Поводы и основания к возбуждению уголовного дела

Основными, принципиальными уголовно-процессуальными категориями в рассматриваемой стадии уголовного судопроизводства являются поводы и основания для возбуждения уголовного дела.

Начало стадии возбуждения уголовного дела и, следовательно, начало уголовного судопроизводства определяются моментом получения заявления или сообщения о преступлении либо обнаружения соответствующими государственными органами или их должностными лицами деяний с признаками состава преступления, предусмотренного статьями Особенной части УК. Эти сообщения и заявления получили в уголовно-процессуальном законе и в теории уголовного процесса название "поводы для возбуждения уголовного дела".

В правовой литературе различным образом определяют понятие повода для возбуждения уголовного дела. В теории уголовного судопроизводства под поводом для возбуждения уголовного дела понимают:

1) источник сведений о готовящемся или совершенном преступлении <1>;

--------------------------------

<1> См.: Советский уголовный процесс / Под ред. М.И. Бажанова и Ю.М. Грошевого. Киев, 1983. С. 173.

2) указанный источник и одновременно юридический факт <1>;

--------------------------------

<1> См.: Уголовный процесс / Под ред. В.П. Божьева. М., 1989. С. 141, 142.

3) источник получения информации о преступлении и одновременно процессуальную предпосылку начала уголовно-процессуальной деятельности <1>;

--------------------------------

<1> См.: Учебник уголовного процесса / Под ред. А.С. Кобликова. М., 1995. С. 131, 134.

4) факт получения (поступления, принятия, обнаружения) органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором информации о преступлении <1>. Последняя точка зрения специалистов представляется мне обоснованной.

--------------------------------

<1> См.: Якупов Р.Х. Уголовный процесс. М., 1999. С. 210.

Тем не менее можно определить повод для возбуждения уголовного дела как сообщение, заявление о готовящихся или совершенных преступлениях, поступившие в государственные органы или к должностным лицам, осуществляющим уголовное судопроизводство.

В соответствии со ст. 140 УПК поводом для возбуждения уголовного дела служат:

1) заявления граждан и иных лиц о совершенном или готовящемся преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. В отличие от ранее действовавшего уголовно-процессуального законодательства настоящий перечень поводов к возбуждению уголовного дела носит открытый характер, о чем свидетельствует указание закона "на иные источники".

Заявления о готовящемся или совершенном преступлении - устные или письменные сообщения о преступлении, исходящие от определенных физических, в том числе должностных, лиц.

Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит, с указанием места регистрации и фактического проживания и желательно служебного или домашнего телефона (для оперативной связи). Это требование обусловлено тем, что анонимные заявления не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Анонимные сообщения о совершении преступления - заявления и письма:

1) не содержащие сведений о реальном авторе;

2) исполненные от имени вымышленных лиц;

3) исполненные от реально существующих лиц, но не писавших эти письма или заявления.

Однако анонимные сообщения в необходимых случаях могут быть проверены государственными органами и должностными лицами, осуществляющими уголовный процесс. В этих случаях при обнаружении деяния с признаками преступления в уголовно-процессуальных документах нужно ссылаться в качестве повода не на анонимные сообщения, а на материалы проверки, т.е. на непосредственное обнаружение признаков преступления органом дознания, дознавателем, следователем.

Устные заявления о совершении преступления оформляются протоколом его принятия.

Протокол устного заявления состоит из вводной, описательной и заключительной частей.

Во вводной части протокола указываются:

1) наименование процессуального документа;

2) место и время принятия устного заявления;

3) должность, звание или классный чин, фамилия и инициалы лица, принявшего заявление, со ссылкой на ст. 141 УПК;

4) основные установочные (персонографические) данные о заявителе;

5) сведения о документе, удостоверяющем личность заявителя;

6) предупреждение об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК, удостоверяемое подписью заявителя.

В описательной части протокола излагается сущность заявления о совершенном или готовящемся преступлении. При получении информации о событии с признаками преступления у каждого заявителя следует выяснять сведения, имеющие значение для правильного разрешения заявления применительно к перечисленным в ст. 73 УПК обстоятельствам, чтобы не вызывать заявителя вторично с целью получения дополнительных объяснений. К сожалению, в уголовно-процессуальном законе упущено требование о том, что заявление должно быть сделано и оформлено от первого лица, т.е. от имени заявителя.

В заключительной части протокола отражаются сведения об ознакомлении с ним заявителя лично или с помощью других лиц, правильности всех записей со слов заявителя и о наличии или отсутствии у него замечаний и дополнений к содержанию протокола. Протокол устного заявления подписывается заявителем и лицом, принявшим его заявление (ст. 141 УПК).

Заявителю выдается документ (отрывной талон) о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, даты и времени его принятия. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК.

Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается мировым судьей в соответствии со ст. 318 УПК. В случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 147 УПК, проверка сообщения о совершенном преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными ст. 144 УПК.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится в протоколы соответственно следственного действия или судебного заседания (судебного разбирательства).

При невозможности заявителя лично присутствовать при составлении рассматриваемого протокола его сообщение, например, по телефону, оформляется в порядке, установленном ст. 143 УПК, т.е. рапортом должностного лица об обнаружении признаков преступления. В данном случае законодатель имел в виду в первую очередь оперативных дежурных органов дознания и, в частности, органов внутренних дел. Кроме того, в настоящее время о готовящихся или совершенных преступлениях можно сообщить через Общественную палату, сайт которой находится в Интернете. Кстати, этой возможностью воспользовались уже более восьми тысяч человек <1>.

--------------------------------

<1> См.: Фалалеев М. Милиция открылась. В органы внутренних дел обратились за помощью свыше 19 миллионов граждан // Российская газета. 2007. 10 февр.

В настоящее время действует единая система учета преступлений, принципиальным новшеством которой является предоставление населению права заявлять о деяниях с признаками преступлений в любой правоохранительный орган независимо от подследственности уголовных дел. Думается, что данный Приказ <1> вряд ли коренным образом улучшит положение дел в области регистрации и учета сообщений о преступлениях. Представляется, что перелом может наступить, если принципиальные вопросы учета, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, во-первых, урегулировать в отдельной главе процессуального закона, чтобы не "засорять" правовое пространство России подзаконными актами министерств, ведомств и департаментов, регулирующими одни и те же правовые вопросы, во-вторых, создать независимый от органов расследования государственный орган регистрации сообщений о преступлениях.

--------------------------------

<1> Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, МЭРТ России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений" // Российская газета. 2006. 25 янв.

Среди поводов для возбуждения уголовного дела находятся и другие сообщения о совершении преступления.

Явка с повинной - добровольное заявление лица о совершенном им лично преступлении.

Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК, т.е. в порядке, предусмотренном для принятия заявлений граждан, сообщающих о подготавливаемом или совершенном преступлении.

В случае явки гражданина с повинной должностное лицо устанавливает личность явившегося по имеющимся у него документам и выясняет обстоятельства, в связи с которыми это лицо явилось с повинной. При этом должны быть тщательно выявлены фактические обстоятельства совершенного или подготавливаемого преступления с их максимальной детализацией. В необходимых случаях лицу может быть предложено составить добровольно схемы или планы места происшествия, нахождения на нем различных объектов и т.д. При явке с повинной всегда следует выяснять мотивы - побудительные причины заявления лицом о совершенном или подготавливаемом им преступлении в соответствующие органы.

Явка с повинной оформляется протоколом, форма и содержание которого близки к форме и содержанию протокола устного заявления граждан о преступлении. Единственное процессуальное различие в этих документах состоит в том, что явившееся с повинной лицо не предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.

Наши рекомендации