Характеристика, особенности и перспективы развития

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по экономике машиностроения на тему:

«Разработка задания на проектирование и технико-экономическое обоснование проекта машиностроительного предприятия на основе укрупненных расчетов»

г. Нефтьюганск , г. Братск

Вариант № 7

Выполнил ст. гр.-ЭМ-091

Опортов В.В.

Руководитель:

Бугрова С.М.

Кемерово 2012

Содержание.

Введение……………………………………………………………………......3

1. Характеристика, особенности и перспективы развития станкостроения в России ………………………………………………………………..……………...6

2. Исходные данные ………………………………………………………………….……………9

3. Информация о станке ……………………………………………………………………………….10

4. Составление планового баланса оборудования……………………………………………………………...11

5. Выбор вариантов размещения новых промышленных предприятий………………………………………………………….……14

5.1. Характеристика Всточно - Сибирского экономического района………………………………………………………..…..15

5.2. Характеристика Западно – Сибирского экономического района…………………………………………………………....16

5.3. Краткая характеристика г.Нефтьюганск…………………………………………………...25

6. Балансовая стоимость основных производственных фондов проектируемого предприятия………………………………………………………………………27

7. Расчет потребности в оборудовании для механических цехов……………………………………………………………………..…28

8. Определение производственной структуры предприятия………………………………………………………………..30

9. Определение количества работающих по категориям и фонда заработной платы…………………………………………………..…………………….31

10. Расчет плановой себестоимости единицы продукции и всего выпуска……………………………………………………………………..35

11. Определение потребности проектируемого предприятия в собственных оборотных средствах……………………………….…………………………………..38

12. Определение общей суммы потребных капиталовложений и срока окупаемости…………………………………………………………………40

Заключение……………………………………………………………….....42

Список литературы………………………………………………………………....44Приложение………………………………………………………..............45

Введение.

Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. Он ведущий среди межотраслевых комплексов. Это обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, машиностроительный комплекс – крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 20% производимой продукции и всех работающих в хозяйстве России.

Во-вторых, машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте.

Машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции; конструктивно-технологическая сложность продукции машиностроения требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы.

Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по основным фондам (25 %), а также в структуре экспорта (18%) и первое место по промышленному персоналу (42 %). Доля продукции машиностроения и металлообработки в развитых странах составляет 30 – 50 % объема продукции промышленности в то время, как в России всего 19 % . Отставание машиностроительных отраслей неизбежно ведет к старению производственно-технологической базы экономики.

Конечно, нельзя не отметить в качестве положительного факта наметившийся после 2000 г. - впервые после десятилетий сокращения - некоторый рост доли производственного оборудования со сроком службы свыше 5 лет. Однако, на каждый процентный пункт прироста доли такого оборудования приходится 3,3 процентного пункта прироста доли оборудования со сроком службы свыше 20 лет. В результате к середине нынешнего десятилетия более половины производственного оборудования в промышленности имело срок службы свыше 20 лет, что означает и физический, и главное в современных условиях моральный износ.

В результате снижается конкурентоспособность производства. Согласно результатам обследования предприятий перерабатывающих отраслей промышленности, проведенного Институтом экономики переходного периода (ИЭПП), в качестве главного фактора, снижающего конкурентоспособность отечественной продукции, по всем без исключения отраслям был назван именно фактор устарелого оборудования, в то время как завышенный курс рубля по частоте упоминаний был отнесен лишь на 9-е (из 10) место. Примечательно, что фактор более низкого по сравнению с импортом качества продукции занял лишь шестую позицию. Как показал проведенный в середине лета 2006 г. опрос Российского экономического барометра, каждое третье промышленное предприятие в качестве ограничителя своего роста назвало отсутствие надлежащего оборудования. Названные тенденции неизбежно порождают технологическую зависимость российской экономики. По расчетам ИНХП РАН в перспективе Россия вынуждена будет приобретать за рубежом до 60 % технологий. По различным оценкам удельный вес России в мировой торговле технологиями и наукоемкими товарами не превышает 0,2 - 0,8 %, против 36 % США, 14 % Республики Корея, 6 % Китая, а всей продукцией машиностроения – 0,4 – 0,5. По экспорту машиностроение занимает 2-ое место после ТЭК. Эта отрасль дает 12 % экспорта России. Если брать Японию и Германию, то их экспорт составляет: Япония - 60%, Германия - 45%.

Машиностроительный комплекс обеспечивает научно-технический прогресс и перестройку экономику всей страны, поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет. По роли и значению в народном хозяйстве их можно объединить в 3 взаимосвязанные группы:

1. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции во всем народном хозяйстве - это приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое и энергетическое машиностроение.

2. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в машиностроении - это станкостроение и инструментальная промышленность.

3. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в отдельных отраслях хозяйства- это строительно-дорожное, тракторное и селькохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и д. р.

За последние десятилетия возник ряд новых отраслей, связанных с выпуском средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудования для атомной энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Коренным образом изменился характер продукции в старых отраслях машиностроения.

Научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйстваматериализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поэтому основное экономическое назначение продукции машиностроения – облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.

Характеристика, особенности и перспективы развития

Станкостроения в РФ.

Станкоинструментальная промышленность – фондообразующая отрасль, которая обеспечивает технологическим оборудованием все стратегические отрасли машиностроительного комплекса.

В общем объеме мирового производства металлообрабатывающего оборудования (МОО), включающего металлорежущие станки и кузнечно-прессовое оборудование, в 2006 году Россия занимала 22 место из 34 стран, производящих МОО в мире, и 17 место по потреблению. В 1990 году страна занимала третье место по производству МОО и второе место по потреблению.

Деятельность предприятий станкоинструментальной отрасли машиностроения в 2006 году характеризовалась следующими показателями: выпуск металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования составил 6969 единиц, что на 10,7 % больше по сравнению с 2005 г., в том числе производство станков с ЧПУ составило 132,8%, производство обрабатывающих центров 121%, производство станков составило 4973 шт. (102,2%), КПО - 1996шт. (130,2%). Выпуск металлообрабатывающего инструмента и твёрдых сплавов в 2006 г. составил 6 348 млн. руб. и составило рост к 2005 году 123,1%.

С начала девяностых годов предприятия станкоинструментальной промышленности работают в условиях снижения платежеспособного спроса. Особенно значительно сократились заказы на высокопроизводительное, наукоемкое, точное, автоматизированное оборудование и прогрессивные виды инструмента. За последние 15 лет отечественный рынок станкоинструментальной продукции претерпел количественные и качественные изменения, объем выпуска оборудования снизился по сравнению с 1991 годом в 10-12 раз.

Средний возраст станочного оборудования превышает 30 лет. По отдельным позициям (в том числе и в самой станкостроительной отрасли, как следует из отчета о проведении московской выставки "Металлообработка-2006") уровень износа оборудования превышает 50%. Поэтому в течение ближайших 15 лет, как считают аналитики ассоциации "Станкоинструмент", российским компаниям придется заменить около 2 млн единиц производственного оборудования. То есть более 100 тыс. единиц в год, притом что нынешние возможности отечественной станкоинструментальной отрасли на порядок ниже.

Вторая составляющая проблемы - моральное устаревание технологий. В ходу в основном инженерные разработки 1960-1970-х годов, в лучшем случае речь идет о технологиях середины 1980-х в парке эксплуатируемого оборудования доля обрабатывающих центров с числовым программным управлением (ЧПУ) не превышает 5%. Для сравнения: за рубежом количество используемого оборудования с ЧПУ приближается к 50%, а у предприятий, производящих технологическую оснастку (пресс-формы, штампы, литейные формы), достигает 85%. В нашей же стране практически не развито производство сложных станков. Например, в 2005 году в России был изготовлен 261 станок с ЧПУ - это на порядок меньше, чем в Китае, и на два порядка - чем в Германии.

Крайне низкая доля станков новых поколений, с высокими показателями производительности, точности и чистоты обработки, не позволяет российским предприятиям при нынешних резко растущих затратах на сырье и энергию выпускать конкурентоспособную продукцию. Замечание справедливо и для российских автомобилей, продвижение которых даже на внутреннем рынке невозможно без мощной протекции государства, и для продукции высокой переработки леса, львиная доля которой для России изготавливается из российского же сырья, но за рубежом.

Предпосылок для рывка станкоинструментальной отрасли пока нет. По мнению участников парламентских слушаний, "для достижения российской обрабатывающей промышленностью уровня развитых государств необходимо инновационное развитие машиностроения с темпами роста не ниже 10 процентов в год. Это, в свою очередь, требует опережающего обновления технологической базы машиностроения". Но сегодня активная часть основных фондов машиностроения обновляется в стоимостном выражении лишь на 5% в год (против 8,7% в среднем по промышленности) и всего на 2,5% - в физическом выражении. По официальным данным, доля инвестиций в машиностроение лишь 7,3% в общем объеме инвестиций в промышленность - размеры капвложений в добывающей промышленности практически в пять раз выше. При этом собственные средства станкостроительных предприятий составляют, по данным за 2006 год, 78% от объема инвестиций, тогда как в развитых странах, напротив, на заемные средства приходится 70-80% инвестиций.

Вообще, российская станкоинструментальная отрасль на фоне мировых лидеров выглядит удручающе. Так, в 2005 году мировое производство металлообрабатывающего оборудования достигло 51,8 млрд долларов (на 14% выше уровня 2004 года, данные североамериканской компании Gardner Publications), в России же аналогичный показатель - всего 0,16 млрд долларов. Точно так же обстоит дело и в сфере потребления: российский показатель в 0,39 млрд долларов в 2005 году - ничто по сравнению, например, с 10,9 млрд долларов потребления станкоинструментальной продукции в Китае.

Правительством Российской Федерации неоднократно принимались решения, направленные на выведение станкостроительной и инструментальной промышленности из кризиса. Повышение конкурентоспособности отрасли предполагалось достичь путем проведения институциональных преобразований, государственных капитальных вложений в развитие производства высокотехнологичных наукоемких станков и инструмента, государственной поддержки экспорта станкоинструментальной продукции, применения государственных стандартов, отвечающих международным требованиям, совершенствования научно-технического и кадрового обеспечения. Однако предусмотренные мероприятия в основном остались не реализованными.

Исходные данные.

1. Вид продукции – Токарно – винторезный станок

2. Проектная производственная мощность (размер предприятия):

а) минимальная – 6000 штук,

б) оптимальная – 10000 штук;

3. Удельные капитальные затраты (основные средства) на 1 тонну веса: 500 руб.;

4. Размещение существующих предприятий отрасли: Москва, С-Петербург, Ктров, Новосибирск

5. Потребность в основных материалах, литье и комплектующих изделиях на единицу продукции (норма расхода) при минимальном размере предприятия:

- литье (серый чугун) 8000 кг

- ст.прокат 2500 кг

- цв.металлы 100 кг

- электроаппаратура и насосы 100 кг

- электромоторы и комрл. Изд. 300 кг

6. Стоимость материалов и покупных полуфабрикатов на одно изделие (за вычетом отходов) – 5850 руб.;

7. Чистый вес одного изделия – 8 700 кг.;

8. Затраты на одно изделие: 2599 нормо – час, в том числе 1842 станко – часов;

9. Коэффициент выполнения норм: КН – 1,1

Коэффициент роста производительности труда КП- 1,1

10. Норма запаса по элементам оборотных средств, в днях:

а) сырье, основные и вспомогательные материалы - 45

б) незавершенное производство (длительность цикла и Кнз) 50; Кнз =0,55

в) малоценный и быстроизнашивающийся инструмент и инвентарь – 30

г) готовые изделия (на складе и отгруженные) - 3

11. Процент косвенных (общепроизводственных и общехозяйственных) расходов 280% в т.ч. 70% цеховые.

12. Процент коммерческих расходов – 2%

Информация о станке.

Токарно-винторезные станок CU-1250 ZMM (приложение 1) предназначен для выполнения разнообразных токарных работ, включая точение конусов и нарезание резьб: метрических, дюймовых, питчевых.

Технические характеристики и жесткость станков, широкий диапазон частоты вращения шпинделя и подач позволяют полностью использовать возможности прогрессивных инструментов при обработке различных материалов.

Технические характеристики токарно-винторезного станкоа ZMM CU-1250:

Модель станка CU1250
Основные параметры Высота центров мм
  Диаметр обработки над станиной мм
  Диаметр обработки над суппортом мм
  Диаметр обработки над выемкой в станине мм
  Ширина направляющих мм
  Расстояние между центрами мм 1500, 3000, 4000, 5000, 6000
Шпиндель Передний конец No
  Диаметр отверстия шпинделя мм
  Конусное отверстие шпинделя Metric
Передняя бабка Количество скоростей шпинделя  
  Диапазон оборотов об/мин 5 - 1000
  Мощность главного привода кВт 22(30)
Подачи Количество подач  
  Диапазон продольных подач мм/об 0,032-38,9
  Диапазон поперечных подач мм/об 0,016-19,45
Резьба Количество резьб  
  Шаг миллиметровой резьбы мм 0,5-480
  Шаг дюймовой резьбы вит/1 60-1/16
  Шаг модульной резьбы мм 0,125-120
  Шаг диаметральной резьбы DP 240-1/4
Перемещения Ход поперечных салазок мм
  Ход верхних салазок мм
Пиноль Диаметр пиноли мм
  Конус пиноли Морзе No.6
  Ход пиноли мм
Вес Для РМЦ 3000 мм кг

4. Составление планового баланса производства и распределения станков данного вида.

Продукция: токарно – винторезный станок. Оптимальная производственная мощность завода составляет 10000 шт. Удельный вес токарно – винторезных станков в парке составляет на начало пятилетки (2011г. -2015г.) 16,6%. Станочный парк страны 2011- 2015 годы составляет 3 млн. шт., из них 60% машиностроения, 40% в других отраслях. Ежегодная норма амортизации 10%. Продукцию машиностроения по плану увеличиться в 1,32 раза. Выпуск станков по годам 5-ки составляет 30 тыс. шт. Удельный вес токарно – винторезных станков в 2011г. 15% (Для упрощения сохраняем его на все года 5-ки).

1. Определяем потребность народного хозяйства в новых токарно - винторезных станках для машиностроения на пятилетку (на расширение парка оборудования и на его замену в связи с моральным и физическим износом).

Перспективная потребность в станках для машиностроения металлообработки на планируемый период рассчитывается методом укрупненных коэффициентов по формуле

Характеристика, особенности и перспективы развития - student2.ru ;

где ПС.БАЗ. – наличный парк данных станков на действующих заводах на начало планируемого периода. Находится путем умножения общего станочного парка на удельный вес данных станков;

КР - планируемый коэффициент роста объема производства продукции машиностроения и металлообработки на планируемый период;

КИСП – коэффициент улучшения использования оборудования (отношение загрузки оборудования планируемого периода к отчетному). Приблизительно КИСП можно принять 1,2;

ПИЗН – количество станков, выбывающих из – за износа за планируемый период. Определяется укрупнено:

Характеристика, особенности и перспективы развития - student2.ru

Характеристика, особенности и перспективы развития - student2.ru где НАМ – годовая норма амортизации на полное восстановление (реновацию) станков (10%).

ТПЛ - длительность планового периода(5 лет)

2. Определяем потребность в новых токарно - винторезных станках для машиностроения в последние годы пятилетки.

Характеристика, особенности и перспективы развития - student2.ru

59760 шт. На расширение парка

32868 шт. На замену выбывших.

3. Определяем потребность в сверлильных станках для других отраслей народного хозяйства:

Характеристика, особенности и перспективы развития - student2.ru

4. Определяем парк сверлильных станков в 2010 г.

Характеристика, особенности и перспективы развития - student2.ru

Значит, ежегодно, в том числе и в 2011 году на расширение парка из выпуска направить:

Характеристика, особенности и перспективы развития - student2.ru

На замену в 2010 г. должно быть направлено:

Характеристика, особенности и перспективы развития - student2.ru

Выпуск токарно – винторезных станков действующими заводами:

Характеристика, особенности и перспективы развития - student2.ru

Таблица 1

Баланс производства и распределения станков (штук)

Ресурсы Кол-во Распределения Кол-во
Выпуск шлифовальных станков действующими станкозаводами         Для машиностроения и металлообра- ботки: - на расширение парка - на замену выбытия Итого:    
Прирост выпуска за счет капи- тального строительства   Для прочих отраслей народного хозяйства: - на расширение парка - на замену выбытия Итого:    
Итого: 113223

Потребность в станках, не обеспеченная производством их на действующих предприятиях, покрывается за счет строительства нового предприятия (предприятий) – прирост выпуска за счет капитального строительства.

Для расчета дополнительной проектной производственной мощности станкостроительных предприятий потребность в оборудовании, покрываемой за счет капитального строительства, делится на коэффициент использовании мощности, который принимается равным 0,8: 113223/0,8 = 135904 шт.

На основании рассчитанной дополнительной проектной производственной мощности и указанных в исходных данных величин целесообразных размеров предприятия (минимального и оптимального) обосновывается целесообразность сооружения нового предприятия (предприятий) или реконструкции одного из действующих машиностроительных предприятий.

Оптимальная производственная мощность предполагает строительство, минимальная – реконструкцию одного из действующих заводов отрасли.

Оптимальная мощность равна 10000, минимальная 6000 станков в год. Совокупная проектная мощность предприятий, обеспечивающая покрытие дополнительной потребности, 113223 станков в год.

113223 / 10000 = 11,3

Следовательно, должно быть простроено 11 предприятий с оптимальной мощностью.

0,4*10000/6000=0,67

Одно предприятие с минимальной мощностью должны быть реконструировано.

5. Выбор вариантов размещения новых промышленных предприятий.

Выбор вариантов размещения новых промышленных предприятий заключается в установлении районов и пунктов возможного строительства.

Район строительства предприятия определяется в соответствии с основными принципами и факторами размещения машиностроительной промышленности, а пункт строительства в зависимости от транспортного фактора.

Факторы размещения машиностроительной промышленности:

Природно–географические факторы, связаны с полезных ископаемых, энергетических, водных ресурсов.

Демографические факторы – количество трудовых ресурсов в районе их профессии, квалификацию.

Технико-экономические – показывают влияние на размещение предприятий транспортных расходов, специализации и концентрации производства, НТП.

Социально-экономические – показывают уровень механизации, автоматизации производства, условия труда, степень экологического загрязнения, деление по полу.

Экономический район – это хозяйственная территория, выделяющаяся внутри страны специализацией и структурой производства, природными и людскими ресурсами, а также экономико – географическим положением.

В курсовом проекте выбрано два района: Восточная Сибирь и Западная Сибирь:

1. г. Братск - Восточная – Сибирь

2. г. Нефтьюганск – Западная Сибирь

Наши рекомендации