Методические рекомендации по проведению количественной оценки элементов макросреды, уровня организации производства, труда и управления
2.1 Система показателей количественной оценки элементов макросреды и производственно-хозяйственной деятельности предприятия
2.1.1 Система показателей, характеризующих взаимодействие с элементами внешней макросреды
Показатели для оценки экономической составляющей макросреды
1) Индекс потребительских цен – характеризует изменение стоимости потребительского набора товаров и услуг в рамках анализируемого периода:
, | (3) |
где – количество проданного i-го товара в базисном периоде, ед.;
и – цена i-го товара в базисном и текущем периодах, руб.
2) Оценка динамики инфляции:
, | (4) |
где Inf0, Inf1 – уровень инфляции в базисном и текущем периодах соответственно.
3) Индекс динамики минимального набора продуктов питания – характеризует изменение стоимости минимального набора продуктов питания в рамках исследуемого периода.
, | (5) |
где Нmin0, Нmin1 – стоимость минимального набора продуктов питания в базисном и текущем периодах соответственно, руб.
4) Коэффициент безработицы – характеризует долю безработных среди экономически активного населения данного региона:
, | (6) |
где Б – численность безработного населения в данном регионе, чел.;
ЭАН – численность экономически активного населения региона, чел.
Показатели для оценки природно-климатической составляющей макросреды
5) Доля профильных предприятий – характеризует отношение количества предприятий, использующих в своей деятельности ископаемые, добываемые в данном регионе, к общему их количеству:
, | (7) |
где N п.п. – количество профильных предприятий, использующих в своей деятельности ископаемые, добываемые в данном регионе, ед.;
Nобщ. – общее количество предприятий данного региона, ед.
6) Коэффициент экозатратности – характеризует отношение суммы затрат предприятия на поддержание благоприятной экологической обстановки региона к сумме всех его затрат:
, | (8) |
где Зэколог – затраты предприятия на поддержание благоприятной экологической обстановки региона, тыс. руб.;
З – общая сумма затрат на предприятии, тыс. руб.
7) Коэффициент экологичности – характеризует отношение количества предприятий, выпускаемая продукция которых соответствует нормам экологических стандартов, к их общему количеству:
, | (9) |
где Nэколог. – количество предприятий, выпускаемая продукция которых соответствует нормам экологических стандартов, ед.;
Nобщ. – общее количество предприятий данного региона, ед.
Показатели для оценки научно-технической составляющей макросреды
8) Доля изобретений и патентов данного предприятия в общем их количестве региона – характеризует отношение количества изобретений и патентов предприятия к их общему количеству по региону. Значение показателя должно стремиться к 0,5:
, | (10) |
где n п/п – количество изобретений и патентов предприятия, ед.;
nрег. – количество изобретений и патентов данного региона, ед.
9) Коэффициент остепененности сотрудников – представляет собой долю работников предприятия, имеющих степень кандидата и доктора наук, в общей численности работающих данного предприятия. Значение показателя должно стремиться к 0,5:
, | (11) |
где N к,д – количество кандидатов и докторов наук данного предприятия, чел.;
Ч – среднесписочная численность работников предприятия за анализируемый период, чел.
10) Коэффициент компьютеризации предприятия – характеризует обеспеченность работников предприятия компьютерами. Значение показателя должно стремиться к 0,9:
, | (12) |
где nкомп. – количество компьютеров в натуральном выражении, имеющихся на предприятии, ед.
11) Интегральный показатель оценки научно-технической среды – должен стремиться к значению 0,3, что будет характеризовать высокий уровень развития научно-исследовательской деятельности предприятия, интеллектуального развития работников, а также их обеспеченность необходимыми для работы персональными компьютерами и программными обеспечениями:
. | (13) |
Показатели для оценки политико-правовой составляющей макросреды
12) Коэффициент обеспеченности предприятия нормативными актами – характеризует наличие у предприятия законодательных и др. актов, необходимых для ведения его производственно-хозяйственной деятельности:
, | (14) |
где Nнорм. – количество нормативных актов, применяемых на предприятии, ед.;
Nобщ. – общее количество видов документов на предприятии, ед.
13) Коэффициент соблюдения предприятием законодательства – характеризует отношение денежных средств, уплаченных государству в виде штрафов и санкций за нарушение законодательства, к чистой прибыли предприятия:
, | (15) |
где ДСш.с. – денежные средства предприятия, уплаченные государству в виде штрафов и санкций за нарушение законодательства, тыс. руб.;
Пч – чистая прибыль предприятия, тыс. руб.
14) Интегральный показатель оценки политико-правовой среды – должен стремиться к единице, что будет характеризовать соблюдение предприятием различных аспектов законодательства:
. | (16) |
Система показателей для оценки конъюнктуры рынка
15) Емкость рынка характеризует объем реализации продукции на рынке в течение определенного отрезка времени:
, | (17) |
где Опр – объем производства продукции, руб.;
З – запасы продукции, руб.;
Оэ – объем экспорта, руб.;
Ои – объем импорта, руб.;
ДЗ – снижение или увеличение запасов продукции на предприятии, руб.;
Окэ – объем косвенного экспорта, руб.;
Оки – объем косвенного импорта, руб.
16) Оценка потенциала рынка показывает значение максимальной емкости рынка при наибольшей маркетинговой активности предприятия и благоприятной для продаж конъюнктуре рынка:
, | (18) |
где Ni – производственное предприятие или группа предприятий выпускающие i-й товар, шт.;
Wi – средняя мощность производственного предприятия или группы предприятий, руб.;
Di – средняя степень загрузки оборудования, %;
Ri – степень обеспечения производство ресурсами необходимыми для выполнения производственной программы, %;
Т пр цен – поправка на изменение оптовых цен, руб.;
Т – темп прироста цены, руб.;
Эр – коэффициент эластичности от цен на сырье и готовые изделия, %;
В – внутреннее производственное потребление, руб.;
Си – конкурирующий импорт, руб.
17) Доля рынка характеризует величину доли совокупных продаж всех торговых марок или изделий, конкурирующих на одном и том же рынке, которая приходится на одну конкретную торговую марку или изделие:
, | (19) |
где Ti – товарооборот i-го предприятия, руб.;
общий объем продаж продукции на рынке, руб.
18) Коэффициент эластичности спроса по цене характеризует уровень ценовой эластичности оказывающий влияние наличие и доступность товаров заменителей, доля затрат на данный товар, фактор времени:
, | (20) |
где – величина спроса потребителей, руб.;
– изменение цены на продукцию, руб.
19) Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, как изменяется спрос на товар при изменении дохода покупателей:
, | (21) |
где – величина спроса потребителей, руб.;
– величина дохода потребителей, руб.
20) Интегральный показатель оценки конкурентных позиций предприятия:
, | (22) |
где Iк – интегральный показатель оценки качества товара;
Ii – интегральный показатель оценки рыночной концентрации;
Ic – интегральный показатель оценки спроса на продукцию предприятия;
Iф – интегральный показатель оценки финансового состояния предприятия;
In – интегральный показатель оценки эффективности работы персонала.
Показатели, характеризующие работу предприятия с потребителями
21) Коэффициент степени удовлетворения спроса характеризует отношение фактического объема реализации продукции (услуг) к величине текущего рыночного спроса:
, | (23) |
где Ор.ф. – фактический объем реализации продукции в натуральном или стоимостном выражении;
Q – текущий рыночный спрос в натуральном или стоимостном выражении.
22) Коэффициент качества обслуживания клиентов характеризует отношение количества жалоб и замечаний, поступивших от клиентов на продукцию, к общему ее объему реализации:
, | (24) |
где Nж – количество жалоб и замечаний, поступивших от клиентов на продукцию, ед.;
Ор – объем реализованной продукции предприятием, шт.
23) Коэффициент обслуживания потребителей:
, | (25) |
где åХ1 – сумма оценок покупателей сервисного обслуживания на «отлично»;
åХ2 – сумма оценок покупателей сервисного обслуживания на «хорошо»;
åХ3 – сумма оценок покупателей сервисного обслуживания на «удовлетворительно»;
åХ4 – сумма оценок покупателей сервисного обслуживания на «неудовлетворительно».
При этом если 0,9 ≤ Кобсл ≤ 1 – отличный уровень обслуживания;
0,8 ≤ Кобсл ≤ 0,89 – хороший уровень обслуживания;
0,7 ≤ Кобсл ≤ 0,79 – удовлетворительный уровень обслуживания;
Кобсл < 0,7 – неудовлетворительный уровень обслуживания.
24) Коэффициент своевременности выполнения заказа на продукцию (услуги) предприятия характеризует отношение количества заказов на продукцию предприятия, выполненных своевременно, к общему их количеству:
, | (26) |
где Nв.с. – количество заказов предприятия, выполненных своевременно, ед.
25) Интегральный коэффициент оценки качества работы с клиентами, значение которого должно стремиться к единице:
. | (27) |
2.2 Система показателей количественной оценки уровня организации производства, труда и управления
2.2.1 Показатели оценки уровня организации производства
1) Коэффициент непрерывности производственного процесса:
, | (28) |
где K1 – коэффициент непрерывности, предусмотренный в проекте;
i = 1, 2, 3,... n – количество деталей, принятых в расчет;
ti – длительность технологического (операционного) цикла детали;
tni – длительность производственного цикла детали.
2) Коэффициент автоматизации парка оборудования:
, | (29) |
где К2 – коэффициент автоматизации парка оборудования;
Na – количество единиц автоматического и полуавтоматического оборудования;
No – общее количество оборудования на предприятии.
3) Коэффициент специализации предприятия:
, | (30) |
где К3 – коэффициент специализации;
S проф. – профилирующей продукции предприятия;
S общ. – общая трудоемкость всей реализуемой продукции предприятия.
4) Коэффициент поточности производства:
, | (31) |
где К4 – коэффициент поточности производства;
Вп – объем работ (количество операций), выполняемый в основном производстве на поточных линиях;
Во – общий объем работ (количество операций), при производстве основного изделия.
5) Коэффициент применения передовых форм организации производства (поточное автоматизированное и т. д.):
, | (32) |
где К5 – коэффициент применения передовых форм организации производства;
mп.л. – число производственных участков (цехов, рабочих мест), на которых применяются поточные линии, обрабатывающие центры, роботы и т. д.
mо.у. – общее число производственных участков (цехов).
6) Коэффициент централизации вспомогательных работ:
, | (33) |
где К6 – коэффициент централизации вспомогательных работ;
Qц.р., Qц.т. – трудоемкость ремонтных и транспортных работ, выполнение которых осуществляется на предприятии централизованно;
Qобщ.р., Qобщ.т. – общая трудоемкость ремонтных и транспортных работ осуществляемая в целом на предприятии.
7) Коэффициент ремонтного обслуживания:
, | (34) |
где К7 – коэффициент организации ремонтного обслуживания;
Т прост.об.ППР – время простоев оборудования, предусмотренное графиком ППР;
Тпрост.факт. – время простоев фактическое.
8) Коэффициент ритмичности производства:
, | (35) |
где К8 – коэффициент ритмичности;
Bmin, Bmax – наименьший и наибольший дневной выпуск продукции (услуг) в анализируемом периоде (шт., руб. и т. д.).
9) Коэффициент оснащенности производства инструментом, оснасткой и т. д.:
, | (36) |
где – коэффициент оснащенности инструментом, оснасткой и т. п.;
Р м.осн.тип. – количество рабочих мест, на которых оснащение инструментом, оснасткой и др. средствами соответствует типовым требованиям;
Р м.общ. – общее количество рабочих мест.
10) Коэффициент качества продукции (услуг):
, | (37) |
где К10 – коэффициент качества продукции (услуг);
N без деф. – количество изделий (услуг), выполненных без дефектов;
N общ. – общее количество изделий (услуг).
11) Коэффициент охвата системой управления качеством продукции:
, | (38) |
где К11 – коэффициент охвата системной управления качеством продукции, предусмотренный в проекте;
П сукп – число производственных подразделений, где применяется система управление качеством (СУКП);
П общ. – общее число производственных подразделений на предприятии.
12) Коэффициент применения прогрессивных методов контроля (стендов, испытаний сравнений с эталоном и т. д.):
, | (39) |
где К12 – коэффициент применения прогрессивных методов контроля,
Q к.пр. – число контрольных операций, на которых применяются прогрессивные методы контроля,
Q к.общ. – общее количество контрольных операций.
13) Коэффициент использования оборудования по времени:
, | (40) |
где К13 – коэффициент использования оборудования по времени;
Т факт. – фактический фонд работы оборудования за ед. времени (смену, мес., год);
Т расч. – расчетный фонд работы оборудования за ед. времени (смену, мес., год).
14) Коэффициент использования оборудования по мощности:
, | (41) |
где К14 – использования оборудования по мощности;
М факт. – мощность оборудования, используемая фактич. (шт. в ед. врем.);
М расч. – мощность оборудования расчетн. (шт. в ед. врем.).
15) Коэффициент использования оборудования (интегральный):
, | (42) |
где К15 – коэффициент использования оборудования (интегральный).
16) Коэффициент движения заказов в производстве:
, | (43) |
где К16 – коэффициент движения заказов;
Т норм. – нормальное время нахождения заказа в производстве, дн.;
Т факт. – фактическое время нахождения заказа в производстве, дн.
17) Коэффициент использования материалов:
, | (44) |
где К17 – коэффициент использования материала;
Bgi – чистый вес i-го изделия, кг;
Hgi – норма расхода материала по i-му изделию, кг.
2.2.2 Показатели оценки уровня организации труда
18) Коэффициент прогрессивности применяемых форм организации труда:
, | (45) |
где К18 – коэф. прогрессивности применяемых форм организации труда;
Чр.пер. – численность рабочих, охваченных прогрессивными формами организации труда (бригады, потоки и т.п.);
Чр.общ. – общая численность рабочих.
19) Коэффициент специализации рабочих мест:
, | (46) |
где К19 – коэффициент специализации рабочих мест;
m – число рабочих мест,
Т с – трудоемкость работ, соответствующих назначению рабочего места, мин., час (в ед. времени).
Т общ. – общая трудоемкость работ, выполняемая на рабочем месте, мин., час (в ед. времени).
20) Коэффициент организации рабочих мест:
, | (47) |
где К20 – коэффициент организации рабочих мест;
Н тип. – количество рабочих мест, организация которых соответствует (или превышает) требованиям типовых проектов;
Н общ. – общее количество рабочих мест.
21) Коэффициент занятости рабочих:
, | (48) |
где К21 – коэффициент занятости рабочих;
Р – количество рабочих, охваченных наблюдением;
Т опi – оперативное время за исследуемый период по наблюдению на i-м рабочем месте (мин., час.);
F пол – полезный (действительный) фонд времени за исследуемый период на i-м рабочем месте (мин., час.).
22) Коэффициент механизации (автоматизации) труда рабочих.
, | (49) |
где К22 – коэффициент механизации и автоматизации труда;
Р – количество рабочих охваченных наблюдением;
t мех. (авт) – трудоемкость операций, выполняемых с помощью машин (или автоматов) на i-м рабочем месте;
t ручн. – трудоемкость ручных операций на i-м рабочем месте.
23) Коэффициент соответствия разряда работ разряду рабочих:
, | (50) |
где К23 – коэффициент соответствия разряда работ разряду рабочих;
Р рабочих – средний разряд рабочих;
Р работ – средний разряд работ;
* – если числитель дроби больше знаменателя, то дробь принимает обратный вид.
24) Коэффициент планировки рабочего места:
, | (51) |
где К24 – коэффициент планировки рабочих мест;
Нуд. – количество рабочих мест, на которых рабочие удовлетворены пространственной планировкой,
Н общ. – общее количество рабочих мест, охваченных наблюдением.
25) Коэффициент внутрисменных потерь рабочего времени:
, | (52) |
где К25 – коэффициент внутрисменных потерь рабочего времени;
n – количество обследуемых рабочих;
tзав – сумма внутрисменных потерь рабочего времени, зависящих от рабочего, мин.;
tнезав – сумма внутрисменных потерь рабочего времени, не зависящих от рабочего, мин.;
Тсм – сменный фонд рабочего времени всех обследуемых рабочих, мин.
26) Коэффициент целодневных потерь рабочего времени:
, | (53) |
где К26 – Коэффициент целодневных потерь рабочего времени;
Т п.ф. – целодневные потери фактические за анализируемый период (мес., квартал, год), дн.;
Т п.п. – целодневные потери плановые на анализируемый период (мес., квартал, год), дн.
27) Коэффициент охвата технически обоснованными нормами времени:
, | (54) |
где К27 – коэффициент охвата технически-основанными нормами;
О тон. – количество технически-обоснованных норм времени, действующие на предприятии,
О общ. – общее количество норм времени, действующих на предприятии.
28) Коэффициент условий труда:
, , | (55) |
где К28 – коэффициент условий труда, характеризующий соответствие расч. нормативных условий труда (по факторам) фактическим;
а1,а2,...аn – индексы соответствия фактических условий труда нормативных по факторам (освещенность, t°, шум и т. п.);
n – количество факторов, характеризующих условия труда, предусмотренные проектом;
где У п ,У н – фактические и нормативные значения показателей условий труда (в соответствующих единицах измерения);
* – если числитель дроби больше знаменателя, то дробь принимает обратный вид.
2.2.3 Показатели оценки организации управления
29) Коэффициент управляемости (соотношение фактического и нормативного количества подчиненных на i-го руководителя i-го уровня):
, | (56) |
где К29 – коэффициент управляемости;
Z – число i-x уровней управления (например, уровни: предприятие, цех, участок, бригада);
Рфi, Рнормi – соотношение фактического и нормативного количество подчиненных и рабочих в среднем на одного руководителя каждого i-го уровня (например, на директора, на начальника цеха, на мастера).
30) Коэффициент рациональности управленческой документации:
, | (57) |
где К30 – коэффициент рациональности управленческой документации;
Дун., Дс., Дт. – соответствующее количество видов унифицированных, стандартизированных, типовых документов, применяемых на предприятии;
До – общее количество видов документов на предприятии.
31) Коэффициент компьютеризации управленческих работ:
, | (58) |
где К31 – коэффициент компьютеризации управленческих работ;
3упр.комп. – количество задач или функций управления, при выполнении которых используется компьютерная техника;
3упр.общ. – общее количество задач или функций управления на предприятии.
32) Коэффициент обеспеченности управления нормами и нормативами:
, | (59) |
где К32 – коэффициент обеспеченности управления нормами и нормативами;
3упр.норм. – количество задач (или функций) управления, при выполнении которых используются нормы и нормативы;
3упр.общ. – общее количество задач (или функций) управления, выполняемых на предприятии.
33) Коэффициент соотношения квалификации управленческого персонала занимаемым должностям:
, | (60) |
где К33 – коэффициент соответствия квалификации;
Ч соотв. – численность управленческого персонала, проф. подготовка которого соответствует занимаемой должности, чел.;
Ч общ. – общая численность управленческого персонала.
34) Коэффициент обеспеченности должностными инструкциями:
, | (61) |
где К34 – коэффициент обеспеченности должностными инструкциями;
Ч обесп. – количество должностей в аппарате управления, на которых действуют должностные инструкции;
Ч общ. – общее количество должностей в аппарате управления предприятия.
35) Коэффициент обеспеченности Положениями о структурных подразделениях в системе управления:
, | (62) |
где К35 – коэффициент обеспеченности Положениями о структурных подразделениях;
М полож. – количество структурных подразделений в системе управления предприятия, деятельность которых регламентируется соответствующими Положениями и т. п.;
М общ. – общее количество структурных подразделений в системе управления предприятием.
2.3 Показатели и характеристики элементов системы управления
1) Уровень централизации производства (Кц):
, | (63) |
где ВПц, ВПобщ – выпуск продукции определенного типа в централизованном подразделении и на предприятии в целом.
2) Коэффициент интеграции основного производства (Ки.о.п.):
, | (64) |
где РП – объем продукции, реализуемой на сторону;
ВП – объем всей продукции предприятия.
3) Уровень специализации производственных подразделений (Кс.п.):
, | (65) |
где ВПс – объем специализированной продукции.
4) Коэффициент рациональной структуры (Кр.с.):
, , | (66) |
где Аф, Ан – количество подразделений в аппарате управления фактически и по основной структуре;
Чн, Чф – численность работников СУ фактически и по типовой структуре.
5) Уровень управляемости (Ку):
, | (67) |
где Ун – норма управляемости;
Уф – фактический уровень.
6) Занятость персонала в аппарате управления (Кз):
, | (68) |
где АУП – численность аппарата управления;
ППП – численность промышленно-производственного персонала.
7) Степень централизации функций (Кц):
, | (69) |
где Рфц – количество принятых решений при выполнении данной функции на верхних уровнях управления;
Рф – общее количество принятых решений при выполнении данной функции на всех уровнях управления.
8) Соотношение численности линейного и функционального персонала (Кс):
, | (70) |
где АУПл – численность руководителей среднего звена в ОСУ;
АУПф – численность работников всех функциональных служб.
9) Степень формализации труда работников (Кф):
, | (71) |
где АУПн – численность работников, труд которых организован на основе нормативной документации;
АУП – общее число работников в ОСУ.
10) Уровень механизации и автоматизации труда работников (Км.а.):
, | (72) |
где Тм.а – количество управленческой техники и оргтехники (в стоимостном выражении).
11) Эффективность труда в ОСУ (ПАУП):
, | (73) |
где В – объем реализованной продукции (в стоимостном выражении).
12) Экономичность труда в ОСУ (ЭАУП):
, | (74) |
где САУП – общая сумма затрат на управление;
Собщ. – общая сумма затрат на производство продукции.
13) Коэффициент целенаправленности ОСУ (КцОСУ):
, | (75) |
где АУПу, АУП – численность административно-управленческого персонала, занятого решением специальных проблем, и всего.
14) Показатели иерархичности управления: а) руководителей среднего звена; б) функционального руководства:
, | (76) |
где Ро – общая численность работающих в СУ;
Нун – норма управляемости для руководителей низшего звена;
С – сменность работы;
Нус – средняя норма управляемости для руководителей высших ступеней;
h – количество уровней;
И – число исполнителей;
hф – количество уровней функционального руководства.
15) Коэффициент полноты охвата функций управления (Ко.ф.):
, | (77) |
где Кф, Кн – количество работ, проводимых в аппарате управления фактически и по установленным положениям.
16) Коэффициент дублирования функций (Кд):
, | (78) |
где Коз – количество работ, закрепленных за несколькими подразделениями;
Кн – количество работ по утвержденным положениям.
17) Коэффициент глубины специализации управленческих работ (К г.c):
(79) |
где Тр. проф. – объем работ, профильных для данного подразделения;
Тр – общая трудоемкость работ, выполняемых данным подразделением.
18) Коэффициент надежности системы управления (Кнад):
, | (80) |
где Кн – количество нереализованных решений;
Кобщ – общее количество решений, принятых в подразделении.
19) Коэффициент абсолютного использования информации (Ка.н):
, | (81) |
где Iисп, Iвход – общее количество случаев использования документа (показателя) и общее количество имеющихся документов (показателей).
20) Коэффициент эффективного использования информации (Кэ.и):
, | (82) |