Развитие сталеплавильного производства на ммк
08.07.1933 - на мартеновской печи (м.п.) № 1 выдана первая плавка магнитогорской стали. В 1936 - закончено строительство мартеновских цехов № 1 и 2 в составе 12 печей садкой по 150 т.
В мартеновском цехе
1940 - начало перевода печей на удвоенную садку (300 т) с выпуском металла в два сталеразливочных ковша.
1941 - впервые в мировой практике на печи № 3 с основным подом выплавлена броневая сталь.
1942 - построена мартеновская печь № 13.
1939-50 - построен мартеновский цех № 3 в составе 12 печей.
1957 - мартеновские цехи № 1 и 2 объединили в один.
1954-1964 - построен мартеновский цех № 1 в составе 10
печей: № 26, 27, 28 - 200-тонные (до 1959); Г* 29, 30, 31, 32
- 600-томные (1959-1960); N* 33. 34, 35 - 900-тонные (1961-
1964).
1965-мартеновская печь № 29 реконструирована в двухванный сталеплавильный агрегат.
1971-72 - реконструированы в двухванный вариант печи
№30, 31, 32.
1973 - реконструкция в двухванную м.п, № 35. В 1964 в трех мартеновских цехах комбинат» действовали 35 мартеновских печей садкой 300,420,600,900 т. В последующие годы, до пуска в 1990 ККЦ, сталеплавильное производство развивалось только за счет совершенствования технологии, реконструкции и интенсификации действующих печей, оборудования. Объем выплавки стали в эти годы вырос с 10,71 млн. т (19t>4) до 16,138 млн. т (1988).
Наибольший эффект, кроме указанных уже здесь мер, принесли освоение нового способа создания и восстановления набивных подин, внедрение испарительного охлаждения печей, использование высококалорийного топлива, перевод трехканальных мартеновских печей на одноканальный вариант, интенсификация плавки продувкой ванны кислородом, внедрение двухстопорной разливки стали, повышение скорости разливки, увеличение массы слитков и др. Наибольший прирост производства стали получен за счет освоения двухванных печей, доля которых в общем объеме выплавки составила около 40%. В 1985 по распоряжению Совмина СССР на ММК началось возведение кислородно-конвертерного цеха. Строительство шло параллельно с проектированием (генеральный проектировщик - Магнитогорский Гипромез). Через 5 лет на ККЦ выдали первую плавку. В 1996 перекрыта проектная мощность первой очереди цеха (5 млн. т двумя конвертерами). В 2001 при работе трех 370-тонных конвертеров и 4 машин непрерывного литья заготовок в ККЦ выплавлено 7,916 млн. т стали.
В 1993 на ММК выведен из работы мартеновский цех N9 3, в 1995 - мартеновский № 2, в 1996 остановлена половина печей м. ц. № 1. В 2001 в общей сложности (ККЦ и 5 печей м. ц. № 1) на комбинате выплавлено 10,34 млн. т стали, на 3,7 млн. т больше, чем в худшем по производству 1996.
Наиболее ценный вклад в развитие сталеплавильного производства комбината внесли в разные периоды его директора Г.И. Носов, Ф.Д* Воронов и И.Х. Ромазан. В 1939-51, в годы директорства ПИ. Носова, сталеплавильщика по специальности, было построено 13 мартеновских печей, а производство стали увеличилось в 3 раза. В первые два года своей работы Носов провел "генеральную уборку" мартенов: за два года из-под печей удалено 4 тыс. т застывшего металла и шлака и созданы условия для квалифицированной выплавки качественных сталей. Одновременно персонал овладевал культурой руководства, эксплуатации оборудования, В годы войны Магнитка была стальной опорой фронта; были освоены выплавка и прокатка броневой и снарядной стали.
В 50-е и 60-е годы, когда Ф.Д. Воронов был главным инженером и директором ММК, по его инициативе и под его руководством были заложены практически все основные направления технического прогресса в сталеплавильном производстве, начиная с перехода на двойную садку, одноканальные печи, высококалорийное топливо, кислород и кончая строительством цеха № 1 и созданием и освоением двухванной печи.
И.Х. Ромазан, приняв в 1985 руководство комбинатом, провел большую работу по его выводу из кризиса, восстановлению производственной и технологической дисциплины. Добился в правительстве решения о начале строительства ККЦ, руководил этой стройкой в 1985-90 и освоением нового производства до выпуска первого миллиона т стали. В 1990-91 организовал переход на новые экономические формы работы; обеспечил улучшение условий труда и материального положения рабочих и ИТР.
Сталеплавильное производство
Сталеплавильное производство функционирует в составе двух цехов: кислородно-конвертерного цеха и электросталеплавильного цеха. На ММК первая плавка в мартеновской печи состоялась в 1933 г. В 1990 г. была зафиксирована рекордная производительность жидкой стали – 17,5 млн. тонн.
В 1990 г. на ММК был запущен кислородно-конвертерный цех. Его годовая мощность по проекту составляет 9 млн. тонн литой заготовки. В настоящее время производится более 10 млн. тонн литой заготовки. вместимость конверторов составляет 370 т. Количество конверторов – 3, которые работают в классическом режиме (в работе 2 конвертора). разливка стали производится на МНЛЗ (машина непрерывного литья заготовок). Сечения получаемой слябовой литой заготовки составляет 250 × 750 – 2350. Длинна 4,8 – 12 м. Количество МНЛЗ – 7, из них работают только 4. Имеется внеагрегатная обработка стали:
- Вакууматор
- Печь – ковш
- Агрегат доводки стали
- Установка усреднительной продувки металла
- Установка электродугового нагрева металла
Структура цеха:
1. конверторное отделение
2. ОНРС
3. отделение первичной переработки шлака
4. отделение приемных бункеров сыпучих материалов и ферросплавов
5. отделение дымососа
6. центральная газоочистная станция
Состояние и развитие кислородно-конвертерного процесса
Кислородные конвертеры пришли на смену воздушным конвертерам и мартеновским печам и очень быстро получили широкое распространение благодаря ряду технико-экономических преимуществ, главными из которых являются высокая производительность по сравнению с мартеновскими печами, способность переплавлять скрап и давать сталь лучшего качества по сравнению с воздушными конвертерами. В настоящее время кислородные конвертеры являются наиболее распространенными и перспективными сталеплавильными агрегатами в мире. Использование кислородного дутья открыло новые перспективы для развития конвертерного передела стали, так как позволило использовать наиболее распространенные мартеновские чугуны с меньшим содержанием примесей и переплавлять стальной скрап.
В настоящее время в эксплуатации находятся кислородные конвертеры с верхней, наклонной, донной и комбинированной продувкой ванны кислородом. Наибольшее распространение получили конвертеры с верхней продувкой. В этих конвертерах, работающих на мартеновских чугунах, получают сталь достаточно хорошего качества. Они способны переплавлять около 25 % стального скрапа в завалку. Скорость выхода кислорода из фурм в этих конвертерах в 2 – 2,5 раза превышает скорость звука. Увеличение доли скрапа сверх 25% невозможно, так как оксид углерода, образующийся при окислении углерода, дожигается за пределами рабочего пространства конвертера. Это является существенным недостатком данных конвертеров, так как требует специальных, весьма крупных и дорогостоящих устройств для дожигания СО и улавливания выделившегося при этом тепла. Эти устройства, среди которых главным является большой котел-утилизатор, располагаются над конвертером, что требует строительства специальных цехов большой высоты. Это обстоятельство несколько сдерживает распространение конвертеров с верхней продувкой, так как они не могут быть размещены в существующих и подлежащих реконструкции мартеновских цехах. Тем не менее эти конвертеры в настоящее время являются наиболее распространенными.
Стремление дожечь оксид углерода в пределах рабочего пространства и получить дополнительное количество тепла, необходимое для использования большей чем 25 % доли скрапа в завалку, послужило толчком для создания конвертера с подачей кислорода под углом к поверхности металлической ванны со скоростью, не превышающей 200 – 250 м/с. Конвертер расположен наклонно, имеет развитую поверхность металлической ванны и во время плавки вращается вокруг своей оси, что улучшает перемешивание металла и позволяет полезно использовать тепло, аккумулированное кладкой. Все это позволило обеспечить дожигание СО в пределах рабочего пространства конвертера и поднять долю скрапа в завалку до ~45 %. Впервые такой конвертер был построен в 1956 г. в шведском городе Домнарвете по предложению известного металлурга профессора Каллинга и получил название конвертера Кал-До. Распространение этих конвертеров серьезно сдерживается сложностью их строительства и эксплуатации. Конвертер Кал-До требует строительства специального цеха, так как в существующих мартеновских цехах размещен быть не может. В силу этих причин в настоящее время они не находят широкого распространения.
В настоящее время наметилось значительное расширение использования конвертеров с донным и с комбинированным (сверху и снизу) дутьем. Именно эти конвертеры во всем мире начинают теснить конвертеры с верхней продувкой. Например, в одной из наиболее развитых капиталистических стран – Японии в 1984 г. в эксплуатации находилось 84 кислородных конвертера в том числе 32 конвертера с верхней продувкой, 2 с донной продувкой и 48 конвертеров, на которых применялись различные варианты комбинированной продувки.
Первые конвертеры с донной продувкой за рубежом были построены в 1966 – 1967 гг. Необходимость создания такого конвертера обусловлена, в основном, двумя причинами. Во-первых, необходимостью переработки чугунов с повышенным содержанием марганца, кремния и фосфора, поскольку передел такого чугуна в конвертерах с верхней продувкой сопровождается выбросами металла в ходе продувки и не обеспечивает должной стабильности химического состава готовой стали. Во-вторых, тем что конвертер с донной продувкой является наиболее приемлемой конструкцией, позволяющей осуществить реконструкцию существующих бессемеровских и томасовских цехов, и вписывается в здание существующих мартеновских цехов. Этому конвертеру свойственно наличие большого числа реакционных зон, интенсивное окисление углерода с первых минут плавки, низкое содержание оксидов железа в шлаке. В силу специфики работы сталеплавильной ванны при донной продувке в конвертерах подобного типа выход годного несколько выше, чем в других конвертерах, а запыленность отходящих газов ниже.
В конвертерах с донной продувкой, имеющих большое число фурм, все технологические процессы протекают интенсивнее, чем в конвертерах с верхней продувкой. Однако общая производительность конвертеров с донной продувкой не превышает значительно таковую для конвертеров с верхней продувкой по причине ограниченной стойкости днищ. Стремление повысить производительность агрегатов одновременно с необходимостью повысить однородность состава и температуры металла при возможности изготовления сталей широкого диапазона привело к использованию комбинированной продувки при относительно небольшом (по сравнению только с донной продувкой) количестве газов, вдуваемых через фурмы, установленные в днище конвертера. В последнее время появилось два основных варианта такого процесса, когда снизу подают кислород (10 – 12 % от общего расхода) или инертные газы (N2 или Аr) с целью обеспечить интенсивное перемешивание ванны и ускорить процесс удаления примесей. При этом, как и при донной продувке, снизу вместе с газами может подаваться пылевидная известь. Важно отметить, что по такому важному показателю как возможный расход скрапа конвертеры с верхней, донной и комбинированной продувкой оказываются приблизительно на одном уровне, при несколько более высоком выходе годного при донной продувке.
В настоящее время наиболее распространенными в мире являются конвертеры с верхней продувкой кислородом как агрегаты весьма производительные и относительно простые в эксплуатации. Однако можно предположить, что дальнейшее развитие кислородно-конвертерного процесса будет связано с широким использованием комбинированной продувки. Повышение доли скрапа в завалке может быть достигнуто его более высокотемпературным подогревом, а в дальнейшем – его предварительным расплавлением. По-видимому, сложность конструкции и эксплуатации конвертеров Кал-До будет причиной их ограниченного использования, не выходящего за пределы их настоящего количества.