Финансово-промышленные группы

Правовые основы создания и функционирования финансово-промышленных групп в России определяет Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г.

В со­ответствии с ним под финансово-промышленной группой понимается совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочер­ние общества, которые полностью или частично объединили свои ма­териальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях техно­логической или экономической интеграции для реализации инвести­ционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о ее создании, и учреж­денная ими центральная компания либо основное и дочерние об­щества, образующие финансово-промышленную группу. В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации (в том числе и иностранные), за ис­ключением общественных и религиозных организаций (объединений).

Среди участников финансово-про­мышленной группы обязательно наличие организаций, действу­ющих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций. В состав участников финансово-промышленной группы могут входить ин­вестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-про­мышленной группе.

Высшим органом управления финансово-промышленной груп­пой является совет управляющих, включающий представителей всех ее участников. Для ведения дел финансово-промышленной группы создается центральная компания, которая является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы. Допускается со­здание центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза.

Самая простая, древняя и самая распространен­ная форма хозяйственной организации – индивидуальная (частная) фирма.

Создатель такой фирмы – ее единоличный и полновластный хозя­ин. Ему никто не может указывать, что он должен делать, и он ни с кем не обязан делиться своей чистой прибылью.

За право вести дела только по своему собственному усмотрению владелец такой фирмы расплачивается рез­ким ограничением возможностей привлечения денежных средств для ее развития.

Владелец фирмы может попытаться взять кредит в банке. Но шансы у него не очень велики. Ведь банки одалживают деньги только под залог. Это значит, что заранее оговаривается, какое имущество должника у него можно будет забрать и продать в погашение обязательств, если сам он вовремя расплатиться не сумеет а индивидуальные фирмы обычно невелики.

Чтобы разрешить проблему нехватки денег для создания крупных коммерческих предприятий, применяется еще одна фор­ма хозяйственной организации – товарищество.

Однако развитие производст­ва потребовало создания таких крупных фирм, что собрать средства для них в рамках прежних способов стало крайне трудно. И тогда возникло акционерное общество.

Таким образом, наибольшую свободу действий индивидуальному предпринимателю (владельцу) дает общество с ограниченной ответственностью. Но у та­кой фирмы и минимальные возможности привлечения денег.

На другом полюсе – акционерное общество. Однако здесь роль отдельного владельца минимальна (он всего лишь «один из многих»). Но зато воз­можности для сбора крупных денежных сумм здесь максимальны.

Товарищества же всех форм занимают в этой системе координат про­межуточное положение.

Объединения фирм

Каждая фирма может функционировать либо самостоятельно, либо заключать соглашения, касающиеся тех или иных сторон хозяйственной деятельности, объединяться с другими, создавая более крупные фирмы.

Современные крупные фирмы – это, как правило, объединение фирм (предприятий). Объединение может происходить на основе:

1) горизонтальной интеграции – объединения предприятий одной отрасли, одной сферы производства (такая форма объединений распространена в торговле, сфере услуг);

2) вертикальной интеграции – объединения предприятий, функционирующих в отраслях, технологически связанных между собой (так, например, часто крупные нефтяные компании включают в себя предприятия, обеспечивающие движение нефти «от скважины до бензоколонки»);

3) диверсификации – объединения предприятий разных отраслей, технологически между собой не связанных (многие крупнейшие фирмы оперируют в различных отраслях и на различных рынках: например, концерн «Дюпон-де-Немур» объединяет производство химических волокон, лекарств, рефрижераторов, самолетов).

Наиболее распространены следующие формы объединения фирм.

Картель – соглашение между предприятиями одной отрасли, заключаемое в целях установления контроля за условиями продаж, ценами, рынками сбыта, объемом производства и т.д. Предприятия, вступающие в картельные соглашения, полностью сохраняют свою производственную, коммерческую и правовую самостоятельность. Картели создаются с целью установления контроля над определенным рынком, ограничения или исключения конкуренции.

Синдикат – соглашение, предусматривающее, что его участники сбывают свои товары через единую торговую фирму, которая осуществляет также закупки сырья для участников синдиката. Последние сохраняют свою юридическую и производственную самостоятельность, но теряют связь с рынком.

Создание синдиката позволяет его участникам устранить конкуренцию в области сбыта и закупок сырья.

Трест – объединение, в котором входящие в него предприятия теряют свою производственную, коммерческую и правовую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра.

Руководящий орган треста диктует предприятиям политику в отношении цен, условий сделок, объема производства и т.п. Трест может быть одноотраслевым, создаваемым на основе горизонтальной интеграции, или многоотраслевым, объединяющим предприятия разных, но технологически связанных между собой отраслей (вертикальная интеграция).

Концерн – наиболее развитая (и распространенная сегодня) форма объединения предприятий, характеризующаяся единством собственности и контроля. Возникает концерн на основе скупки одной (головной) фирмой контрольного пакета акций других фирм. Входящие в концерн фирмы номинально, в правовом отношении, остаются самостоятельными, но фактически всецело подчиняются единому хозяйственному руководству.

Держателем контрольного пакета акций, как правило, является холдинговая компания, получающая прибыль за счет дивидендов на контролируемые ею акции других компаний. Холдинговая компания может заниматься только контролем и управлением деятельностью других компаний или совмещать контроль и управление с предпринимательской деятельностью в определенной сфере.

Возникать концерны могут на основе горизонтальной, вертикальной интеграции или диверсификации. Большинство современных концернов имеют многоотраслевой характер.

Концерны позволяют использовать возможности крупномасштабного производства, комбинирования, кооперирования, обладают определенной устойчивостью к конъюнктурным колебаниям, способны перераспределять инвестиционные ресурсы, направляя их в наиболее прибыльные, выгодные производства. Все это позволяет многим крупным концернам занимать монопольное положение на рынке.

Консорциум – временное соглашение между фирмами для осуществления конкретных крупных инвестиционных, социальных, экологических и т.п. проектов. Участники консорциума при заключении соглашения заранее оговаривают долю каждого участника в затратах и ожидаемой прибыли, формы участия в проекте и т. д. Участники консорциума полностью сохраняют свою экономическую и правовую самостоятельность. Фирма может быть участницей нескольких консорциумов.

Таким образом, основные отличия разных форм объединений связаны со степенью сохранения самостоятельности предприятий, входящих в объединения.

Наши рекомендации