ХVI. Система управления муниципальными услугами. Муниципальный заказ

1. Природа и виды муниципальных услуг.

2. Муниципальный заказ.

3. Особенности оказания услуг в сфере ЖКХ.

Ранее уже говорили о том, что власть создается населением для оказания услуг. Следовательно, муниципальная услуга – процесс удовлетворения потребностей жителей муниципального образования, отнесенных законом к предметам ведения органов местного самоуправления.

Преимущество органов МСУ – самый нижний уровень власти, который наиболее часто контактирует с населением.

Факторы, определяющие отнесение услуг к муниципальным:

- оказываемые наиболее часто, на постоянной основе (например, подача воды, организация розничной торговли, начального образования);

- требующие глубокого и систематического знания основных показателей данной территории (оказание единовременной материальной помощи);

- не распространяющиеся на всю территорию государства или субъекта федерации, либо оказание которых заметно варьируется от одного муниципального образования к другому.

Например, передача права землеотвода на уровень субъектов федерации – ошибка, возможность которой заложена в 131-м законе. Передача «наверх» социальных функций ликвидирует преимущества близости власти к жителям. Во всем мире, кроме РФ, пожарная охрана – муниципальная функция, в РФ на уровни федерации и субъектов федерации переданы самые высокодоходные предметы ведения, такой излишней централизацией чиновникам созданы оптимальные условия для воровства, бесконтрольная избыточная централизация полномочий, переход к фактически однопартийной системе создает реальную угрозу возвращения к тоталитарному государству.

Так как услуга – процесс удовлетворения потребностей, необходимо:

а) определить роль и место органов МСУ;

б) выделить методы.

Для определения роли и места необходимо определить субъект и объект. В зависимости от соотношения субъекта и объекта будут разные методы управления.

Субъекты муниципальных услуг:

- органы местного самоуправления (когда услуги оказываются непосредственно – административные услуги, например, выдача справок, разрешений и др.);

- муниципальные предприятия и учреждения;

- учреждения и предприятия иных форм собственности.

Объекты муниципальных услуг:

- население МО в целом (сохранение экологии, водоснабжение, здравоохранение);

- население МО, структурированное по различным признакам (пенсионеры – по возрасту, группа с профзаболеваниями – по отраслевому, родители детей, нуждающихся в среднем образовании – по семейному и т. д.);

- индивидуальные получатели (например, погорелец).

Последняя группа не может быть отнесена на другой уровень.

Система деятельности органов МСУ будет различной в зависимости от сочетания субъекта и объекта. Например, если услуга касается всех жителей, то необходимы общие обязательные правила ее оказания, если касается определенной категории – правила, общие для данной социальной группы.

Процесс оказания муниципальных услуг включает в себя несколько этапов:

1. расстановка (ранжирование) приоритетов в области оказания услуг (осуществляется представительным органом);

2. определение порядка оказания услуг (закрепление в нормативных актах процедуры оказания услуг, т. е. субъект-объектных отношений) (осуществляется представительным органом);

3. определение финансовых нормативов затрат на оказание услуг (нормирование, в первую очередь, осуществляется в отношении убыточных услуг или услуг, предоставляемых предприятиями-монополистами, например, отопление – расчет затрат на отопление 1 кв. м., осуществляется на основе натуральных показателей – 2 простыни на одного больного, не требуется в немонополизированных сферах, где есть конкуренция);

4. исполнение (оказание) муниципальных услуг;

5. контроль за исполнением.

Из характеристик субъекта и объекта и их отношений вытекают три основные формы выполнения муниципальных услуг:

1) администрирование (когда услугу выполняет сам муниципалитет, тогда она выглядит в виде принятия каких-либо решений);

2) на основе деятельности бюджетных учреждений (в первую очередь – социальные услуги);

3) оказание услуг через иные юридические лица (опосредованные)

Все три формы являются муниципальным заказом, так как если есть услуга, то есть заказчик и подрядчик.

Муниципальный заказ – форма организации расходной части бюджета, основанная на нормировании и конкурентности. Вся расходная часть бюджета может считаться муниципальным заказом.

Особенности оказания услуг в сфере ЖКХ.

Особую часть муниципального заказа составляют жилищно-коммунальные услуги. Нужно разделять «жилище» и «коммунальные услуги». Коммунальные услуги – такие же, как и другие муниципальные услуги, и к ним должны применяться те же правила, что и к остальным.

НО:

Отрасль является монополистом, следовательно, может осуществлять социальный шантаж. Изменение мотивации возможно только путем создания конкурентной среды.

1) Создание объекта оказания услуг – отказ от промежуточного звена в виде дирекций единого заказчика.

2) Децентрализация локальных естественных монополий (по аналогии с реорганизацией РАО ЕЭС, где государственной осталась только сетевая компания, а производство и реализация приватизированы).

Инвестиционная привлекательность отрасли очень высока, окупаемость проектов в КХ при действующих тарифах – 6-7 месяцев. Инвесторы не идут из-за административных рисков, централизованности системы, а также отсутствия гарантий, что произведенные улучшения останутся частной собственностью.

ДЗ: Определить участников 3-5 этапов процесса оказания муниципальных услуг.

Управление системами водоснабжения и водоотведения

Обеспечение потребителей чистой питьевой водой – одна из важнейших коммунальных услуг. Ее предоставление требует строгого контроля качества воды для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Особенно велико ее значение в крупных и средних городах, где отсутствуют альтернативные источники. Кроме того, в таких городах она обычно является дефицитным ресурсом.

Для предоставления этой услуги создаются системы централизованного водоснабжения. Это – комплекс сооружений и устройств, предназначенных для обеспечения водой всех потребителей муниципального образования в любое время суток в необходимом количестве и с надлежащим качеством и напором.

Задачами централизованных систем водоснабжения являются:

- добыча воды;

- при необходимости – подача ее к месту водоподготовки (очистки и/или обработки);

- при необходимости – хранение в специальных резервуарах;

- подача воды в водопроводную сеть к потребителям.

Централизованные системы водоснабжения по степени обеспеченности и надежности подразделяются на следующие категории.

I категория допускает снижение подачи воды на хозяйственные нужды не более, чем на 30 % расчетного расхода и на производственные нужды до предела, установленного аварийным графиком производств. Длительность снижения объема подачи воды не должна превышать трех суток. Перерыв в подаче воды или снижение ниже указанного предела допускается не более, чем на 10 минут.

II категория: величина допустимого снижения объема та же, что и по I категории, длительность снижения не должна превышать 10 суток, перерыв в подаче или снижение подачи воды ниже указанного предела не должны быть более 6 часов.

III категория: величина допустимого снижения объема та же, что и по I категории, длительность снижения не должна превышать 15 суток, перерыв в подаче или снижение подачи воды ниже указанного предела не должны быть более 24 часов.

В соответствии с действующими нормативами, при численности жителей более 50 тыс. чел. объединенные хозяйственно-питьевые и производственные водопроводы следует относить к I категории, от 5 до 50 тыс. чел. – ко II категории, менее 5 тыс. чел. – к III категории.

В зависимости от используемого источника в систему централизованного водоснабжения входят следующие элементы:

- водоприемные сооружения, предназначенные для забора воды из природных источников;

- насосные станции, обеспечивающие необходимое давление для подачи воды на станции или устройства очистки воды, к аккумулирующим или регулирующим емкостям или непосредственно к потребителям;

- сооружения и устройства для очистки воды;

- регулирующие емкости (водонапорные башни и резервуары);

- магистральные водоводы и распределительные водопроводные сети, предназначенные для передачи воды к местам ее распределения и потребления;

- внутридомовое оборудование и приборы.

Источники в зависимости от используемых вод делятся на поверхностные (водохранилища, реки, озера) и подземные (артезианские скважины, трубчатые и шахтные колодцы и др.).

Поверхностные источники

Достоинства: позволяют создавать и регулировать определенные запасы воды.

Недостатки: сильно загрязнены, вода из них требует специальной обработки; соляной состав, температура, флора и фауна, которые в них содержатся, резко меняются в зависимости от сезона (времени года), что затрудняет обработку.

Подземные источники

Достоинства: как правило, пригодны для питья без специальной обработки, температура и соляной состав постоянны.

Недостатки: практически невозможно создавать и использовать запасы подземных вод, существующие трудно поддаются оценке и учету.

Водоснабжения из поверхностного источника организуется следующим образом: вода из источника водоснабжения поступает в водоприемное сооружение, откуда насосами первого подъема подается на станцию очистки воды. После очистки вода поступает в сборные резервуары, откуда насосной станцией по водопроводам подается в разводящую сеть города. Далее вода по вводам здания поступает потребителям. Для регулирования водоподачи в городской водопроводной сети устанавливают водонапорные башни – регулирующие резервуары.

При использовании артезианских вод, имеющих высокие санитарно-гигиенические качества, схема водоснабжения может быть значительно упрощена за счет исключения из нее сооружений для очистки воды. Вода подается под естественным давлением (напорный источник) или насосами (безнапорный источник) в сборный резервуар, откуда насосная станция подает воду в водонапорную башню. По водопроводам вода из водонапорной башни поступает в водопроводную сеть города и через вводы зданий поступает к потребителям.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологической надежности проектируемых и реконструируемых систем водоснабжения хозяйственно-питьевого назначения в местах расположения водозаборных сооружений и на окружающей их территории устанавливаются зоны санитарной охраны.

Наши рекомендации