ТЕМА 4. УЧЕНИЕ В.И.ВЕРНАДСКОГО (1963 – 1945гг) О БИОСФЕРЕ И НООСФЕРЕ, МЕСТЕ И НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА В ПРЕОБРАЗОВАНИИ БИОСФЕРЫ
Вопросы для обсуждения(обратите внимание на отдельные проблемы):
1. В.И.Вернадский и его учение о биосфере. Функции живого организма.
Рассматривая первый вопрос темы, следует обратить внимание на тот факт, что до В.И.Вернадского многих ученых интересовала проблема развития биосферы. Существуют разные взгляды, концепции, которые имеют определенный интерес. В частности, обратите внимание на:
- научный подход к проблеме человека, разработанный К.Э.Циолковским (1857 – 1935);
Выбросы вредных веществ в атмосферу классифицируются на :
1. Газообразные (диоксид серы, оксид азота, углерода, углеводорода и др.);
2. Жидкие (кислоты, щелочи, растворы солей и др.);
3. Твердые (канцерогенные вещества, свинец и его соединения, органическая и неорганическая пыль, сажа и прочее).
Итак, 4 главных загрязнителя, их называют поллютаниты - диоксид серы; оксид азота; оксид углерода и твердые частицы – составляют 98% в общем объеме выбросов вредных веществ.21
Особое место занимают вопросы радиоактивных веществ. Если при взрыве атомной бомбы над Хиросимой (1945 г., Япония) в атмосферу было выброшено 740 грамм радионуклидов, то в результате аварии в Чернобыле на АЭС (СССР 1986 г.) суммарный выброс радиоактивных веществ составил 77 кг.
Об этих событиях много информации в печать. Подумайте, каковы были последствия? Они и до сегодняшнего дня не полностью ликвидированы. Каково их влияние на биосферу?
Источниками загрязнения атмосферы являются:
1. Тепловые и атомные электростанции, котельные установки;
2. Черная и цветная металлургия;
3. Химическое производство;
4. Выбросы автотранспорта.
Экологические последствия загрязнения атмосферы: (например, влияние выхлопных газов автомобилей на здоровье человека. Исследования американского эколога Х.Френача, 1992 г.)
Вредные вещества | Последствия воздействия на организм человека |
Оксид углерода | Препятствует проникновению кислорода в кровь, что ослабляет мыслительные способности, замедляет рефлексы вызывает сонливость, потерю сознания и смерть |
Свинец | Влияет на кровеносную, нервную и мочеполовую системы откладывается в костях и других тканях, снижает умственные способности у детей. |
Оксиды азота | Увеличивают восприимчивость организма к вирусным заболеваниям (грипп), раздражает лёгкие, вызывает бронхит, пневмонию |
Озон | Раздражает слизистую оболочку органов дыхания, вызывает кашель, снижает сопротивляемость к простудным заболеваниям, вызывает астму, бронхит |
Токсичные выбросы (тяжелые металлы) | Вызывают рак, нарушение функций полевой системы и дефициты у новорожденных |
_________________
21 Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. Учебник для вузов. – «Феникс» - Ростов
Н/Д., 2005, с. 286 - 287
3. Исторические типы личности. Личность и проблема личностных ориентаций.
Обратите внимание на философские подходы к пониманию человека.
- человек – самостоятельно мыслящее начало;
- человек – существо принадлежащее двум мирам: миру природной зависимости и нравственной свободы (Кант);
- человек как выражение абсолютного духа (Гегель);
- человек как телесно-чувствующее существо (Фейербах);
- человек как выражение совокупности всех общественных отношений, а не абстракт, присущий отдельному индивиду (Маркс);
- человек существо историческое. Как вы понимаете это высказывание К.Маркса?
Задания:
1. Дайте ваше определение понятиям «человек», «личность».
2. Своеобразие человека отчетливо проявляются в четырех областях: природной, психической (или ментальной), языковой и предметно – деятельной (социальной).
Покажите единство этих сфер бытия человека и их влияние на потребности людей.
Вопросы для повторения и контрольного собеседования.
1. Кто такой человек: субъект (творец) или продукт человеческой деятельности?
2. Если человек есть продукт общественных отношений, а его сознание отражение, то как объяснить творчество, создание, изобретение нового?
3. Каждому животному (а человек есть животное, поскольку является продуктом биологической эволюции) свойственен инстинкт агрессии. Можно ли этим объяснить преступления и войны?
4. Какие факторы оказывают влияние на развитие личности?
5. Что является более значимым: врожденные качества или приобретенные способности? (обоснуйте ответ).
Основные понятия:
- индивид; - биологическая наследственность;
- личность; - физическое окружение;
- человек; - групповой опыт (семья – общество – «Я»);
- индивидуальность; - уникальный опыт – образ «Я»;
- сфера бытия; - культура;
- тип личности; - цивилизация
Основная литература для самостоятельной работы:
1. Курбатов В.И. Обществознание. Учебник. «Феникс» Ростов Н/Д, 2005, с.11
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М. Мысль, 1975
3. Оганян К.М. Человек и его потребности. Учебное пособие. СПб, 2000,
Введение.
4. Поваляева М.А. Психология и этика делового общения. Ростов Н/Д, «Феникс»,
2004, 2. 11 – 19.
5. Орлов С.В., Дмитриенко Н.А. Человек и его потребности. Учебное пособие,
«Питер», 2007, гл. 3
3. Необходимо формирование всемирной системы безопасности;
4. Военно-промышленный комплекс (ВПК) деформирует экономическую структуру общества и снижает возможность рационального использования производительных сил общества;
5. Международный терроризм – это еще одна реальная угроза миру;
6. Опасность для мира представляет разработка новых видов оружия, особенно биологического. Бактериологическая война может быть развязана террористами и в мирное время (эпидемии неизвестного происхождения и др.);
7. Все большую остроту приобретает локальные и гражданские войны, так называемые «горячие точки». Наибольшее число этих точек в Азиатском – Тихоокеанском регионе, В Африке, на Ближнем Востоке и др. Они имеют затяжной характер, уносят много жизней и мешают нормальному развитию экономики и добрососедским отношениям стран и народов.
Следовательно, современное общественное развитие должно ориентироваться на установление доверия, на сотрудничество между государствами и укрепление мира. Какие есть для этого возможности? Приведите примеры. Что достигнуто?
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НИМ