Ных факторов используется поня-
Тие эластичности. Эластичность
Дает представление о том,
В какой степени изменение цены
Воздействует на уровень спроса.
Степень ценовой эластично-
Сти измеряется на основе коэффи-
циента эластичности (К):
Рис. 16.3. Равновесная цена где 2, объем продаж по прежним
ценам;
—объем продаж по новым ценам,
—прежняя цена изделия,
—новая цена изделия
Спрос на различные товары может быть как эластичным, так и
Неэластичным. При эластичном спросе (незначительном изменении
Цены и значительном изменении спроса) значение коэффициента
Эластичности больше единицы. И наоборот, при неэластичном
Спросе, когда изменение цены не вызывает больших отклонений
В спросе на данный товар, коэффициент эластичности менее едини-
Цы. К товарам неэластичного спроса относятся, например, товары
Повседневного спроса, относительно недорогие товары и др.
Определенную роль в ценообразовании играет государство,
Осуществляя регулирующую функцию. В условиях несовершенно-
Го рынка возникающая равновесная цена не способствует опти-
Мальному состоянию и стабильности в обществе. Поэтому государ-
Ство путем установления регулируемых цен целенаправленно со-
Здает новые условия равновесия. Но при этом необходимо учиты-
вать следующие моменты:
А) во-первых, устанавливаемая государством цена не может до-
Статочно быстро меняться под влиянием изменений спроса и пред-
Ложения, поэтому может возникать дефицит или затоваривание
продукции, не находящей сбыта;
Б) во-вторых, полный отказ государства от вмешательства
В процесс ценообразования лишает общество возможности воздей-
Ствовать на уровень цен отраслей и предприятий-монополистов,
А также лишает население социальной поддержки, особенно его ма-
Лообеспеченных слоев. Поэтому в условиях рынка, особенно в пе-
Реходный период, необходимость государственного регулирования
Ценообразования усиливается.
Основу цены изделия составляют издержки, связанные с его
Производством и реализацией, поэтому их размер во многом опре-
Деляет уровень цены. Например, в промышленности доля себестои-
Мости в отпускной цене предприятия (без налога на добавленную
стоимость и акцизов) составляет более 80%.
В состав издержек входят затраты как зависящие, так и не зави-
Сящие от деятельности предприятия. Например, стоимость сырья,
Материалов, топлива, энергии, транспортные тарифы —факторы,
Внешние по отношению к предприятию. Поэтому увеличение этих
Затрат вызывает рост цены товара.
Другая группа затрат —уровень использования сырья и ма-
Териалов, степень загрузки производственных мощностей, про-
Изводительность труда и т. п. —непосредственно зависит от
Уровня их организации на предприятии. Поэтому фирма в зависи-
Мости от прочности своего положения на рынке может маневриро-
Вать ценами. Если положение фирмы недостаточно устойчивое и
Повышение цен на продукцию нежелательно, то удорожание, на-
Пример, по сырью можно компенсировать в определенной степе-
Ни снижением норм расхода сырья, использованием вторичных
Ресурсов и т. д. Если же положение фирмы достаточно устойчи-
Вое, в этом случае увеличение издержек может быть перенесено
На цену товара.
На уровень цен оказывает влияние конкуренция, которая под-
Талкивает фирмы к совершенствованию своей продукции, деталь-
Ному обоснованию цены на нее. При этом фирма может ориентиро-
Ваться или на рынок продавца, или на рынок покупателя. На рынке
Продавца доминирующее положение занимает продавец —произ-
Водитель товара. В таких условиях фирме легче функционировать,
Поскольку ее продукция находится вне конкуренции. На рынке по-
Купателя доминирующее положение занимает покупатель. И от
Того, насколько фирма сумеет учесть меняющиеся запросы покупа-
Теля и вовремя удовлетворить их, зависит ее благополучие.
На уровень цен оказывает влияние и ряд других факторов, на-
Пример стадия жизненного цикла изделия, организации —участни-
Ки продвижения товара от производителя к потребителю и др. Учет
Влияния всех факторов в комплексе позволяет фирме выработать
Правильную политику ценообразования.
ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА
НА ПРЕДПРИЯТИИ
В условиях рыночной экономики цена является одним из наибо-
Лее важных синтетических показателей, существенно влияющих на
Финансовое положение предприятия. Поэтому, рассчитывая цену
Изделия, предприниматели стремятся к тому, чтобы она была опти-
Мальной с точки зрения соответствия интересам собственника и
Рынка.
Уровень устанавливаемой предприятием цены на продукцию во
Многом определяется тем, какие цели ставит предприятие на бли-
Жайшее время и перспективу. Как показывает практика, в условиях