Общие требования охраны труда
Вагонный участок Санкт-Петербург Московский - структурное подразделение
Северо-Западного филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Председатель профсоюзного комитета Начальник вагонного участка
Санкт - Петербург Московский Санкт - Петербург Московский
___________________ Николаев Ю.О. _________________ Поярков М.Г.
«_____» ________________ 2012г. «_____» ________________ 2012г.
ИНСТРУКЦИЯ
По охране труда
Для проводника пассажирского вагона
№ ИОТ - ВЧ - 8 - 018 – 12
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА.
1.1. Настоящая Инструкция по охране труда для проводника пассажирского вагона (далее - Инструкция) разработана на основании Трудового Кодекса Российской Федерации, Отраслевых правил по охране труда в пассажирском хозяйстве федерального железнодорожного транспорта, утвержденных МПС России 20 ноября 2002г. № ПОТ РО 13153-ЦЛ-923-02, Инструкции по охране труда для проводника пассажирского вагона, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 24 мая 2007г. № 959р, других нормативных документов по вопросам охраны труда, эксплуатационной и ремонтной документации, и устанавливает основные требования охраны труда при производстве работ для проводника пассажирского вагона (далее - проводник). Требования настоящей инструкции также распространяются на проводников, проходящих стажировку (обучение) на рабочем месте.
1.2. К самостоятельной работе проводника в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, обучение, вводный и первичный инструктажи по охране труда на рабочем месте, противопожарный инструктаж, стажировку в количестве 4-х смен (которая проводится по программе стажировки, утвержденной начальником вагонного участка, под руководством опытного работника, имеющего стаж в должности проводника не менее 3-х лет), а также первичную проверку знаний по охране труда, пожарно-технического минимума и электробезопасности на право обслуживания электроустановок до и свыше 1000 В.
В процессе работы проводник должен проходить:
повторный инструктаж не реже одного раза в три месяца, который проводится согласно программы первичного инструктажа по охране труда для проводника пассажирских вагонов в полном объеме, а также в объеме настоящей инструкции по охране труда для проводника пассажирского вагона;
внеплановые инструктажи при: введении в действие новых или изменении действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда; изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, железнодорожного подвижного состава, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда; при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления или привели к тяжким последствиям (несчастный случай на производстве, авария, крушение, взрыв, пожар, отравление); по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля; по решению работодателя; при перерывах в работе, связанной с движением поездов, и другим работам, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда более чем 30 календарных дней, а для остальных работ – при перерывах более 2-х месяцев;
целевые инструктажи перед заступлением на работу (в рейс или на охрану вагонов); а также при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности проводника (привлечение к погрузке – выгрузке, уборке территории, разовые работы вне цеха и т.п.); ликвидации последствий аварий, крушений и стихийных бедствий, снежных заносов, паводков, производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение, при проведении на предприятии массовых мероприятий;
периодические медицинские осмотры в установленном порядке;
периодическое обучение и проверку знаний по санитарному минимуму не реже одного раза в год;
периодическое обучение и проверку знаний по пожарно-техническому минимуму не реже двух раз в год;
проверку знаний на право обслуживания хвостового вагона не реже 1 раза в год;
проверку знаний «Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», «Инструкции по сигнализации на железных дорогах РФ» ЦРБ-757, «Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ» ЦД -790 – раз в 2 года;
проверку знаний правил, должностных и производственных инструкций:
- первичную - перед допуском к самостоятельной работе;
- очередную - раз в 2 года;
- внеочередную - при введении новых или внесении изменений, дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда; при назначении или переводе на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний норм и правил; при нарушении работниками требований нормативных актов по охране труда; по требованию органов государственного надзора; при повышении знаний на более высокую группу; при проверке знаний после получения неудовлетворительной оценки; при перерыве в работе в данной должности более 6 месяцев;
проверку знаний по электробезопасности - один раз в год.
1.3. Проводник должен проходить периодическое, не реже одного раза в год, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим.
Вновь принимаемый на работу проводник должен проходить обучение по оказанию первой помощи пострадавшим не позднее одного месяца после приема на работу.
1.4. Проводнику должна присваиваться II группа по электробезопасности.
Проводник, обслуживающий хвостовой пассажирский вагон, должен иметь удостоверение на право выполнения обязанностей проводника хвостового вагона и стаж работы в должности проводника не менее трех лет.
1.5.Проводник должен знать:
действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;
требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности при подготовке пассажирского вагона в рейс и в пути следования;
видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения подвижного состава;
соответствующие разделы Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации и нормативных документов ОАО «РЖД», ОАО «Федеральная пассажирская компания», С-З филиала ОАО «ФПК», Вагонного участка Санкт - Петербург Московский, знание которых необходимо при выполнении служебных обязанностей;
устройство и требования безопасности при эксплуатации систем отопления, водоснабжения, вентиляции и кондиционирования воздуха, освещения, холодильных установок, электрооборудования, тормозного оборудования, пожарной сигнализации, установок пожаротушения, первичных средств пожаротушения и другого оборудования;
места хранения аптечек с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами.
1.6. Проводник должен:
выполнять только входящую в его обязанности или порученную начальником поезда, закрепленным инструктором или поездным электромехаником работу;
применять безопасные приемы выполнения работ, а также средства индивидуальной и коллективной защиты;
содержать в исправном состоянии и чистоте внутреннее вагонное оборудование, съемный инвентарь, а также форменную и специальную одежду;
выполнять требования запрещающиx, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, громкоговорящей связи, звуковых и световых сигналов, подаваемых машинистами, водителями транспортных средств, составителями поездов и другими работниками железнодорожного транспорта;
быть предельно внимательным в местах движения транспорта;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленные режимы труда и отдыха;
уметь оказывать первую помощь пострадавшим;
немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья;
знать и соблюдать требования настоящей Инструкции.
1.7. Проводник, находящийся в стажерской поездке, поступает под руководство опытного проводника (руководителя стажировки), а также начальника пассажирского поезда, и должен быть ознакомлен с настоящей Инструкцией под роспись перед началом стажерской поездки. Проводнику, находящемуся в стажерской поездке, запрещается самостоятельно производить какие-либо работы, если на выполнение их не поступало распоряжение от руководителя стажировки или начальника пассажирского поезда. Производство всех работ проводника, находящегося в стажерской поездке, должны проводиться в непосредственном присутствии и под руководством руководителя стажировки. Проводник, назначенный руководителем стажировки, должен осуществлять руководство работой закрепленного за ним стажера, вести надзор за соблюдением стажером всех требований настоящей Инструкции.
1.8. Во время работы на проводника могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
движущийся железнодорожный подвижной состав (далее – подвижной состав), транспортные средства;
повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;
повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
повышенная подвижность воздуха;
повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
повышенная температура поверхностей отопительного оборудования, воды;
пониженная температура поверхностей наружного оборудования вагона;
повышенный уровень электромагнитных излучений;
расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли;
нервно-психические (эмоциональные перегрузки).
На проводника также могут воздействовать биологические опасные и вредные производственные факторы (патогенные микроорганизмы) при контакте с постельными принадлежностями и постельным бельем.
1.9. Проводники должны обеспечиваться следующей специальной одеждой и обувью:
Халат хлопчатобумажный Полуботинки с хромовым верхом на полеуретановой подошве Перчатки с полимерным покрытием Перчатки резиновые Плащ для защиты от воды Жилет сигнальный 2-го класса защиты Куртка на утепляющей подкладке Сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой подошве Ботинки юфтевые на полиуретановой подошве Очки защитные открытые Респиратор противоаэрозольный | 8 пар 12 пар 1 на 3 года 1 на 2,5 года 1 на 2 года До износа До износа |
Запрещается при нахождении на железнодорожных путях использование мобильных телефонов, прослушивание плеера и других аудиосистем, в т.ч. через наушники; использование зонтов, одежды и головных уборов, мешающих обзору местности.
При производстве работ на железнодорожных путях ношение сигнального жилета, имеющего маркировку организации (ВЧ-8) обязательно.
2.10. В целях пожарной безопасности проводник должен знать:
сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре. Перед отправлением в рейс необходимо проверить исправность работы пожарной сигнализации и двигателя установки пожаротушения, а в пути следования необходимо следить за их исправностью. Пожарная сигнализация и установка пожаротушения должны постоянно находиться в дежурном режиме;
типы имеющихся в вагонах переносных огнетушителей по виду используемых в них огнетушащих веществ, их технические характеристики и порядок работы с ними при пожаре. Перед отправлением в рейс огнетушители должны быть опломбированы и указаны сроки их испытаний;
назначение, устройство самоспасателя промышленного изолирующего (СПИ-20), комплекта газодымозащитного (ГДЗК) и порядок их использования при эвакуации пассажиров в случае возникновения пожара.
1.11. В целях пожарной безопасности не допускается:
курить в неустановленных местах. Курить допускается только в нерабочем тамбуре вагона, оборудованном пепельницами;
перевозить и хранить взрывоопасные вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;
применять для освещения открытый огонь (свечи без фонарей, керосиновые лампы и прочее);
применять для приготовления пищи и других надобностей керосинки, примусы, спиртовые горелки, газовые приборы, а также утюги, электрические чайники, плитки и другие электробытовые приборы, не предусмотренные электрической схемой электрооборудования вагона;
отогревать открытым огнем (факелом, раскаленными углями, нагретым в топке металлическим предметом) замороженные трубы систем водоснабжения и отопления;
загромождать вещами пути эвакуации пассажиров (коридоры и тамбуры вагона);
допускать к поездке пассажиров с взрывоопасными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
Проводник должен контролировать выполнение требований пожарной безопасности пассажирами.
1.12. Проводник должен следить за исправностью специальной одежды, сроками ее носки, своевременно получая те позиции СИЗ в отделе снабжения, сроки носки которых истекли, своевременно сдавать ее в стирку и ремонт.
1.13. Личную одежду и специальную одежду необходимо хранить отдельно друг от друга.
1.14. Во время дежурства проводник должен быть опрятно одетым, причесанным, носить чистую форменную и специальную одежду.
Необходимо соблюдать правила личной гигиены, мыть руки теплой водой с мылом перед едой и по необходимости, а также после каждой уборки вагона и приема использованного постельного белья.
После уборки туалетов, а также в случае выявления больного с подозрением на инфекционное заболевание должна проводиться дополнительная гигиеническая обработка рук с применением дезинфицирующих средств и последующим мытьем теплой водой.
После уборки туалетов, а также в случае выявления больного с подозрением на инфекционное заболевание должна проводиться дополнительная гигиеническая обработка рук с применением дезинфицирующих средств и последующим мытьем теплой водой.
1.15. Проводнику необходимо соблюдать санитарные требования к условиям хранения и приема пищи. Воду пить только кипяченую или бутилированную. Отдыхать и принимать пищу проводнику следует в купе для отдыха, имеющего соответствующее оборудование. Спать следует на нижней полке в купе для отдыха, используя постельное белье.
1.16. При нахождении на железнодорожных путях проводник обязан соблюдать следующие требования:
к месту работы и с работы проходить только по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход", пешеходным дорожкам, проходам и переходам;
при проходе вдоль путей на станции идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 метров от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, т.к. в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики и другие препятствия;
должны отойти на расстояние не менее чем 5 метров на скоростных и высокоскоростных участках железнодорожного пути от крайнего рельса пути, по которому должен проследовать поезд;
переходить пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава;
переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь только тамбурами вагонов или переходными площадкам вагонов с исправными подножками и поручнями;
при сходе с вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода и убедившись в исправности поручней, подножек, ступенек, а также в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава;
обходить группы вагонов или локомотивов, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 метров от автосцепки;
проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 метров;
обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки;
производить какие-либо работы на железнодорожных путях под руководством начальника поезда (поездного электромеханика). При этом на проводнике должен быть надет сигнальный жилет со световозвращающими полосами.
1.17. При нахождении на железнодорожных путях проводнику запрещается:
переходить или перебегать пути перед движущимся подвижным составом или сразу же вслед за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется встречный поезд;
подлезать под вагонами;
становиться или садиться на рельсы;
при переходе путей наступать на головки рельсов и концы железобетонных шпал;
находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям. При невозможности избежания такой ситуации необходимо лечь или сесть на корточки, обхватив руками голову;
переходить пути в пределах стрелочных переводов;
становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком;
находиться в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава;
находиться на междупутье при пропуске высокоскоростного и скоростного поездов на перегонах, на участках пути, расположенных на совмещенном земляном полотне;
наступать на электрические провода и кабели;
прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкции или нет.
приближаться ближе 2 м к токоведущим частям контактной сети и воздушных линий, находящимся под напряжением, а к оборванным проводам – ближе 8 м;
Проводник, обнаруживший обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, обязан немедленно сообщить об этом начальнику поезда или в ближайший район контактной сети, дежурному по железнодорожной станции, поездному диспетчеру.
До прибытия ремонтной бригады опасное место следует оградить любыми подручными средствами и следует, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 8 м.
В случае попадания в зону "шаговых напряжений" необходимо ее покинуть, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе, и не торопясь, мелкими шажками, не превышающими длину стопы, не отрывая ног от земли выходить из опасной зоны.
1.18. Выходя на железнодорожный путь из помещений, вагона, а также из-за зданий, ухудшающих видимость пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава, а в темное время суток подождать, пока глаза не привыкнут темноте.
1.19. При нахождении на пассажирских платформах проводник должен выбирать безопасное местоположение, отходить на такое расстояние от края платформы при котором:
- исключается воздействие воздушного потока, возникающего при приближении железнодорожного подвижного состава;
- исключается вероятность падения вниз в случае потери сознания, падения по неосторожности или при толчке посторонними людьми.
Проводнику в случае следования по платформе рекомендуется держаться центра платформы. При наличии на платформе ограничительной линии категорически запрещается заходить за нее, в случае отсутствия ограничительной линии запрещается приближаться к краю платформы ближе 50 см.
При посадке и высадке пассажиров с высокой платформы, проводник, должен находиться на ограничительной линии при ее наличии (в случае отсутствия ограничительной линии посадку и высадку производить находясь от края платформы не ближе 50 см), оказывая при этом помощь пассажирам. Если в зимнее время на краю платформы образовалась наледь, то при проверке документов пассажиров рекомендуется находиться за ограничительной линией ближе к центру платформы, информировав при этом каждого пассажира персонально о необходимости держаться за поручни при посадке и высадке.
1.20. В пути следования проводнику необходимо обращать внимание на звуки, издаваемые работающими электродвигателями, генератором, приводом к нему, ходовыми частями вагона. При возникновении посторонних звуков, а также вибраций необходимо сообщить об этом поездному электромеханику или начальнику поезда.
1.21. Проводнику во время подготовки вагона в peйс и в пути следования запрещается:
прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим легко доступным токоведущим частям электрооборудования вагона;
открывать подвагонные ящики с высоковольтной аппаратурой и аккумуляторными батареями, распределительные щиты, шкафы и пульты управления, кожухи электропечей, электроколориферов, электронагревателей котла отопления;
ремонтировать и регулировать радиооборудование, электрическое оборудование системы кондиционирования воздуха и другое электрооборудование вагона;
подниматься на крышу вагона для производства каких-либо работ. Складная лестница для подъема на крышу должна быть сложена и заперта трехгранным ключом на замок и опломбирована;
производить какую-либо работу в вагоне при производстве маневровой работы. Необходимо прекратить работу, сесть на нижнюю полку и не производить каких-либо работ до полной остановки состава.
При обнаружении любых неисправностей радио- и электрооборудования или возникновении короткого замыкания проводник должен отключить все потребители электроэнергии, кроме цепей аварийного освещения, сигнальных хвостовых фонарей и сигнализации нагрева букс, вызвать поездного электромеханика или начальника поезда.
1.22. В случае получения травмы или заболевания в пути следования проводник должен прекратить работу, самому или через другого работника поездной бригады поставить в известность начальника поезда, а в пункте формирования - администрацию Вагонного участка и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.
При травмировании других работников проводник обязан оказать, при необходимости, первую помощь пострадавшему.
1.23. При обнаружении нарушения требований настоящей Инструкции или неисправностей оборудования вагона, а также средств индивидуальной защиты и пожаротушения проводник должен сообщить начальнику поезда, инструктору, поездному электромеханику или администрации Вагонного участка.
1.24. Нарушение требований настоящей Инструкции, а также «Правил технической эксплуатации железных дорог РФ» от 21.12.2011г., «Инструкции по сигнализации на железных дорогах РФ» ЦРБ-757 от 26.05.2000г., «Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ» ЦД-790 от 16.10.2000г. является нарушением трудовой дисциплины и влечет за собой, в зависимости от последствий, дисциплинарную или уголовную ответственность в соответствии с Законодательством Российской Федерации.