В первые годы советской власти и в период нэпа
С победой Октябрьской социалистической революции в нашей стране начался переходный период от капитализма к социализму. Весной 1918 г. были проведены мероприятия по постепенному социалистическому преобразованию, опирающиеся на находящиеся в руках пролетарского государства командные экономические высоты. С начала Гражданской войны и интервенции пришлось постепенно переходить от программы использования элементов капитализма при осуществлении социалистических мероприятий, восстановления финансово-кредитной системы и товарно-денежных отношений на путь, предусматривавший строгую централизацию производства и распределения, резкое сокращение роли рынка и натурализацию хозяйственных отношений, введение продразверстки, широкое применение уравнительных принципов распределения.
Весной 1918 г. была сделана попытка наладить организованный товарообмен между промышленностью и индивидуальным крестьянским хозяйством.
В условиях безудержной бумажно-денежной эмиссии в первые годы советской власти и при функционировании предприятий на основе бюджетного финансирования государство устанавливало на товары (имеются в виду текстиль и кожа) цены ниже издержек производства, ибо дальнейший производственный процесс был обеспечен системой финансирования.
Таково теоретическое обоснование практики установления твердых оптовых, розничных и закупочных цен, вплоть до перехода к нэпу, на уровне гораздо ниже их себестоимости, в отличие от так называемых вольных цен, уровень которых определялся соотношением спроса и предложения. Самой сложной задачей для созданного в 1918 г. при Президиуме ВСНХ Комитета твердых цен было определение принципов ценообразования.
Пересмотры цен в 1918 и 1919 гг. проводились с учетом себестоимости, но уже к середине 1919 г. ее исчисление стало практически нереальным в условиях постоянно падающего курса валюты.
В первые годы советской власти учет полезности материальных благ, их потребительской стоимости нашел свое отражение в практике установления твердых цен. Например, при калькулировании себестоимости нефти Отдел топлива ВСНХ учитывал стоимость эквивалентов других видов топлива, соотношение между сортами равных его видов. Принцип взаимозаменяемости применялся и при установлении цен на электроэнергию (соотношение между ценами на электроэнергию и керосин):
Твердые цены на хлеб урожая 1918 г. и прошлых лет устанавливались с учетом его качества, с определением процента влажности, сортности и т.д., а за иные качества продуктов выше или ниже указанной доброкачественности устанавливались скидки и надбавки к цене в копейках.
В условиях растущей натурализации хозяйственных отношений, вызванной безудержной денежной эмиссией, усилия не только отдельных экономистов, но и специальных комиссий были направлены на нахождение наиболее приемлемых инструментов безденежного учета затрат общественного труда.
Новая экономическая политика, которую провозгласил X съезд коммунистической партии весной 1921 г., была рассчитана на построение социализма на основе овладения рынком, торговлей, использованием для руководства государственной промышленностью материальных стимулов, хозяйственного расчета.
При переходе к нэпу значительная часть предприятий государственной промышленности, особенно производящих продукцию широкого потребления, была снята с государственного снабжения и переведена на хозрасчет. Перевод промышленности на полный хозрасчет в условиях свободной реализации производимой ею продукции на рынке практически носил характер коммерческого расчета. «Фактически это означает,— писал В.И. Ленин,— в обстановке допущенной и развивающейся свободы торговли перевод госпредприятий в значительной степени на коммерческие, капиталистические основания».
Именно в связи с допуском свободной реализации продукции на рынке полной хозрасчетной самостоятельностью пользовались в этот период не отдельные предприятия, а их объединения, тресты.
Согласно Декрету о трестах от 10 апреля 1923 г. они обладали полной хозяйственной самостоятельностью: действовали на началах коммерческого расчета, несли ответственность по своим обязательствам в пределах состоящего в их распоряжении имущества, государственная казна за долги треста не отвечала.
В помощь трестам для овладения рынком сбыта промышленной продукции, организации снабжения предприятий сырьем и материалами, проведения единой политики цен в 1922—1923 гг. были организованы отраслевые хозрасчетные снабженческо-сбытовые объединения — синдикаты. Синдикаты были добровольными объединениями трестов, не имевшими права непосредственного административного вмешательства в промышленное производство, за исключением тех случаев, когда имелись особые полномочия ВСНХ. Поэтому их взаимоотношения с трестами оформлялись хозяйственными договорами.
Внутрипромышленный оборот продукции, экономические связи промышленности с торговлей, с организациями - заготовителями сельскохозяйственного сырья — все хозяйственные связи государственной промышленности оформлялись системой хозяйственных договоров. В их условия включались определенный объем и ассортимент товаров; штрафные санкции за невыполнение договоров, а также поощрения в зависимости от экономической эффективности поставок или заказа; твердые расчетные цены, размеры торговых скидок (накидок), условия расчета и кредитования. Хозяйственные договоры были существенной формой реализации экономических методов руководства хозяйством, в том числе экономических методов регулирования цен.1
В восстановительный период существовало два основных метода ценообразования в промышленности: 1) установление твердых цен по плановым заказам; 2) применение ориентировочных пен на продукцию широкого потребления.
Твердые цены по плановым заказам (транспорта, военной промышленности) основывались на довоенной себестоимости с поставкой на современные условия. В них учитывался общий рост издержек производства, не зависящих от хозяйственной деятельности предприятий.
Синдикаты отраслей тяжелой промышленности пытались довести убыточные цены государственных заказов до размеров восстановительной стоимости. Поскольку оплата плановых заказов по себестоимости или ниже ее уровня покрывалась государственными дотациями далеко не полностью, тресты и синдикаты стремились восполнить понесенные убытки путем повышения цен на продукцию широкого потребления, сбываемую на свободном рынке. Цены на эту продукцию в первые годы нэпа определялись исключительно рыночной конъюнктурой.
Комитет цен при Наркомфине придерживался того принципа, что ориентировочные цены должны быть не ниже себестоимости и не выше рыночных цен. Бюро цен ВСНХ до осени 1923 г. вело только наблюдение за установлением цен трестами и синдикатами, не вмешиваясь в процесс ценообразования. Бюро цен Комиссии по внутренней тор
говле устанавливало предельные отпускные цепы на узкий круг товаров широкого потребления: сахар, соль, текстиль. По продукции текстильной промышленности устанавливались только цены франко-фабрика, что открывало возможность бесконтрольно повышать цены па всех стадиях продвижения товаров к потребителю. Цены фиксировались на определенные базисные сорта, предназначенные для удовлетворения рабочего и крестьянского спроса (хлопчатобумажные ткани, грубые сукна, дешевые льняные ткани).
В 1922 г., в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры, синдикаты оказали значительное положительное воздействие на формирование отпускных цен промышленности, подняв их к началу 1923 г. до уровня восстановительной стоимости. Но уже к октябрю этого года разразился кризис сбыта промышленных товаров. Он произошел по ряду объективных причин: более медленный теми восстановления промышленности по сравнению с сельским хозяйством, недостатки в организации торговли и денежного обращения. Усугубила последствия кризиса политика высоких цен синдикатов, которая, как сказано в материалах XIII конференции РКП(б), «явилась несомненным результатом неправильного использования монопольной организации отдельных отраслей промышленности при недостаточном развитии регулирующих органов».
В числе мер по усилению плановых начат в экономике, намеченных XIII партконференцией для ликвидации кризиса сбыта 1923 г., были действия, непосредственно относящиеся к ценообразованию,— проведение государственной политики снижения цен за счет рационализации производства, повышение производительности труда, сокращение чрезмерных прибылей промышленности, усиление регулирования оптовых цен, особенно на продукцию крестьянского спроса, путем постепенного распространения этого регулирования на розничные цены при помощи установления оптовыми органами предельных накидок для кооперации.
Были усилены функции по регулированию цен Комиссии по внутренней торговле (с 9 мая 1924 г. — Наркомата внутренней торговли), которая имела право устанавливать предельные цены для оптовой, оптово-розничной и розничной продажи и покупки товаров и допустимые от них отклонения, скидки и накидки, а также списки товаров, продажа и покупка которых по ценам выше предельных не допускалась.
В работе по установлению цен участвовали, помимо Паркомвнуторга, и другие ведомства: ВСНХ, а именно Бюро цен, ВЦСПС, Центросоюз и т.д.
Уровень отпускных цен промышленности определялсяусловиями производства и сбыта синдикатов, при помощи которых к концу 1928 г.
осуществлялась реализация почти 100% продукции соответствующих отраслей промышленности и все материально-техническое снабжение.
С конца 1923 г. главная форма проявления планово-регулирующих мероприятий партии и правительства в области ценообразования — это политика снижения оптовых и розничных цен, поддержанная рядом партийных решений.
Снижение цен в период после кризиса сбыта 1923 г. и вплоть до 1928 г. происходило в виде кампаний по директивам правительства. Первая кампания (с 1 октября 1923 г. по 1 мая 1925 г.) была проведена, чтобы ликвидировать последствия кризиса. Отпускные цены были снижены на 21%, оптовые - на 26%, розничные — на 13%. Эти цены оказались убыточными для промышленности, гак как основывались не на данных отчетных калькуляций, а на необходимости увеличить сбыт. 11о поскольку Наркомвнуторг утверждал в этот период цены не на все виды продукции, а на определенные базисные сорта, то убытки от снижения цен, например па хлопчатобумажные ткани, тресты возмещали за счет повышения цен на тонкосуконные, камвольные и некоторые льняные ткани.
13 дальнейшем снижение отпускных цен производилось в основном на базе снижения себестоимости. Политика снижения цен рассматривалась в этот период как стимул к снижению затрат, как своеобразный противозатратный механизм.
Проводимая партией и правительством политика снижения цен повышала значение методов калькуляции себестоимости. В сентябре 1923 г. Центральное производственно-экономическое управление ВСНХ разработало подробную инструкцию по составлению калькуляций всех отраслей промышленности и форму калькуляционного листа. Основываясь на этой форме калькуляции, синдикаты (Конвенция металлоенндикатов, Всесоюзный текстильный синдикат (ВТС), Продасиликат) создали подробные методики составления калькуляций по отдельным видам продукции, причем цены должны были базироваться по средним или даже худшим из средних предприятий. Цены на промтовары устанавливались на основе фактической себестоимости с учетом предположения, какой будет эта себестоимость в наступающем году. Синдикаты проводили нивелировку методов и норм производства в разных трестах, выравнивая их по самым совершенным образцам.
ВТС сумел за 1923—1924 гг. произвести снижение цен на 50—70% на разные виды тканей сначала за счет высоких прибылей в промышленности, а затем за счет внутренних резервов производства: роста производительности (переход рабочих на обслуживание большего количества веретен и станков), снижения расходов сырья на единицу
продукции, рационализации производства и хозяйства фабрик. Металлосивдикат Центрального района на основе калькуляции себестоимости по лучшим предприятиям снизил цены на гвозди, болты, кровельное железо и другие изделия массового потребления. Так же поступали ВТС, Продасиликат и другие организации подобного толка.
Однако это было только началом работы по постановке калькуляции себестоимости в промышленности, и здесь оставалось еще много недочетов и ошибок. Например, в докладе Наркомторга СССР от 23 июня 1926 г. говорится, что все утвержденные к этому времени прейскурантные цены на текстильные изделия основывались в сметных калькуляциях на базисных сортах, а не на трестовской себестоимости отдельных сортов.
| Для рассматриваемого периода были характерны резкие различия в уровне производства однородной продукции в зависимости от того, производилась она на старых или на новых (реконструированных) предприятиях. В связи с этим тресты, действовавшие на началах полного хозрасчета, отказывались от производства убыточных или бесприбыльных сортов и увеличивали производство изделий, приносящих прибыль. Нерентабельными оказывались целые подотрасли промышленности.
Являясь держателями основной или значительной части продукции своей отрасли и имея возможность гибкого маневрирования ценами, синдикаты поддерживали не только производство необходимой рынку продукции, но и временно нерентабельные отрасли. Так, ВТС использовал благоприятные условия сбыта хлопчатобумажных тканей для закупки у трестов льна, шерсти, камвольных тканей, пользующихся меньшим спросом. Уральский металлургический синдикат (Урал- мет) и Металлосиндикат Центрального района, комбинируя металлические изделия, пользующиеся большим спросом, с нерентабельной продукцией черной металлургии, облегчили финансовое положение металлургических заводов и заводов тяжелого машиностроения за счет высокой конъюнктуры товаров широкого потребления.
Для того чтобы обеспечить равновыгодность для производителей всех видов продукции, пользующейся спросом, с 1928 г. в текстильной и стекольно-фарфоровой, а с 1929 г. — в металлургической промышленности была введена система двух прейскурантов-, расчетного и торгового. Расчетные цены создавали условия для рентабельной работы всех предприятий, в том числе предприятий с отсталой техникой. Они давали возможность без ущерба для хозрасчета внедрять в производство заменители, стимулировали производство дефицитной продукции, а также выработку в пределах технической возможности нужного рынку ассортимента.
ВТС и Продасиликат имели право па некоторое маневрирование ценами торгового прейскуранта, но под контролем Наркомвнуторга. Цены торгового прейскуранта варьировались по отдельным сортам в зависимости от сезона, состояния рынка и спроса, однако с таким расчетом, чтобы общая стоимость продукции оставалась неизменной. Таким образом, система двух прейскурантов предоставляла возможность стимулирования как производства, так и рынка.
Большую роль сыграли синдикаты в снижении издержек обращения, в доведении товаров до потребителя с наименьшими торговыми издержками, в ликвидации оптово-розничных «ножниц». В условиях роста розничных цен, обусловленного значительным присутствием частника в розничном товарообороте, дефицитом ряда товаров, председатель ВСНХ Ф.Э. Дзержинский издал специальный циркуляр от 29 октября 1925 г. № 4, в котором категорически потребовал: «Вакханалии роста розничных цен должен быть положен конец». Трестам и синдикатам было дано предписание следить за продвижением их изделий и за ценами на них вплоть до потребителя.
В генеральные договоры, заключаемые синдикатами с потребительской кооперацией, включались размеры предельных надбавок на отпускные цены, в которые должны были укладываться торгово-накладные расходы различных звеньев потребительской кооперации от московского представительства кооперативного союза до сельского потребительского общества. По договоруВТС с Всеукраинским союзом потребительских кооперативных организаций от 30 сентября 1925 г. на все эти расходы полагалась надбавка в размере 12% к отпускной цене синдиката.
Тресты и синдикаты участвовали в заготовке сельскохозяйственного сырья и продовольствия, от которых зависел воспроизводственный процесс в легкой и пищевой промышленности. Прямое планирование и регулирование цен на продукцию сельского хозяйства в 1920-е гг. было невозможно, на них оказывалось только косвенное регулирующее воздействие.
Экономические методы довольно эффективно использовались для регулирования закупочных цен на промышленное сырье растительного и животного происхождения, производство которого было сосредоточено в индивидуальных крестьянских хозяйствах. Была осуществлена попытка административного регулирования цен на хлопок, лен, шерсть, кожу путем установления твердых лимитных цен, которые определялись на весь год и не зависели от сезона, конъюнктуры в отдельных районах и т.д.
Практика жестких неэластичных лимитов себя не оправдала, и в резолюции Пленума ЦК ВКП(б) (апрель 1925 г.) «Очередные за-
дачн экономической политики партии в связи с хозяйственными нуждами деревни» было дано указание: «Припять серьезные меры к действительному изменению существовавшей в последний период практики лимитирования цен на хлеб и сельскохозяйственное сырье, переходя на гибкое государственно-экономическое регулирование и соглашение государственных и кооперативных заготовителей».
Гибкое экономическое регулирование сельскохозяйственных цен стало осуществляться путем установления среднегодовых директивных цеп по каждому виду сырья, которые определяли экономически целесообразный (с народно-хозяйственной и рыночной точки зрения) уровень цен на тот или иной вид сырья. Исходя из директивной цены, установленной Наркомвнуторгом, Центральное конвенционное бюро, устанавливающее цены по данному виду сельскохозяйственной продукции, и местные конвенционные бюро устанавливали на основе перспективных директивных цен и конъюнктуры рынка согласительные цены для отдельных районов. Цены конкретных сделок могли отличаться от согласительных цен в зависимости от сезонности, конъюнктуры на отдельных участках рынка и качества заготовляемой продукции. Задача государства заключалась в том, чтобы при помощи экономических мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы они тяготели к установленному среднему уровню. Применялись такие методы регулирования заготовительных цен, как планы завоза промтоваров в районы хлебных и сырьевых заготовок, льготные цены на хлеб для крестьян хлопкосеющих районов и т.д.
До 1927—1928 гг. систематической работы по планированию и регулированию отпускных цен промышленности органами ВСНХ СССР и другими наркоматами не проводилось. В связи с директивами правительства о снижении цен стали собираться и частично разрабатываться отдельные материалы. В апреле 1930 г. функции по регулированию промышленных цен были переданы из ведения Наркомторга органам ВСНХ СССР. Президиум ВСНХ СССР запретил объединениям и трестам какое-либо самовольное повышение цен.
В октябре 1931 г. был образован Комитет цен при СТО, в функции которого входило утверждение отпускных цен на основную продукцию отраслей тяжелой, лесной, легкой и пищевой промышленности. Установление и регулирование цен подчинялось принципу централизации, необходимому в условиях планового ценообразования.
Отпускные цены устанавливались на базе планово-коммерческой себестоимости, но па практике ни один прейскурант не отвечал этим требованиям. В ценообразовании в ряде случаев не были преодолены дореволюционные соотношения цен внутри отдельных отраслей промышленности. Многие отрасли еще пользовались дореволюционными прейскурантами, внося в них лишь отдельные коэффициентные поправки, так как в целом отпускные цены к концу 1927 г. были выше цен 1913 г. на 70%. Единые отраслевые прейскуранты зачастую отсутствовали, не было твердых принципов по установлению норм накоплений по отдельным группам товаров и отраслям.