Организация полетов и руководство движением
Регулярные полеты транспортных самолетов по воздушным линиям совершаются строго по утвержденному расписанию. Эти полеты называются рейсовыми.
С целью предотвращения возможных столкновений в воздухе самолетов, совершающих полеты в облаках или в условиях плохой горизонтальной видимости, каждому самолету перед вылетом устанавливается высота эшелона, на которой он обязан совершать горизонтальный полет по маршруту до ближайшего аэропорта.
Непосредственное руководство движением самолетов в воздухе осуществляется диспетчерской службой аэропортов (АДС) и районными диспетчерскими службами (РДС).
Общая координация руководства движением в аэропорту осуществляется начальником аэропорта через начальника АДС и дежурного руководителя полетов, который непосредственно руководит взлетами самолетов, набором высоты, полетами в зоне ожидания, пробиванием облачности, заходом на посадку и посадкой самолетов.
В технологическую схему аэропорта входят четыре основные взаимосвязанные технологические линии по обслуживанию следующих потоков:
1) пассажиров (улетающих, прилетевших, транзитных) и их багажа;
2) грузов и почты;
3) прилетающих и вылетающих воздушных судов;
4) материальных ценностей, необходимых для производственной деятельности аэропорта.
Для осуществления технологического цикла по обслуживанию каждого из этих потоков в организационной структуре аэропорта, как авиатранспортного предприятия, предусмотрены соответствующие службы, а на территории аэропорта – здания, сооружения и оборудование соответствующего назначения. Обслуживание первых двух потоков (пассажиры, багаж, грузы, почта) обеспечивается службой организации перевозок аэропорта.
Технологические операции по обслуживанию пассажиров выполняются в такой последовательности: подъездная автомобильная дорога (в некоторых случаях другие виды транспорта) по маршруту город – аэропорт – город, привокзальная площадь с комплексом сооружений, аэровокзал, перрон. Для обслуживания грузовых и почтовых перевозок используются транспортные пути и средства, для доставки грузов и почты в аэропорт (из аэропорта), грузовые склады, здания отделения перевозки почты, грузовой перрон, оборудование для погрузочно-разгрузочных работ.
Обслуживание потока улетающих и прилетающих воздушных судов можно разделить на инженерно-авиационное обслуживание и летно-эксплуатационное обслуживание.
Инженерно-авиационное обслуживание воздушных судов осуществляется инженерно-авиационной службой аэропорта (ИАС). Инженерно-авиационная служба несет ответственность за содержание воздушных судов в исправном состоянии в соответствии с установленными нормативами и за их своевременную подготовку к полетам. С этой целью специальным подразделением аэропорта, авиационно-технической базой (АТБ), осуществляются установленные оперативные и периодические виды технического обслуживания воздушных судов.
Летно-эксплуатационное обслуживание воздушных судов включает в се-
бя целый ряд различных видов обеспечения полетов и соответствующие этим видам обеспечения полетов службы аэропорта. К их числу можно отнести такие виды обеспечения полетов, как аэродромное, радиотехническое, светотехническое, метеорологическое, медицинское, обеспечение режима и
охраны воздушных судов.
Аэродромное обеспечение полетов осуществляется аэродромной службой аэропорта и включает комплекс мероприятий по поддержанию в постоянной эксплуатационной готовности аэродрома в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами гражданской авиации.
Для радиосветотехнического обеспечения полетов используются автоматизированные системы управления воздушным движением (УВД), радиотехнические системы и средства навигации, радиолокационные, радиомаячные системы посадки, системы светосигнального оборудования аэродромов, средства связи и др.
Организация, планирование и обеспечение движения воздушных судов на воздушных трассах и в районе аэродрома возлагаются на службу движения аэропорта в установленных для нее границах. Одним из основных сооружений службы движения аэропорта является командно-диспетчерский пункт (КДП). КДП обеспечивает управление воздушным движением в пределах установленных границ; управление движением воздушных судов, а также контроль за движением специальных машин по аэродрому; управление радиосветотехническими средствами и контроль за их работой.
Обеспечение органов управления воздушным движением (УВД) радиотехническими средствами связи и контроля за движением воздушных судов, а также содержание этих средств в исправном состоянии возлагаются на службу эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (ЭРТОС). Аналогичные функции в отношении светотехнических средств выполняет служба светотехнического обеспечения полётов и электроустановок (ЭСТОП).
Метеорологическое обеспечение полетов заключается в своевременном доведении до командно-руководящего состава, летного состава, работников службы движения и аэродромной службы метеорологической информации, необходимой для выполнения возложенных на них обязанностей.
Медицинское обеспечение полетов предусматривает прохождение летным составом, бортпроводниками, диспетчерами УВД и руководителями полетов в установленном порядке медицинских освидетельствований, врачебных осмотров и медицинского контроля. Медицинское обеспечение полетов осуществляется медсанчастью аэропорта.
Для обеспечения производственной деятельности аэропорта на его тер-
риторию непрерывно поступают значительные массы материальных ценностей: авиационные и автомобильные ГСМ, авиационно-техническое имущество, продовольствие, хозяйственное имущество, ремонтно-строительные материалы и др. Для осуществления технологических операций, связанных с приемом, хранением и выдачей материальных ценностей, на служебно-технической территории аэропорта создаются соответствующие склады, оборудование для разгрузочно-погрузочных работ, подъездные автомобиль-
и железные дороги.
Все службы аэропорта, обеспечивающие регулярные прием и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полетов воздушных судов, хозяйственную деятельность аэропорта, находятся в непрерывном взаимодействии.