Вопрос 33 тормозные системы
Тормозная система — совокупность устройств для осуществления торможения автомобиля.
Тормозные системы автомобиля КамАЗ выполнены с учетом всех последних научных и технических достижений. Они отвечают международным требованиям и не уступают, а по ряду параметров даже превосходят тормозные системы современных автомобилей ведущих зарубежных фирм. Надежная и безотказная работа тормозных систем автомобилей и автопоездов КамАЗ обеспечивает безопасность и высокие средние скорости движения. Автомобили и автопоезда КамАЗ оборудованы рабочим, стояночным, запасным и вспомогательным тормозами. Кроме того, автомобили оснащены приводом аварийного растормаживания (пневматический привод и винты аварийного растормаживания в каждом из четырех энергоаккумуляторов), аварийной сигнализацией и контрольными приборами.
Рабочая тормозная система воздействует на тормозные механизмы всех колес; привод пневматический.
Стояночная тормозная система воздействует на тормозные механизмы промежуточного и заднего мостов; привод механический (управление энергоаккумуляторами пневматическое).
Запасная тормозная система воздействует на тормозные механизмы колес промежуточного и заднего мостов; привод механический (управление энергоаккумуляторами пневматическое) .
Вспомогательная тормозная система воздействует на поршни двигателя путем создания противодавления в системе выпуска газов; привод пневматический.
Система аварийного растормаживания воздействует на поршни энергоаккумуляторов, сжимая пружины; привод, пневматический (кроме того, в каждом энергоаккумуляторе есть винты механического растормаживания).
Система аварийной сигнализации и контроля включает в себя световую и звуковую сигнализацию о работе тормозных систем и контрольные выводы для проверки их технического состояния.
Тормозные системы автомобилей должны быть работоспособны и иметь достаточную эффективность. В процессе эксплуатации запрещается изменять их конструкцию. Элементы гарантированной прочности не подлежат замене на аналогичные непромышленного изготовления, не соответствующие требованиям завода, их изготовившего. К таким элементам относятся те узлы тормозных систем, которые сконструированы, изготовлены, установлены на автомобиле и используются таким образом, что исключается их выход из строя в результате поломок на протяжении всего срока службы автомобиля. Однако это положение не распространяется на отказы в результате естественного износа.
Элементами гарантированной прочности тормозных систем являются тормозная педаль и ее кронштейн, тормозной кран, привод тормозного крана, воздухораспределитель, узлы регулировочных и разжимных кулаков, колодки, тормозные барабаны, главный тормозной цилиндр.
Аналогичные требования, наравне с элементами гарантированной прочности, предъявляются к тормозным накладкам, трубопроводам и деталям их крепления.
Каждая тормозная система автомобиля КамАЗ-4310 состоит из тормозного механизма и тормозного привода.
Тормозными механизмами рабочей, стояночной и запасной тормозных систем являются тормозные механизмы колес, а вспомогательной — двигатель.
Пневматический тормозной привод питается от источника сжатого воздуха и разбит на автономные контуры, отделенные друг от друга защитными клапанами.
Каждый контур действует независимо от других контуров, в том числе и при возникновении неисправностей.
Пневматический тормозной привод автомобилей КамАЗ состоит из пяти контуров:
первый контур — привода рабочих тормозов передней оси; второй контур — привода рабочих тормозов задней тележки; третий контур — привода стояночного и запасного тормозов, а также комбинированного привода тормозов прицепа;
четвертый контур — привода вспомогательного тормоза; пятый контур — привода аварийного растормаживания (не имеет своего воздушного баллона и исполнительных агрегатов).
примеси воздуха) масло. Если выделение пузырьков воздуха из шланга продолжается, повторить прокачку еще один-два раза; при этом следить за уровнем масла в бачке насоса, поддерживая его между метками на стержне;
остановить двигатель;
снять шланг со сферической головки перепускного клапана и надеть на нее защитный колпачок;
проверить уровень масла в бачке насоса и, если нужно, долить его. Установить крышку заливной горловины бачка;
соединить продольную рулевую тягу с сошкой рулевого механизма.
Некачественная прокачка масла, при которой в гидросистеме остается воздух, является частой причиной появления дефекта «тяжелое рулевое колесо> (увеличивается усилие на рулевом колесе), а также снижения чувствительности рулевого управления.
Подшипники рулевого и карданного валов смазывать при разборке смазкой 158.
Вопрос 34. Расчет тормозного пути. При возникновении тормозной силы в результате прижатия колодок к тормозным барабанам кинетическая энергия движущегося автомобиля поглощается работой сил сопротивления на длине тормозного пути
, (III.57) где — скорость в начале торможения, км/ч; — скорость в конце торможения, км/ч.
Уравнение (III.77) составлено без учета сопротивления воздушной среды и при допущении того, что тормозная сила остается постоянной и равной среднему значению в интервале скорости от до .
Подставив в выражение (Ш.57) значение В по условиям сцепления (В P ) и переходя к удельным величинам действующих сил, определяем тормозной путь до полной остановки автомобиля ( =0)
, м. (III,58)
Здесь значения входящих в формулу величин измеряются: - км/ч, и - H/H.
Для определения полного тормозного пути следует учесть путь, проходимый за время реакции водителя (практически 1 с):
, м. (111.59)
В зависимости от условий движения величина тормозного пути самосвала колеблется от нескольких метров до нескольких десятков метров
Вопрос 35. Расчет карьерного транспорта: понятие транспортного цикла, определение времени оборота.
Транспортный цикл.
где - число дней в цикле; - число дней эксплуатации автомобиля - число дней простоя в ТО и ТР; - число дней простоя в исправном состоянии по организационным причинам.
Вопрос 36. Расчет карьерного транспорта: определение оптимальной скорости движения автосамосвала при перевозке вскрышных работ
Вопрос 37. Расчет карьерного автотранспорта: определение оптимальной скорости движения автосамосвала при перевозке полезных ископаемых.
Допустимая скорость движения автосамосвала при движении на спуск.
Считается при условии: - расстояние запаса.
где - время реакции водителя; - время нарастания тормозного усилия
- коэффициент тары.
Вопрос 38.Скорость и время движения самосвалов. Скорость движения является одним из важнейших эксплуатационных показателей поскольку определяет время движения по отдельным участкам пути и время полного оборота самосвала или полуприцепа.
Различают следующие скорости движения автомобиля: конструкционную, техническую и эксплуатационную.
Конструкционная скорость — наибольшая допустимая скорость, которую автомобиль способен развивать с полной нагрузкой на горизонтальном участке дороги.
Техническая скорость — отношение длины данного участка дороги ко времени его прохождения автомобилем. Различают техническую скорость движения в грузовом и порожняковом направлениях.
В укрупненных расчетах пользуются понятием приведенной скорости, представляющей собой отношение суммарной длины пути в грузовом и порожняковом направлениях к общему времени его прохождения:
, км/ч. (111.60)
Эксплуатационная скорость — отношение длины пройденного пути к общему времени, затраченному на движение и остановки для погрузки, разгрузки и пр.
При тяговых расчетах автотранспорта пользуются значениями технической скорости движения.
Для определения технических скоростей движения автомобиля на каждом характерном участке пути широкое применение получил графоаналитический метод, основанный на использовании динамической характеристики автомобиля. По известному профилю пути с заданным дорожным покрытием- определяют для каждого участка пути значение суммарного сопротивления движению. Откладывая на динамической характеристике значение сопротивления движению на том или ином участке, можно определить соответствующие значения скорости движения
При отсутствии динамических характеристик для определения установившихся скоростей движения могут быть использованы следующие формулы:
для самосвалов , км/ч; (111.61)
для дизель троллейвозов , км/ч, (Ш.62)
где Р- удельная мощность на 1 т массы машины, кВт.
Среднетехнические скорости самосвалов БелАЗ составляют фактически при движении по карьерным дорогам 18—22 км/ч, или всего, 30—40% конструкционной. Это обстоятельство объясняется как неблагоприятными дорожными условиями — тяжелый профиль, много поворотов, низкое качество дорожного полотна, недостаточная ширина проезжей части дорог, так и специфичностью работы автотранспорта в карьерах, связанной с коротким плечом перевозки (в среднем не более 2,5 км).
Тем не менее скорость движения самосвалов можно значительно повысить за счет улучшения дорожного хозяйства — правильного выбора конструктивных параметров автодорог, дорожных покрытий, надлежащего их содержания в период эксплуатации, а также за счет повышения удельной мощности автотранспортных средств.
При движении по криволинейным участкам дороги следует учитывать необходимость снижения скорости до значения, безопасного по условию заноса автомобиля:
(III.63) где R — радиус поворота, м; =0,02 0,06 — поперечный уклон виража;
= 0.3 — коэффициент бокового скольжения.
По известным значениям скорости определяется время движения самосвала без простоев
, мин, (III.64)
где и - суммарное время движения соответственно в грузовом и порожняковом направлении;
= 1,1 — коэффициент, учитывающий разгон и замедление самосвала.
Расчет ведется последовательно для всех участков откаточного пути.