Проведение отборочного собеседования
Наиболее опытные работники начинают собеседование с нескольких замечаний и вопросов, позволяющих кандидату освоиться и чувствовать себя свободно. Например, простой вопрос о том, как кандидат добрался к месту проведения собеседования, не только растопит лед между двумя людьми, но и даст интервьюеру полезную информацию.
Зачастую кандидата бывает проще расположить к свободной беседе, если первые вопросы собеседования будут касаться его нынешней работы, а не, скажем, его школьных лет и последующих событий в жизни. Порядок, в каком затрагиваются различные темы собеседования, не слишком важен, если всем этим темам во время собеседования уделено достаточное внимание. Поддержание легкой беседы более предпочтительно, нежели следование жесткой, заранее намеченной схеме.
Цель вопросов состоит в том, чтобы кандидат рассказал б своем опыте, раскрыл свою мотивацию, социальную адаптацию и показал, каким образом он привык справляться с трудностями в своей частной и трудовой жизни. При формулировке вопросов следует соблюдать ряд правил.
(а) Вопрос не должен содержать указания на ответ (например, «Я уверен, что у вас есть опыт проведения инвентаризации, не правда ли?»), он также не должен предполагать короткого ответа (например, «Из вашей анкеты я вижу, что вы сдали четыре квалификаци-
16. Проведение собеседования
онных экзамена на должность аудитора»). Наилучшими являются открытые вопросы, они не предполагают конкретного готового ответа и стимулируют кандидата к сравнительно долгому рассказу. Примеры таких вопросов: «Расскажите мне, пожалуйста, о вашем опыте инвентаризации» или «Какие предметы в школе вам давались легче всего?».
(б) Смысл вопросов должен быть четким, их формулировки должны соответствовать уровню интеллекта и образования кандидата. Интервьюер должен адаптировать свою манеру поведения и используемую лексику, но, конечно, в разумных пределах, чтобы больше соответствовать уровню кандидата.
(в) Следует использовать уточняющие вопросы. Если кандидат утверждает, что он был ответственным за выполнение той или иной работы, не следует принимать это утверждение на веру — уточняющие вопросы помогут понять, какая именно ответственность на него была возложена. А представленный кандидатом впечатляющий перечень его увлечений и интересов может быть просто перечислением того, что ему доводилось делать или наблюдать всего один или два раза.
(г) Интервьюер должен ненавязчиво руководить ходом собеседования и темами разговора, предлагая вопросы на новые темы и увязывая их с тем, что уже обсуждалось. В основном должен говорить кандидат, но на темы, которые выбирает и предлагает интервьюер.
(д) Подавляющая часть вопросов должна начинаться со слов «как» и «почему». Причины, лежащие в основе действий кандидата, и то, каким образом он предпочитает действовать, являются верным ключом к пониманию его личности.
(е) Не следует задавать грубых, неподходящих по теме и равнодушных вопросов. Также не следует допускать критических замечаний, которые могут расстроить или смутить кандидата (заставляя его «закрыться» и утаить часть важной информации).
(ж) Интервьюер не должен самостоятельно проводить сравнения кандидатов друг с другом, поскольку у него может сложиться преувеличенное мнение о собственных возможностях, он может неверно предположить, что кандидаты, как и он сам, обязательно наилучшим образом подходят для занятия любой вакантной должности.
(з) Следует избегать неверных критериев отбора, особенно эффекта «ореола», когда интервьюер считает, что наличие одного требуемого качества кандидата непременно означает, что он полностью подходит
Практические аспекты управления человеческими ресурсами
для занятия вакансии и по всем прочим параметрам. Например, привлекательный внешний облик кандидата в секретари вовсе не обязательно означает, что этот кандидат хорошо работает на компьютере. Обратите внимание, что этот феномен может «работать» и наоборот:
интервьюер, заметив слабость кандидата в одном вопросе, может неверно предположить, что он не силен и во всем прочем.
В процессе собеседования следует указать название должности, название компании, познакомить с условиями работы (часы работы, продолжительность отпуска, схема пенсионного обеспечения и проч.), если возможно, желательно показать кандидату место будущей работы. Кандидату следует также представить полную возможность задавать вопросы.
Сотрудник, проводящий собеседование, должен четко дать понять кандидату, когда заканчивается собеседование, и указать его дальнейшие действия, например, должен ли кандидат дожидаться официального письменного ответа от компании или ему следует позвонить в определенный день.
ОЦЕНКА
Запись собеседования
В процессе собеседования следует избегать делать пометки, поскольку считается, что это настораживает кандидата и не позволяет ему говорить о себе свободно, однако могут быть исключения для информации, формулировка которой должна быть точно зафиксирована, например изменение адреса местожительства или нынешний уровень заработной платы кандидата. Полный отчет о собеседовании следует готовить немедленно после его окончания и, конечно, до того, как начнется собеседование со следующим кандидатом.
Существенно важно составлять отчет в систематической форме, чтобы не пропустить ни одного важного пункта и обеспечить возможность для сопоставления кандидатов. Существует множество различных систем описания кандидатов, в том числе следующие две.
(а) План из семи пунктов, предложенный Национальным институтом промышленной психологии, который предполагает, что кандидата следует оценивать по следующим пунктам:
• физический облик;
• достижения и знания;
• общий уровень интеллекта;
16. Проведение собеседования
• особые способности;
• интересы;
• характер;
• жизненные обстоятельства.
(б) Пятиступенчатая система, позаимствованная у Джона Мунро Фрейзера, которая использует следующую классификацию:
• первое впечатление и физический облик;
• уровень квалификации;
• интеллект и способности;
• мотивация;
• приспособленность.
Вероятно, вторая схема представляется более реалистичной для взрослых кандидатов, особенно потому, что она сосредоточивает внимание на важных аспектах, которые должно охватить собеседование. Обычно желательным бывает добавить к пятиступенчатой классификации шестую ступень — обстоятельства, поскольку условия домашней жизни кандидата, проблема транспорта и прочее иногда имеют критическое значение для одобрения или отклонения кандидатуры.
При применении этих двух систем возникают следующие проблемы.
(а) Субъективное и неправильное распределение кандидатов по категориям, например, одному интервьюеру подходящим представляется характер кандидата, а другому может показаться агрессивным и угрюмым.
(б) Применение одних и тех же категорий для оценки кандидатов с очень различающимися опытом, специальностью по образованию и жизненными обстоятельствами.
Для иллюстрации последней проблемы сравним двух кандидатов: женщину старшего возраста, которая обладает сертификатами и дипломами со званиями, сильно отличающимися от тех, что получают ее более молодые коллеги, с кандидатом-мужчиной, который недавно окончил колледж. Женщина могла не работать в течение нескольких лет, пока воспитывала детей, а затем могла работать в отрасли, не имеющей ничего общего с деятельностью компании, приглашающей ее на работу. Подобная ситуация возникает все чаще, поскольку в последнее десятилетие все больше женщин возвращаются на работу вследствие превалирующей социальной тенденции и, в частности, в связи с прогнозируемой нехваткой квали-
Практические аспекты управления человеческими ресурсами
фицированных и опытных молодых работников. Этот феномен может существенно нарушить процесс структурирования собеседований работодателей, вступающих в конкуренцию за работниц, возвращающихся к трудовой жизни,