Мировые процессы глобализации и интеграции
Глобализация — это процесс, в ходе которого мир преобразуется в единую глобальную систему..
Глобализация мировой экономики- это преобраз-е мир-го пространства в единую зону, где свободно перемещаются информация, товары и услуги, капитал, где непринужденно распр-ся идеи и беспрепятственно передвигаются их носители, стимулируя развитие современных институтов и отлаживая механизмы их взаимодействия.
Глобализация подразумевает образование единого (всеобщего) м/народного эк-го, правового и культурно-информационного пространства. Во-первых, глобализация вызвана объективными факторами мирового развития, углублениеммеждународного разделения труда, научно-техническим прогрессом в области транспорта и средств связи, сокращающим так называемое экон-ое расстояние м/у странами.
Второй источник глобализации — либерализация торговлии др.формы экон-ой либерализации, вызвавшие ограничение политики протекционизма и сделавшиемировую торговлюболее свободной. В результате были существенно снижены тарифы, устранены многие иные барьеры в торговле товарами и услугами. Другие либерализационные меры привели к усилениюдвижения капитала и остальных факторов произв-ва.
Третьим источником интернационализационного процесса и одним из основных источников глобализации стал феномен транснационализации, в рамках к-ой определенная доля произв-ва, потребления, экспорта, импорта и дохода страны зависит от решений м/народных центров за пределами данного гос-ва. В качестве ведущих сил здесь выступают транснациональные компании (ТНК), к-е сами явл-ся одновременно и результатом, и главными действующими лицами интернационализации.
Глобализация сказывается на эк-ке всех стран. Она затрагивает произв-во товаров и услуг, использ-ие рабочей силы, инвестиции, технологии и их распространение из одних стран в другие. Все это в конечном итоге отраж-ся на эффективности произв-ва, производит-ти труда и конкурентоспособности. Именно глобализация вызвала обострение м/народной конкуренции.
Процесс глобализации эк-ки ускорился в последние десятилетия, когда различные рынки, в частности, капитала, технологии и товаров, а в известной степени и труда, становились все более взаимосвязанными и интегрированными в многослойную сеть ТНК. Хотя определенное количество ТНК оперирует в традиционном торговом секторе, в целом м/народные фирмы выступают запромышленную реструктуризацию многихразвивающихся стран путем создания новых отраслей, в частности, автомобильной, нефтехимической, машиностроительной, электронной и др., и модернизации традиционных, включая текстильную и пищевую.
В результате глобализации происходит рост торговли услугами, включая фин-е, юридич-е, управленч-е, информац-ые и все виды«невидимых» услуг, к-е превращаются в основной фактор м/народных торговых отношений.
М/народная экон-ая интеграция представ-ет собой процесс хоз-го и политич-го объединения стран на основе м/народного разделения труда и взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах.
М/народ.экономич. интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хоз-ный комплекс на основе устойчивых экон.связей м-у их компаниями.
Классики эконом.теории (Смит, Риккардо, Милль) были сторонниками свободной торговли. В их подходе к внеш.торговле лежал классический принцип выгоды страны от специализации производства и обмена товарами на базе м/народ.разделения труда. Этот подход и лежит в основе теории м/народ.экономич-ой интеграции., хотя в ней существуют разные направления. Эти направления отличаются разными оценками интеграц-го механизма.
Формы м/народ. экон.интеграции:
1) Зоны свободной торговли. В эт.случ.отменяются торговые ограничения для стран-участниц интеграционной группировки, и прежде всего, снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины. В рез-те создается преференциальная зона, хар-ся наличием в ней условий для свободной от тарифных и количественных ограничений международ.торговли товарами и услугами.
2) Таможенный союз – для него характерны наряду с отменой внешнеторг.органичений внутри интеграц-го объединения установление единого таможенного тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран
3) Общий рынок – знаменуется подписанием договора, охватывающего «четыре свободы» пересечения границ – для товаров, услуг, капиталов и людей. В этом случае в интеграц-ый процесс включаются факторы произв-ва и до некот. степ. координация внешнеэкономич.политики. Создание общего рынка требует гармонизации многих промышл.стандартов и правовых норм.
Указанные 3 формы м/народ.экономич.интеграции охватывают глав.образом сферу обмена, создавая формально странам-участницам равные условия для развития торговли и взаим. финансовых расчетов.
4) наиб.сложная форма международ.экономич.интеграции – экономический и валютный союз. При его достижении договоры о зоне свобод.торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономич. и валютной политики . Следствием экон.и валют.союза выступает введение национальных институтов управления сообществом – совета глав государств, совета министров, центрального банка и тд.
Дальнейшее развитие и совершенствование форм м/народ.экон.интеграции, возможно, приведет к превращению интеграц-го объединения в политич-ий союз, те в конфедеративное гос-во. прообразом политич.союза может служить Швейцарская конфедерация кантонов.
К концу ХХ века в мире возникло неск.десятков интеграц-ых экономич.группировок. Прогрессирующими объединениями явл.: в развитых странах – Европейский союз (ЕС) и Североамериканская ассоциация свобод.торговли (НАФТА), в развивающихся странах -общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР), ассоциация государств Юго-Восточ.Азии (АСЕАН). У нас СНГ.
Движущей силой м/народ. экон.инеграции выступают фирмы. Они заинтересованы в достижении оптимального масштаба деят-ти, в т.ч. ч/з сотрудничество и кооперирование с иностранными компаниями в рамках региона без таможенных и др. ограничений. Фирмы используют преимущества интеграции в следующей последовательности: расширение рынков сбыта создает предпосылки для оживления международ.торговли; это в свою очередь становится импульсом к реаорганизации произв-ва товаров и услуг и оживлению в эк-ке. Одновременно происходит санация фирменной структуры – в рез-те расширения рынка сильные фирмы стан-ся еще могущественнее, а слабые, к-е находили ниши и удерживались на национальных рынках, не выдерживают конкуренции на м/народном рынке, разоряются и поглощаются более сильными.