К выполнению практической работы №15
Планирование — один из методов управления предприятием, представляющий собой процесс проработки (расчетов) объекта планирования на заданный промежуток будущего времени с определенным набором ресурсов и желаемой эффективностью. Планирование завершается принятием директивного документа — плана, обязательного к исполнению.
Основные принципы планирования на предприятии:
· директивность — обязательность выполнения установленных планом действий, ориентиров, целей и задач;
· единство — системность во взаимосвязях подразделений, скоординированное их действие;
· участие — каждый работающий на предприятии становится участником выполнения плановых задач;
· непрерывность — разработанные планы должны непрерывно приходить на смену один другому в рамках общих стратегических задач;
· гибкость — способность и возможность внесения корректив (изменений) в процессе выполнения;
· точность — планы должны быть максимально конкретными для определенного промежутка времени.
Типы планов хозяйственной деятельности предприятия определяются признаками степени неопределенности, временной ориентации целей и временного горизонта планирования.
В зависимости от степени неопределенности (определенности) планы могут быть детерминированными, когда при определенной ситуации обязательно произойдет событие, будет достигнут результат, и стохастическими (вероятными), когда событие (результат) может наступить при определенной ситуации с вычисленной степенью вероятности.
Вариантами стохастических систем планирования являются:
планирование по системе жестких обязательств (основой являются договоры, контракты), под личную ответственность (менеджер действует на свой страх и риск), приспособление к обстоятельствам (увеличивая предсказуемость результатов).
По временной ориентации целей различают реактивное, инактивное, преактивное и интерактивное планирование.
Реактивное планирование базируется на предшествующем опыте и осуществляется снизу вверх (от планов подразделений до сводного плана).
Инактивное планирование — это удовлетворенность существующим положением, принятие новых решений осуществляется в
рамках создаваемых и существующих комиссий. Характерным является мнение, что все «само образуется» — самоорганизуется.
Преактивное планирование ориентировано на поиск оптимальных решений с применением научных методов планирования.
Интерактивное планирование базируется на упреждении, проектировании будущего.
По временному горизонту выделяют долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование. Планирование долгосрочное, как правило, охватывает временной горизонт свыше 5 лет,
среднесрочное планирование — от 1 года до 3–5 лет. Краткосрочные
планы — это планы в пределах 1 года (квартальные, месячные, декадные, недельные, суточные и сменные).
Кроме перечисленных типов планирование разделяют на стратегическое и тактическое.
Стратегия в планировании — это совокупность главных целей предприятия и основных способов их достижения.
Тактическое планирование — это определение видов и объемов ресурсов для решения задач стратегии. Для отечественной практики более известен термин «оперативно-календарное планирование», включающий межцеховое, цеховое планирование и разработку календарно-плановых нормативов подразделений предприятия и предприятия в целом (длительность цикла производства,
размеры партий запуска-выпуска деталей (узлов), межоперационные заделы и т.д.).
Наряду с планами предприятия разрабатывают прогнозы, концепции, программы и бизнес-планы.
Прогноз — это система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития предприятия.
Концепция — система научно обоснованных представлений о стратегических целях и приоритетах развития предприятия.
Программа — система целевых ориентиров, путей и средств достижения стратегических целей, приоритетных направлений развития предприятия, его подразделений, филиалов, представительств и т.д.
Особое место в общей системе планирования занимают бизнес-планы. Ранее они назывались ТЭО — технико-экономические обоснования решений. В сущности, они таковыми и остались, изменилось только содержание. Бизнес-план включает следующие основные разделы:
1) резюме (краткое содержание предложений и эффективность бизнес-плана);
2) характеристика продукции (предложения);
3) состояние дел в отрасли, рынок сбыта;
4) технология и план производства;
5) организационный план;
6) расчет затрат и финансовый план;
7) план маркетинга;
8) оценка рисков и страхование;
9) юридический план (организационно-правовая форма
и т.д.);
10) приложения.
Основные разделы среднесрочных и текущих планов:
1) производство и сбыт продукции;
2) техническое развитие предприятия;
3) нормы и нормативы;
4) план маркетинга;
5) материально-техническое обеспечение;
6) труд и кадры;
7) финансовый план;
8) охрана окружающей среды;
9) план внешнеэкономической деятельности;
10) план социального развития;
11) показатели экономической эффективности производства и проектов.
Этапы формирования стратегического плана:
· выработка миссии предприятия;
· определение его стратегического положения в отрасли и регионе;
· анализ внешних и внутренних факторов успеха, сильных и слабых сторон, опасностей и возможностей (SWOT-анализ);
· разработка альтернативных стратегий развития предприятия, их оценка;
· выбор окончательной стратегии, которая предусматривается в планах, регулярно уточняется в бизнес-планах и плане маркетинга.
Важнейшими показателями планов являются: объем выпуска, реализации; мощность; затраты на 1 руб. товарной продукции; прибыль; рентабельность; емкость рынка; эластичность спроса, конкурентоспособность.
При разработке планов используются следующие методы: балансовый, расчетно-аналитический, графоаналитический, программно-целевой, индукции и дедукции, экспертных оценок.
Балансовый метод позволяет соизмерить потребности в ресурсах с их наличием (возможностью обеспечения), поэтому на предприятиях практикуются балансовые расчеты материальных, трудовых ресурсов, баланс рабочего времени, финансовый (бухгалтерский) баланс и др.
Расчетно-аналитический метод является преобразующим, поскольку всякое предвидение базируется на ретроспективных данных (за прошлый период). Анализируемые данные с помощью математических методов могут пролонгироваться, экстраполироваться и интерполироваться. Анализируются практически все показатели, характеризующие хозяйственную деятельность предприятия, а отражаются в перспективе в основном результативные показатели — производительность труда, выручка, прибыль, рентабельность и др.
Графоаналитические методы используются в основном при планировании локальных решений (задач), хотя некоторые (система ПЕРТ – сетевые методы) могут определять критический путь решения с оптимальными параметрами. Графики, номограммы, схемы, картографические изображения дают возможность наглядно отобразить системную взаимосвязь факторов и результативных показателей.
Программно-целевые методы применяются при планировании комплексных задач, таких, как: повышение качества и конкурентоспособности продукции; план маркетинга, включающий исследовательскую часть, план «завоевания рынка» и постоянно действующую часть, содержащую описание мероприятий расширения рынка услуг и т.д.; план оптимизации действующих мощностей; план развития предприятия на основе капитальных затрат и т.д. Существенным в таких планах является определение главной цели, задач и программы для их решения.
Методы индукции и дедукции, кроме общих определений «от общего к частному» и наоборот — «от частного к общему», включают применение планирования морфологического, содержательного анализа и др.
Методы экспертных оценок сопровождают плановые процессы всегда. Они базируются на опыте и квалификации управленческих работников. Различают индивидуальные экспертные оценки и коллективные типа мозговой атаки, генерации идей, метода Дельфи и др.
Основой рационализации и экономического хозяйствования является планирование на основе базовых норм, которые должны периодически пересматриваться. Нормативная база предприятия включает нормы расхода материальных ресурсов, нормативы использования средств труда, нормы (опытно-статистические и технически обоснованные) труда, финансовые нормативы и т.д.
Деловая игра
«Выбор стратегии развития предприятия