Экологическая ситуация
Химический комплекс является значительным источником загрязнения окружающей среды. По валовым выбросам вредных веществ в атмосферу он занимает десятое место среди отраслей промышленности, по сбросам сточных вод в природные поверхностные водоемы – второе место (после электроэнергетики).
Выбросы химических и нефтехимических предприятий в атмосферу ежегодно составляют около 428 тыс. тонн. Основными видами загрязнителей являются (в % от общей массы): оксид углерода (30%), летучие органические соединения (21%), диоксид серы (14%), окислы азота (10%), окислы углеводородов (9%). Более четверти (26,8%) валовых выбросов приходится на предприятия, расположенные в Татарстане (ОАО «Нижнекамснефтехим» и др.), Башкортостане (ОАО «Сода», г. Стерлитамак и др.), в Мурманской (ОАО «Апатит») и Иркутской областях (ОАО «Ангарская НХК»).
Ежегодно на предприятиях отрасли образуется около 15,0 млн. т токсичных веществ (без учета отходов 5 класса), из которых обезвреживается только порядка 20% веществ. Типичными видами накапливаемых отходов 1 и 2 классов являются ртуть и ее соединения, третьего класса – нефтешламы, лигнин и др., четвертого – фосфогипс, пиритные огарки. Ликвидация отходов затруднена отсутствием рентабельных технологий их переработки.
Другими проблемами в химическом комплексе являются также устранение ртутного загрязнения окружающей среды, наличие незаложенных пустот, образовавшихся в результате добычи руды шахтным способом для производства калийных удобрений.
Незавершена кодификация и классификация отходов производства в химическом комплексе. В настоящее время действует система классификации, основанная на систематизации отходов по принадлежности к классам химических соединений, в то время как большинство отходов имеют смешанный состав. Так, например, хромсодержащие отходы относятся к первому и второму классу опасности.
Разработанные рядом компаний программы экологических мероприятий на 2004-2010 гг. не смогут без государственной поддержки решить всех связанных с химическими предприятиями экологических проблем городов и отдельных регионов.
Выводы. Рассмотренные выше факторы и причины так или иначе зависят друг от друга и образуют своего рода порочный круг или клубок проблем, результирующий в системную проблему химического комплекса России. Очевидно, что для преодоления препятствий на пути решения этой проблемы нужны согласованные усилия государства и частного бизнеса, необходим комплекс мер промышленной политики.
Обсуждение таких мер с широким участием крупных бизнес-структур выявило их заинтересованность в проведении четкой государственной политики, в наличии стратегии развития химического комплекса, рассчитанной по меньшей мере до 2015 года, обеспечивающей согласование интересов бизнеса и государства, способствующей выбору эффективных направлений развития, а также снижению рисков, связанных, прежде всего, с ошибками в определении направлений развития.
В качествекритериев и индикаторов разрешения системной проблемы выбраны:
1. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами. Целевое значение данного показателя к 2015 г. – не менее 4700 млрд. рублей в ценах данного года;
2. Доля химического производства и производства резиновых и пластмассовых изделий в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в целом по обрабатывающим производствам. Значение данного показателя должно возрасти с 10,2% в 2006 г. минимум до 12,0% в 2015 г.;
3. Производство ряда важнейших видов продукции – пластических масс и синтетических смол, химических волокон и нитей, синтетических каучуков и латексов – на душу населения. В индустриально развитых странах значения этих показателей, за исключением производства синтетических каучуков, в настоящее время в 2-4 раза превышают отечественные показатели. Производство на душу населения пластических масс и синтетических смол прогнозируется на 2015 г. в объеме не менее 68,0 кг/чел (против 25,9 кг/чел в 2005 г.), химических волокон и нитей – не менее 5,0 (против 1,1) кг/чел, синтетических каучуков и латексов – не менее 14,5 (против 8,0) кг/чел.
Альтернативные сценарии
При выборе вариантов развития химического комплекса рассмотрены два сценария развития: инерционный (пассивный) и инновационный (активный).
Сценарий инерционного развития химического комплекса.
Сценарий инерционного развития базируется на показателях первого варианта развития экономики до 2020 г. (МЭРТ России), инерционной динамике инвестиционного процесса и низкой инновационной активности, не предусматривающей реализацию прорывных инновационных и новых масштабных инвестиционных проектов.
В расчетах прогноза цен до 2015 г. учтены прогнозы цен на газ природный, электроэнергию, железнодорожные перевозки, взятые из проекта Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Таблица 9 - Темп прироста цен и тарифов на продукцию естественных монополий
(в % к предыдущему году)
Год | Оптовые цены на газ природный, включая акцизы и транспортировку (без НДС) | Электроэнергия для всех категорий потребителей | Тарифы на железнодорожные перевозки |
2007 г. | 15,0 | 12,0 – 13,0 | 8,0 |
2008 г. | 25,0 | 16,0 – 17,0 | 11,0 |
2009 г. | 27,7 | 15,0 – 16,0 | 9,0 |
2010 г. | 27,7 | 13,0 – 15,0 | 8,0 |
2011 г. | 44,3 | 14,9 | 10,2 |
2012 г. | 17,3 | 10,6 | 9,9 |
2013 г. | 21,9 | 9,8 | 9,4 |
2014 г. | 4,2 | 5,5 | 7,1 |
2015 г. | 5,9 | 5,5 | 6,3 |
К 2015 г., с учетом реального курса рубля, цены на природный газ для всех категорий потребителей должны достигнуть 138,8 долл. США за 1 тыс. м3. Темпы роста цен на газ составят 533,7% по сравнению с 2006 г., тарифов на электроэнергию - 262,2-273,9%, тарифов на железнодорожные перевозки - 212,9%.
Конкурентоспособность важнейших отечественных товаров на внутреннем рынке оценивалась за период 2005-2006 гг., с прогнозом на 2007-2011 гг.
Инерционный сценарий развития химического комплексапоказывает снижение конкурентоспособности отечественной химической продукции.
Намеченный рост тарифов на продукцию естественных монополий приведет к тому, что из 45 рассмотренных важнейших продуктов, с учетом снижения таможенных пошлин, к 2010 г. сохранят конкурентоспособность на внутреннем рынке лишь 15 продуктов (30%), к 2011 г. – 8 продуктов (20%).
Таблица 10 - Оценка ценовой конкурентоспособности по основным видам