Разъемные соединения при сборке

Разъемными соединениями называется соединение двух или более деталей, при разъеме которых не происходит повреждения деталей.

Основным требованием к ним является возможность многократной сборки и разборки деталей при условии точного взаимного расположения и обеспечения точности соединения.

Резьбовые соединения

Резьбовые соединения – образуются в результате навинчивания одной детали на другую. По своему характеру разделяются на подвижные и неподвижные. Подвижное резьбовое соединение образует такую пару, при которой деталь, служащая гайкой, перемещается по детали исполняющей роль винта или наоборот. К неподвижным резьбовым соединениям относятся болтовые и винтовые соединения. Болтовое соединение осуществляется при помощи болта и гайки. Обе соединенные детали имеют проходные отверстия.

Разъемные соединения при сборке - student2.ru Разъемные соединения при сборке - student2.ru

Типы резьбовых соединений: а — болтовое; б — соединение

винтом; в, г — соединение шпилькой

Винтовые соединения осуществляются без применения гайки: в одной резьба, а в другой детали проходное отверстии.

Резьбовые соединения широко используются в приборостроении (15-20%) от всех, так как обеспечивают преимущества:

1.Простоту сборки.

2.Удобство замены.

3.Допускают регулировку относительного положения деталей, усилия скрепления.

4.Надежность.

5.Герметизацию.

Недостатки:

1.Резьбовые крепления сложны и трудоемки в изготовлении.

2.Сложно устанавливать в труднодоступных местах.

3.Во избежание самоотвинчивания применяют дополнительные устройства.

Штифтовые соединения

Штифтовые соединения применяются для точного взаимного фиксирования деталей, а также передачи малых нагрузок. По форме штифты бывают цилиндрические, конические, фасонные. Минимальное количество фиксирующих штифтов для сопряжения по цилиндрической поверхности 1шт, по плоскости 2шт. Для постановки штифтов следует сверлить и развертывать оба отверстия одновременно.

 
  Разъемные соединения при сборке - student2.ru

Для предохранения цилиндрических и конических штифтов от выпадания из гнезд используют кернение, развальцовку краев, проволочные кольца.

Достоинства:

- простота конструкции;

- простота монтажа-демонтажа;

- точное центрирование деталей благодаря посадке с натягом;

- работа в роли предохранителя, особенно при креплении колёс к валу.

Недостатком штифтовых соединений является ослабление соединяемых деталей отверстием.

Шпонки и шлицы служат для соединения с валом или осью вращающихся или качающихся деталей.

Шпоночные соединения

Разъемные соединения при сборке - student2.ru

Достоинства шпоночных соединений.

-простота конструкции, дешевизна и сравнительная легкость монтажа и демонтажа, вследствие чего их широко применяют во всех отраслях машиностроения.

Недостатки шпоночных соединений.

- шпоночные пазы ослабляют вал и ступицу насаживаемой на вал детали (из-за этого приходится увеличивать толщину ступицы и диаметр вала). Ослабление вала обусловлено не только уменьшением его сечения, но главное, значительной концентрацией напряжений изгиба и кручения, вызываемой шпоночным пазом.

- шпоночные соединения нарушают центрирование колеса на валу (для этого приходится применять две противоположные шпонки;

- шпоночное соединение трудоемко в изготовлении: при изготовлении паза концевой фрезой требуется ручная пригонка шпонки по пазу; при изготовлении паза дисковой фрезой крепление шпонки в пазу винтами (от возможных осевых смещений);

- трудность обеспечения их взаимозаменяемости (необходимость руч­ной подгонки шпонок), что ограничивает их применение в крупносерий­ном и массовом производстве.

Шлицевые соединения

Разъемные соединения при сборке - student2.ru

По сравнению со шпоночным шлицевые обладают большей несущей нагрузочной способностью и обеспечивают лучшее центрирование деталей на валу.

Шлицевые соединения могут быть неподвижными и подвижными, в последнем случае детали могут перемещаться вдоль вала.

Достоинства:

1) при одинаковых габаритах опускают передачу больших вращающих моментов за счет большей поверхности контакта;

2) обеспечивают большую усталостную ипрочность вала из-за отсутствия шпоночных канавок;

3) обеспечивают лучшее центрирование соединяемых деталей и более точное направление при осевом перемещении.

4) усиливают сечение вала за счёт большего момента инерции ребристого сечения по сравнению с круглым.

5) уменьшается число деталей соединения

6) обеспечивается высокая надежность при динамических и реверсивных нагрузках, вследствие равномерного распределения нагрузки по зубьям.

7) уменьшается длина ступицы.

Недостатки:

требуют специального оборудования для изготовления отверстий, более сложная технология изготовления, а следовательно, и более высокая стоимость.

Наши рекомендации