те же (сквозное решение).
Решение:
Вывод: В среднем за 2 года стоимость ТП составила 85 млн. руб., таким образом, на 2-й год деятельности предприятия ТП увеличилась на 12,5%.
· Графический способ (прием) – наглядное изображение процесса и оперативный контроль.
млн. руб. ТП
100
90
+10
80 12,5%
1 2 3 года