Лидерство. Концепции лидерства. Стили управления, типы менеджеров. Адаптация стиля управления к деловым ситуациям
Лидерство— это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Лидер— член группы, за которым все остальные признают право принимать решения в важных для группы ситуациях.
Существуют три основные теории (концепции) лидерства:
1) личностная (концентрирует внимание на врожденных качествах лидера как обладателя конкретного набора качеств и психологических черт);
2) поведенческих качеств (эффективность деятельности определяется не личными качествами рук-ля, а его манерой поведения с подчиненным);
3) ситуационное лидерство (должны выбираться раз личные способы руководства, в зависимости от характера конкретной ситуации).
Стильуправления – это относительно устойчивая совокупность характерных приемов и методов, используемых менеджером для оказания влияния в процессе управления.
ТИПЫ МЕНЕДЖЕРОВ.
руководитель-"пессимист"- слабое внимание к персоналу и производству;
•руководитель-"диктатор"-исключительное внимание производству и невнимание к персоналу;
•руководитель-"демократ"-повышенное внимание к персоналу при отсутствии должного внимания производству;
•руководитель-"маятник" - балансирование на сочетании внимания к людям и производству;
•руководитель-"организатор" - полноценная забота о людях и производстве.
Наиболее широко распространена следующая классификация стилей управления:
1) авторитарный (директивный) 2) демократический (коллегиальный) 3) либеральный (попустительский)
Ни один из существующих стилей руководства не может быть одинаково эффективным во всех ситуациях, которые могут возникнуть в организации. Поэтому наилучшим можно назвать адаптивный стиль, или стиль, ориентированный на реальность, а наиболее эффективным руководителем в этом случае будет тот, кто сможет вести себя по-разному в зависимости от требований реальной ситуации.
Мотивация деятельности человека. Основные теории мотивации.
Мотивация – это побуждение к действию.
Мотивация – это способность человека удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности.
Принято выделять три основных вида мотивации:
• материальную;
• социальную (моральную);
• организационную (административную).
Материальная мотивация реализуется через ряд каналов: систему оплаты труда, оплату за счет фирмы транспортных расходов, субсидии на питание, помощь в оплате расходов на образование, оплачиваемые за счет фирмы медицинские обследования
Социальные, или моральные, стимулы основаны на нравственных ценностях человека, осознании работником своего труда как долга перед обществом, понимании ценности и полезности этого труда. К данной категории относят также побудительные мотивы, связанные с творческой насыщенностью и содержательностью труда, относительно благоприятными его условиями, взаимоотношениями в трудовом коллективе, отношениями между работником и его руководителем, возможностью профессионально-квалификационного роста, самосовершенствования и самовыражения.
Административная мотивация включает и меры поощрения. Законом предусмотрено, что за образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительную и безупречную работу, новаторство в труде и за другие достижения в работе применяются следующие меры поощрения: объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком, награждение Почетной грамотой, занесение в Книгу почета и на Доску почета.
Теория потребностей А. Маслоу потребности делятся на первичные и вторичные и образуют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они расположены в соответствии с приоритетом;
поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры;
после того как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается.
МакКлелланда С его точки зрения, в наши дни наибольшую значимость приобретают потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней как правило удовлетворены.
Ф. Герцберг.Разделил потребности на гигиенические(размер оплаты, условия труда, межличн.отношения , характер контроля) и мотивирующие факторы( ощущение успеха, признание, ответственность, рост возможностей)
Теория модели Портера-ЛоулериОсновные характеристики работника типа X:
от природы ленив, не хочет работать;
не хочет нести ответственность, избегает напряжения нервных сил;
не инициативен, если к этому его не подталкивать.
Поэтому его нужно принуждать к работе путем наказания или поощрения.
Основные характеристики работника типа Y:
существует естественная потребность в работе;
стремится к ответственности;
творческая личность.
Поэтому его нужно побуждать к работе, а не принуждать.