Ных факторов используется поня-

Тие эластичности. Эластичность

Дает представление о том,

В какой степени изменение цены

Воздействует на уровень спроса.

Степень ценовой эластично-

Сти измеряется на основе коэффи-

циента эластичности (К):

Рис. 16.3. Равновесная цена где 2, объем продаж по прежним

ценам;

—объем продаж по новым ценам,

—прежняя цена изделия,

—новая цена изделия

Спрос на различные товары может быть как эластичным, так и

Неэластичным. При эластичном спросе (незначительном изменении

Цены и значительном изменении спроса) значение коэффициента

Эластичности больше единицы. И наоборот, при неэластичном

Спросе, когда изменение цены не вызывает больших отклонений

В спросе на данный товар, коэффициент эластичности менее едини-

Цы. К товарам неэластичного спроса относятся, например, товары

Повседневного спроса, относительно недорогие товары и др.

Определенную роль в ценообразовании играет государство,

Осуществляя регулирующую функцию. В условиях несовершенно-

Го рынка возникающая равновесная цена не способствует опти-

Мальному состоянию и стабильности в обществе. Поэтому государ-

Ство путем установления регулируемых цен целенаправленно со-

Здает новые условия равновесия. Но при этом необходимо учиты-

вать следующие моменты:

А) во-первых, устанавливаемая государством цена не может до-

Статочно быстро меняться под влиянием изменений спроса и пред-

Ложения, поэтому может возникать дефицит или затоваривание

продукции, не находящей сбыта;

Б) во-вторых, полный отказ государства от вмешательства

В процесс ценообразования лишает общество возможности воздей-

Ствовать на уровень цен отраслей и предприятий-монополистов,

А также лишает население социальной поддержки, особенно его ма-

Лообеспеченных слоев. Поэтому в условиях рынка, особенно в пе-

Реходный период, необходимость государственного регулирования

Ценообразования усиливается.

Основу цены изделия составляют издержки, связанные с его

Производством и реализацией, поэтому их размер во многом опре-

Деляет уровень цены. Например, в промышленности доля себестои-

Мости в отпускной цене предприятия (без налога на добавленную

стоимость и акцизов) составляет более 80%.

В состав издержек входят затраты как зависящие, так и не зави-

Сящие от деятельности предприятия. Например, стоимость сырья,

Материалов, топлива, энергии, транспортные тарифы —факторы,

Внешние по отношению к предприятию. Поэтому увеличение этих

Затрат вызывает рост цены товара.

Другая группа затрат —уровень использования сырья и ма-

Териалов, степень загрузки производственных мощностей, про-

Изводительность труда и т. п. —непосредственно зависит от

Уровня их организации на предприятии. Поэтому фирма в зависи-

Мости от прочности своего положения на рынке может маневриро-

Вать ценами. Если положение фирмы недостаточно устойчивое и

Повышение цен на продукцию нежелательно, то удорожание, на-

Пример, по сырью можно компенсировать в определенной степе-

Ни снижением норм расхода сырья, использованием вторичных

Ресурсов и т. д. Если же положение фирмы достаточно устойчи-

Вое, в этом случае увеличение издержек может быть перенесено

На цену товара.

На уровень цен оказывает влияние конкуренция, которая под-

Талкивает фирмы к совершенствованию своей продукции, деталь-

Ному обоснованию цены на нее. При этом фирма может ориентиро-

Ваться или на рынок продавца, или на рынок покупателя. На рынке

Продавца доминирующее положение занимает продавец —произ-

Водитель товара. В таких условиях фирме легче функционировать,

Поскольку ее продукция находится вне конкуренции. На рынке по-

Купателя доминирующее положение занимает покупатель. И от

Того, насколько фирма сумеет учесть меняющиеся запросы покупа-

Теля и вовремя удовлетворить их, зависит ее благополучие.

На уровень цен оказывает влияние и ряд других факторов, на-

Пример стадия жизненного цикла изделия, организации —участни-

Ки продвижения товара от производителя к потребителю и др. Учет

Влияния всех факторов в комплексе позволяет фирме выработать

Правильную политику ценообразования.

ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА

НА ПРЕДПРИЯТИИ

В условиях рыночной экономики цена является одним из наибо-

Лее важных синтетических показателей, существенно влияющих на

Финансовое положение предприятия. Поэтому, рассчитывая цену

Изделия, предприниматели стремятся к тому, чтобы она была опти-

Мальной с точки зрения соответствия интересам собственника и

Рынка.

Уровень устанавливаемой предприятием цены на продукцию во

Многом определяется тем, какие цели ставит предприятие на бли-

Жайшее время и перспективу. Как показывает практика, в условиях

Наши рекомендации