Разъемные соединения при сборке
Разъемными соединениями называется соединение двух или более деталей, при разъеме которых не происходит повреждения деталей.
Основным требованием к ним является возможность многократной сборки и разборки деталей при условии точного взаимного расположения и обеспечения точности соединения.
Резьбовые соединения
Резьбовые соединения – образуются в результате навинчивания одной детали на другую. По своему характеру разделяются на подвижные и неподвижные. Подвижное резьбовое соединение образует такую пару, при которой деталь, служащая гайкой, перемещается по детали исполняющей роль винта или наоборот. К неподвижным резьбовым соединениям относятся болтовые и винтовые соединения. Болтовое соединение осуществляется при помощи болта и гайки. Обе соединенные детали имеют проходные отверстия.
Типы резьбовых соединений: а — болтовое; б — соединение
винтом; в, г — соединение шпилькой
Винтовые соединения осуществляются без применения гайки: в одной резьба, а в другой детали проходное отверстии.
Резьбовые соединения широко используются в приборостроении (15-20%) от всех, так как обеспечивают преимущества:
1.Простоту сборки.
2.Удобство замены.
3.Допускают регулировку относительного положения деталей, усилия скрепления.
4.Надежность.
5.Герметизацию.
Недостатки:
1.Резьбовые крепления сложны и трудоемки в изготовлении.
2.Сложно устанавливать в труднодоступных местах.
3.Во избежание самоотвинчивания применяют дополнительные устройства.
Штифтовые соединения
Штифтовые соединения применяются для точного взаимного фиксирования деталей, а также передачи малых нагрузок. По форме штифты бывают цилиндрические, конические, фасонные. Минимальное количество фиксирующих штифтов для сопряжения по цилиндрической поверхности 1шт, по плоскости 2шт. Для постановки штифтов следует сверлить и развертывать оба отверстия одновременно.
Для предохранения цилиндрических и конических штифтов от выпадания из гнезд используют кернение, развальцовку краев, проволочные кольца.
Достоинства:
- простота конструкции;
- простота монтажа-демонтажа;
- точное центрирование деталей благодаря посадке с натягом;
- работа в роли предохранителя, особенно при креплении колёс к валу.
Недостатком штифтовых соединений является ослабление соединяемых деталей отверстием.
Шпонки и шлицы служат для соединения с валом или осью вращающихся или качающихся деталей.
Шпоночные соединения
Достоинства шпоночных соединений.
-простота конструкции, дешевизна и сравнительная легкость монтажа и демонтажа, вследствие чего их широко применяют во всех отраслях машиностроения.
Недостатки шпоночных соединений.
- шпоночные пазы ослабляют вал и ступицу насаживаемой на вал детали (из-за этого приходится увеличивать толщину ступицы и диаметр вала). Ослабление вала обусловлено не только уменьшением его сечения, но главное, значительной концентрацией напряжений изгиба и кручения, вызываемой шпоночным пазом.
- шпоночные соединения нарушают центрирование колеса на валу (для этого приходится применять две противоположные шпонки;
- шпоночное соединение трудоемко в изготовлении: при изготовлении паза концевой фрезой требуется ручная пригонка шпонки по пазу; при изготовлении паза дисковой фрезой крепление шпонки в пазу винтами (от возможных осевых смещений);
- трудность обеспечения их взаимозаменяемости (необходимость ручной подгонки шпонок), что ограничивает их применение в крупносерийном и массовом производстве.
Шлицевые соединения
По сравнению со шпоночным шлицевые обладают большей несущей нагрузочной способностью и обеспечивают лучшее центрирование деталей на валу.
Шлицевые соединения могут быть неподвижными и подвижными, в последнем случае детали могут перемещаться вдоль вала.
Достоинства:
1) при одинаковых габаритах опускают передачу больших вращающих моментов за счет большей поверхности контакта;
2) обеспечивают большую усталостную ипрочность вала из-за отсутствия шпоночных канавок;
3) обеспечивают лучшее центрирование соединяемых деталей и более точное направление при осевом перемещении.
4) усиливают сечение вала за счёт большего момента инерции ребристого сечения по сравнению с круглым.
5) уменьшается число деталей соединения
6) обеспечивается высокая надежность при динамических и реверсивных нагрузках, вследствие равномерного распределения нагрузки по зубьям.
7) уменьшается длина ступицы.
Недостатки:
требуют специального оборудования для изготовления отверстий, более сложная технология изготовления, а следовательно, и более высокая стоимость.