Ассортимент парфюмерных товаров
К парфюмерным товарам, как сказано выше, относятся духи, одеколон и туалетные (душистые) воды.
Духи представляют собой спиртовые растворы, содержащие не менее 5% ароматических веществ и 71 % спирта.
Духи делятся по названиям и по размеру флаконов. Названия духов либо отражают название тех цветов, запах которых они воспроизводят, либо являются чисто условными. В первом случае духи называют цветочными (роза, сирень, ландыш и др.), во втором случае — фантазийными (кармен, саида, красная москва и др.). Духи могут быть в обычных по размерам флаконах и в так называемых «пробных» флаконах, отличающихся значительно меньшей величиной.
Одеколоны по их назначению можно подразделить на цветочные и гигиенические.
Цветочные одеколоны имеют в основном то же назначение, что и духи. От последних они отличаются прежде всего меньшим содержанием ароматических веществ (от 3% и выше) и чистого спирта (от 60% и выше), а также несколько иным составом композиции. Так, в частности, в одеколон всегда вводится некоторое количество ароматических веществ из цитрусовых плодов. Названия цветочных одеколонов почти полностью дублируют названия духов.
Гигиенические одеколоны предназначаются для обтирания кожи с целью ее освежения, дезинфекции или устранения раздражения после бритья и др. Композиция гигиенических одеколонов состоит главным образом из лимонного, бергамотного и лавандового эфирных масел. Эти одеколоны содержат ароматических веществ от 1,1% и выше и спирта от 59% и выше. Наиболее распространенным гигиеническим одеколоном является так называемый тройной одеколон.
Туалетные (душистые) воды также представляют собой спиртовые растворы различных ароматических веществ. Наиболее распространенными из них являются туалетная вода сирень, лесная вода и туалетный уксус.
Сортировка, маркировка и упаковка парфюмерных товаров
Парфюмерные товары выпускают в продажу одним сортом. Они должны быть прозрачными, при комнатной температуре не давать осадка и помутнения. Флаконы с духами, одеколонами и душистыми водами герметически закупоривают. На каждый флакон наклеивают этикетку с обозначением наименования изделия и предприятия, а также даты выпуска (на оборотной стороне этикетки).
Флаконы с духами, одеколонами и душистыми водами завертывают в оберточную бумагу и укладывают в картонные коробки по 5, 10 и 20 штук. Наиболее высококачественные духи упаковывают в индивидуальные, художественно оформленные коробки.
Туалетное мыло
К туалетному мылу принято относить наряду с твердыми мылами также мыльные порошки, пасты и жидкие туалетные мыла.
Мыло туалетное твердое. Твердое (в кусках) туалетное мыло изготовляют на мыльной основе, которую приготовляют аналогично хозяйственному ядровому мылу. Эту основу превращают в стружку, которую высушивают и смешивают с ароматическими и окрашивающими веществами, а также с другими составными частями туалетного мыла. Такую смесь обязательно перетирают (пилируют), после чего загружают в особую машину («колбасную»), из которой выдавливается мыло в виде бруска. Брусок разрезают на куски, которые прессуют для придания им окончательной формы.
Твердое туалетное мыло выпускают под различными названиями, которые указывают на характер введенной в мыло отдушки или других химических продуктов (сирень, ландыш, гвоздика, дегтярное, карболовое и др.), назначение мыла (мыло детское) или являются чисто условными (красная москва, кармен, русалка и др.). Вес одного куска мыла — от 50 до 200 г.
Мыльные порошки. Наиболее распространенными являются мыльный порошок волна, служащий для мытья головы, и порошок для бритья (измельченное мыло, часто с примесью крахмала, повышающего устойчивость мыльной пены).
Мыльные пасты. К этому виду мыла относится паста для бритья в тубах, выпускаемая под названием «мыльный крем для бритья». В состав этой пасты входит, кроме измельченного мыла, глицерин и вода.
Жидкое туалетное мыло.Жидкое туалетное мыло представляет собой высококачественное калийное мыло, к которому добавлены спирт и ароматические вещества или деготь. К мылу этого вида относятся мыло туалетное жидкое душистое и мыло жидкое дегтярное. Жидкое туалетное мыло — хорошее средство для мытья головы.
Требования к качеству мыла, его упаковка и маркировка
Твердые мыла должны быть однородными, без прослоек и трещин, иметь приятный запах и давать устойчивую пену. Количество жирных и смоляных кислот, вместе взятых, должно составлять не менее 74% к номинальному весу куска мыла. Мыльные порошки должны быть тщательно измельчены, быть без комков, иметь приятный запах. Мыльная паста и жидкое мыло должны иметь нормальную консистенцию и соответствующий запах.
Куски мыла выпускают без обертки, а также в бумажной или целлофановой обертках. На поверхности каждого куска мыла, выпускаемого без обертки или в целлофановой обертке, отштамповывают вес куска, его цену, наименование мыла, марку завода, номер ГОСТа. На бумажной обертке обозначается марка завода, наименование мыла, вес куска, цена, номер ГОСТа. Упаковывают мыло в бумажные пачки или коробки по 3—20 кусков; перевозят его в пачках или ящиках.
Мыльный порошок волна выпускается в пакетах, порошок для бритья — в пакетах или специальных коробках, паста — в тубах, жидкое мыло — во флаконах.
Косметические товары
К косметическим товарам относят различные средства для ухода за кожей лица и рук, средства для волос, зубов и полости рта и декоративные средства.
Средства для ухода за кожей лица и рук. К этой группе относят пудру, кремы, глицерин и вазелин.
Пудра представляет собой ароматизированную, чаще всего порошкообразную смесь рисового или маисового крахмала, окиси цинка, каолина, талька, ароматических и красящих веществ и других материалов.
По консистенции пудру делят на порошкообразную и прессованную (компактную), а по цвету — на белую, кремовую (цвета смуглой кожи) и розовую. Выпускают пудру под различными названиями, почти полностью дублирующими названия духов.
Упаковывают порошкообразную пудру в коробки различных размеров (иногда и в пакеты), компактную — в металлические или картонные плоские коробочки.
Показателями качества пудры являются степень ее измельчения, запах, способность пудры ложиться на кожу ровным слоем и прочно на ней удерживаться, отсутствие вредных для кожи примесей.
Кремы для кожи представляют собой ароматические мази, служащие для питания и смягчения кожи, защиты ее от атмосферных влияний и улучшения ее внешнего вида. Выпускают их под различными названиями: ланолиновый, бархатный, снежинка, красная москва, земляничный, молодость, метаморфоза, чистотел и др.
Назначение и способ употребления кремов определяются их составом и свойствами. Одни из них (личная помада, земляничный, молодость и др.) являются кремами жирными и служат для питания кожи; другие (снежинка, красная москва) применяются под пудру и для устранения раздражения кожи; крем метаморфоза как средство от веснушек, а чистотел — от угрей.
Кремы фасуют в стеклянные, фарфоровые или металлические баночки, а также в специальные тубы. На баночки и тубы наклеивают этикетки с обозначением наименования крема. Кремы специального назначения должны быть снабжены наставлением о способе их употребления
Глицерин используется как средство для смягчения кожи лица и рук. Выпускается глицерин чаще всего отдушенным и разбавленным спиртовым раствором. Упаковывают глицерин во флаконы.
Вазелин применяется главным образом как средство для смягчения и защиты кожи лица и рук от атмосферных влияний, а также для снятия грима. Выпускается вазелин трех видов: обыкновенный, душистый и борный (с примесью борной кислоты). Борный и душистый вазелин упаковывают чаще всего в тубы, обыкновенный — в баночки.
Средства для ухода за зубами и полостью рта. К средствам для ухода за зубами и полостью рта относятся зубные порошки, зубные пасты и зубные элексиры.
Зубные порошки представляют собой тонкоизмельченный, полученный химическим путем (осаждением) мел, к которому в качестве отдушки и освежающих полость рта веществ прибавляют чаще всего мятное масло. Упаковывают зубной порошок в пакеты или коробки.
Зубные пасты делают чаще всего из мела, замешанного с глицерином и с крахмальным клейстером. Выпускают зубную пасту в тубах.
Зубные элексиры представляют собой спирто-водные растворы эфирных масел (мятного, анисового и др.) и различных дезинфицирующих препаратов. Применяются они для полоскания с целью освежения и дезинфекции полости рта.
Средства для волос. К этой группе косметических товаров, помимо средств для мытья волос (порошок волна, жидкие мыла), о которых уже было сказано выше, можно отнести краски для волос, средства для укрепления волос и уничтожения перхоти, восстановители, депилятории (средства для уничтожения волос) и репейное масло.
Краски для волос могут быть растительного происхождения или представлять собой растворы некоторых металлических солей (чаще всего серебра). К краскам растительного происхождения относятся хна, басма и др. Металлические краски для волос выпускают двух—трех составов, которыми последовательно смачивают волосы.
Средства для укрепления волос и уничтожения перхоти представляют собой спиртовые жидкости, в состав которых входит сера, касторовое масло, деготь и др. Названия этих средств различны: ихтохин, спиройль и др.
Восстановители — жидкие составы, являющиеся по существу красителями для волос, содержат в своем составе соединения свинца, серу и другие вещества.
Депилятории содержат сернистые соединения металлов (главным образом кальция и натрия), которые при смачивании водой освобождают сероводород, действующий разрушающе на волосы.
Репейное масло — отдушенное и подкрашенное вазелиновое масло. Применяется оно в качестве помады для волос.
Декоративные средства. К декоративным средствам относятся грим, губная помада, карандаши для бровей, лак для ногтей и жидкость для снятия лака.
Грим может быть двух видов: театральный и бытовой. Театральный грим — набор карандашей или таблеток, представляющих собой сплав различных жировых, воскообразных и других веществ с безвредными красками. Грим бытовой — обычно набор карандашей и румян.
Губная помада — однородная масса, состоящая из воска, ланолина, парафина, вазелина и других веществ, окрашенная в красный цвет различных оттенков и отдушенная. По окраске различают губную помаду яркокрасную (электрик), красную (рубин) и вишнево-красную.
Карандаши для бровей состоят из сплава воска, ланолина, парафина, окрашенного в темный цвет и отдушенного.
Лак для ногтей — подкрашенные растворы нитроцеллюлозы в различных летучих растворителях. Выпускают лак различных оттенков.
Жидкость для снятия лака — смесь различных летучих растворителей лаковой пленки.
Задание 1. Дайте характеристику образцов парфюмерных товаров по основным показателям, руководствуясь ГОСТами.
1. Определить прозрачность, однородность парфюмерной жидкости. Налейте в пробирку 20 мл духов или одеколона, опустите в нее термометр и закройте пробкой. Охладите пробирку до температуры ниже 5°С. Выньте пробирку и посмотрите в проходящем свете жидкость: она должна быть прозрачной. Если появился осадок, нагрейте пробирку с жидкостью до 5° С и вновь проверьте прозрачность – осадок должен раствориться.
При приемке готовой продукции прозрачность и однородность проверяют, рассматривая парфюмерную жидкость в проходящем свете (флакон перевертывают пробкой вниз). Осадок не допускается.
2. Установите соответствие полученного образца контрольному по цвету. Одинаковое количество парфюмерной жидкости и контрольного образца налейте в пробирки из бесцветного стекла, поставьте пробирки на лист белой бумаги и сравните жидкости.
3. Установите соответствие полученного образца контрольному по запаху. Смочите полоски фильтровальной бумаги пробкой и контрольным образцом, после улетучивания спирта сравните их запах.
4. Испытайте стойкость запаха. В фарфоровую чашу налейте 1,5мл парфюмерной жидкости, смочите в ней кусок марли размером 5X10см, не отжимая, просушите марлю и проверьте интенсивность запаха.
5. Проверьте наличие дефектов стекла флакона. На поверхности горла флакона, укупоренных стеклянной пробкой, должна быть отделка бодрюшем.
6. Отметьте правильность заполнения флакона парфюмерной жидкостью. Флаконы с плечиками должны быть заполнены до их уровня, в прочих флаконах должно быть воздушное пространство, равное 4% вместимости флакона.
По ГОСТам и каталогу ознакомьтесь с классификацией парфюмерных товаров.
Приведите примеры по каждой группе. Заполните форму
Таблица 24
Группа | Класс | Состав | Стойкость запаха | Упаковка | Наименование | |||
Экстра | А | Б | В | |||||
Духи | ||||||||
Одеколоны | ||||||||
Душистые воды | ||||||||
Губная помада | ||||||||
Мыльный порошок | ||||||||
Жидкое туалетное мыло | ||||||||
Пудра | ||||||||
Зубная паста |
Дефекты
Таблица 25
Парфюмерия
- Недолив парфюмерной(косметической) жидкости – наполнение флакона ниже уровня плечиков, при этом герметичность флакона не нарушена. Отклонение по объему не должно превышать ±5%.
- Нестойкий запах – несоответствие стойкости запаха времени, определенного в стандарте, для указанного наименования парфюмерии.
- Помутнение жидкости - отсутствие прозрачности при температуре +3 °С (+5 °С)
- Расслоение парфюмерной жидкости - выделение в массе жидкости маслянистого вещества. Вследствие окисления кислородом воздуха или нарушения температурного режима хранения.
Органолептическая оценка парфюмерно-косметических средств.
1.1 Определение внешнего вида, цвета и однородности.
1.1.1. Аппаратура и реактивы:
Цилиндр 1-50 по ГОСТ 1770;
Стакан В-1 (2) – 50 (100) ТС по ГОСТ25336;
Стекло предметное по ГОСТ 9284;
Лампа электрическая, 40 Вт по нормативно-технической документации;
Бумага фильтровальная лабораторная по ГОСТ 12026;
Вода дистиллированная по ГОСТ 6709.
1.1.2. Проведение испытаний.
1.1.2.1. Внешний вид и однородность изделий, имеющих жидкую консистенцию и упакованных в прозрачные флаконы, определяют просмотром флаконов с жидкостью в проникающем или отраженном дневном свете или свете электрической лампы после перевертывания флакона пробкой вниз 2-3 раза.
Цвет изделий, имеющих жидкую консистенцию, а также внешний вид и однородность изделий, упакованных в непрозрачные флаконы, определяют просмотром пробы в количестве около 20-30 см3 в стакане на фоне листа белой бумаги в проходящем или отраженном дневном свете или свете электрической лампы.
1.1.2.2. Внешний вид и цвет порошкообразных изделий и изделий, имеющих консистенцию эмульсии, геля, желе, пасты, мази, определяют просмотром пробы, помещенной тонким ровным слоем на предметное стекло или лист белой бумаги.
Однородность указанных изделий – отсутствие комков и крупинок – определяют на ощупь легким растиранием пробы.
1.1.2.3. Внешний вид и цвет изделий, имеющих твердую консистенцию и упакованных в баночки и пеналы, и компактных изделий декоративной косметики определяют просмотром поверхности изделия.
1.2. Определение запаха.
1.2.1. Аппаратура и реактивы:
Весы лабораторные общего назначения 2-го класса точности по ГОСТ 24104 с наибольшим пределом взвешивания 200 г или аналогичного типа;
Бумага плотная;
Стакан В-1 (2) - 50 (100) ТС по ГОСТ 25336;
Термометр жидкостный стеклянный по ГОСТ 28498 и другой нормативно-технической документации с интервалом температур 0-100°С и ценой деления 1°С;
Вода дистиллированная по ГОСТ 6709.
1.2.2. Проведение испытаний
1.2.2.1. Запах жидких изделий (кроме шампуней) определяют органолептическим методом с использованием полоски плотной бумаги размером 10 × 160 мм, смоченной приблизительно на 30 мм погружением в анализируемую жидкость.
Запах средств ухода за волосами определяют органолептическим методом с использованием водного раствора с массовой долей средств 10% при температуре раствора 40 - 45°С, а для хны и басмы – 50-60°С.
1.2.2.2. Запах порошкообразных изделий и изделий, имеющих консистенцию эмульсии, геля, желе, пасты, мази, определяют органолептическим методом в пробе после определения внешнего вида по п. 3.1.2.2.
1.2.2.3. Запах изделий, имеющих твердую консистенцию и упакованных в баночки и пеналы, и компактных изделий декоративной косметики определяют органолептическим методом после определений внешнего вида по п. 3.1.2.3.
Пользуясь вышеперечисленными методами, проведите органолептическую оценку пяти образцов косметических средств. Результаты занесите в таблицу 26.
Результаты органолептической оценки косметических средств.
Таблица 26
Наименование | Внешний вид | Цвет | Запах | Консистенция | Дефекты |
Содержание отчета
Ознакомиться с общими сведениями
По образцам изучить ассортимент и показатели качества парфюмерных товаров и результаты занести в таблицу.
Ответить на вопросы и результаты исследований, и выводы занести в рабочую тетрадь. Сформулировать выводы.
Вопросы для самоконтроля:
1. Чем отличаются душистые воды от одеколона?
2. Каков срок реализации парфюмерных товаров?
3. Как подразделяют духи по типу запаха?
4. Рекомендованная литература :[10.- С 103-104]