Оценка структурных сдвигов по отдельным видам продукции
Вид продукции | Выпуск, шт. | Цена, руб. | Зарплата, нормо-часы | |
план | фактически | |||
А | 2,25 | |||
В | 2,10 | 3,5 | ||
Итого: в штуках | – | – | ||
в процентах | – | 102,8% |
Расчет влияния структурных сдвигов:
1. Процент выполнения плана по стоимости:
2. Процент выполнения плана по нормо-часам:
3. Влияние структурного сдвига:
(руб.).
Вывод: в результате того, что объем выпуска растет быстрее, чем объем производства, предприятие смогло увеличить объем выпуска на 38,6 рублей.
8.5. Анализ сортности
Анализ сортности осуществляют по следующему алгоритму: рассчитывают фактические уровни сортности и сопоставляют их с нормативной сортностью.
Рассчитывают показатели сортности:
- простой коэффициент сортности – соотношение цены каждого сорта и цены первого сорта, принятой за единицу:
Сорт | Цена | Коэффициент сортности |
0,8 | ||
6,5 | 0,65 |
- средний коэффициент сортности – средневзвешенная величина простых коэффициентов сортности в общем объеме продукции;
- среднюю цену (также зависит от удельного веса сорта в объеме продукции).
Пример.
Таблица 9
Наименование
Сорт | Цена | Коэф-т сортности | По плану | По отчету | ||||
Кол-во | Уд.вес, % | Сумма | Кол-во | Уд.вес, % | Сумма | |||
95,1 | ||||||||
0,8 | 4,9 | |||||||
Итого | – | – |
Анализ общих данных по сортности показывает, что условное предприятие перевыполнило план по всем изделиям на 150 тысяч рублей или на 10 тысяч штук изделий, причем это стало возможно в результате роста по изделию первого сорта. Увеличение по изделию первого сорта позволило увеличить уровень сортности на 5,1 процентных пункта.
Расчет влияния сортности на объем выпуска продукции:
- способ средних коэффициентов:
(тыс. руб.), т.е. за счет увеличения количества изделий первого сорта произошел рост объема выручки на 52 тысячи рублей.
- способ средней цены:
средняя плановая цена (руб.),
фактический объем по средней плановой цене =510 * 9,8 = 4988 (тыс. руб.),
(тыс. руб.)
Упрощенный вариант:
средняя плановая цена (руб)
средняя фактическая цена (руб.)
(тыс. руб.)
8.6. Анализ качества продукции и ритмичности производства и выпуска
Показатели качества продукции, которые используются при анализе качества:
- количество зарекламированных изделий (в смысле рекламации – возврат товара);
- сумма зарекламированной продукции;
- удельный вес зарекламированной продукции в общем объеме.
Далее в анализе выявляют причины, определяют мероприятия по устранению, выявляют потери рабочего времени, затраты на исправление, дополнительные расходы материалов и машинного времени на устранение дефектов.
Все это используется, если анализ качества производится по данным рекламаций (после реализации).
Кроме того, можно оценивать качество производственного процесса – анализ потерь от брака. При этом брак делится на внешний (рекламации) и внутренний, который в свою очередь подразделяется на окончательный (не включается в состав готовой продукции) и исправимый.
Основной показатель уровня окончательного брака – отношение стоимости окончательного брака к цеховой себестоимости, т.к. стоимость брака не включается в общезаводские расходы и, соответственно, не относится на всю продукцию.
Основной показатель исправимого брака – отношение цеховой себестоимости к себестоимости обработки. Цеховая себестоимость рассчитывается уменьшением производственной себестоимости на общезаводские расходы, потери от брака, расходы на подготовку и освоение производства, прочие инвестиционные расходы. Себестоимость обработки – разность между цеховой себестоимостью и материальными затратами.
Влияние брака на объем выпуска: фактический выпуск умножается на показатели брака (в процентах). Если брак планируется, то от факта отнимается план.