Материально-сырьевые запасы: функции и политика управления
Запасом является любой ресурс, необходимый для функционирования предприятия. Однако особое внимание на практике уделяется материальным запасам, поскольку они представляют собой один из наиболее дорогих активов предприятий. Товарно-материальные запасы всегда считались фактором, обеспечивающим безопасность системы материально-технического снабжения, ее гибкое функционирование, и являлись своего рода "страховкой".
Существует три вида товарно-материальных запасов:
· сырьевые материалы (в т.ч. комплектующие изделия и топливо);
· товары, находящиеся на стадии изготовления;
· готовая продукция.
Запасы выполняют несколько функций:
1.Функция накопления - предполагает обеспечение непрерывного процесса производства и/или продаж за счет создания необходимого для этого резерва того или иного вида сырья, полуфабрикатов или готовой продукции.
2.Функция защиты от инфляции - предполагает, что для предприятий вложение средств в запасы иногда гораздо более надежный способ инвестирования капитала, чем вложение денег в банк или иной бизнес.
3.Функция управления затратами за счет выбора величины заказа - исходит из необходимости достижения баланса между преимуществами и недостатками с одной стороны отсутствия значительных размеров запасов, а с другой - наличия значительных размеров запасов. Этот баланс достигается выбором оптимального объема партии заказанных товаров, который определяется по формуле Вильсона.
Для закупок сырья (материалов):
200 ·A · Q Nс = ------------------ , C · R | (3.5) |
где А – годовой объем закупок сырья (материалов), кг (шт.);
Q – издержки по закупке одной партии сырья (материалов), руб.;
C – цена единицы закупаемого сырья (материалов), руб./кг (руб./шт.);
R – процент издержек на складирование сырья (материалов) от стоимости среднегодового запаса, %.
Для готовой продукции и незавершенного производства:
200 · B · S Nг = --------------------- , Р · Y (1 – B /М) | (3.6) |
где В – годовой объем реализации продукции, шт.;
S – издержки по подготовке к запуску в производство одной серии (партии) готовой продукции, руб;
Р – переменные издержки за единицу продукции, руб/шт;
Y – процент издержек на складирование готовой (незавершенной) продукции от стоимости среднегодового запаса, %;
М – производственная мощность предприятия, шт.
К политике управления запасами при зависимом спросе относят использование АВС-анализов. Применение АВС-анализов исходит из возможности подразделения запасов на три группы (см.рис.3.1).
Процент 100
общей
стоимости Класс А
запасов 75
25 Класс В
Класс С
0 25 50 75 100
Процент единиц наименований
Рис.3.1. График АВС-анализа
На рис.3.1 изображены три группы товаров:
· товары класса А, на которые приходится примерно 70-80% от общей стоимости запасов, но которые составляют не более 15% от общего числа наименований (позиций);
· товары класса В, на который приходится около 30% от общего числа позиций при 15-25% от общей стоимости запасов;
· товары класса С, составляющие более 50% от общего числа позиций, но не более 5-7% от общей стоимости запасов.
Политика, базирующаяся на АВС-анализе, заключается в следующем:
· прогнозирование потребности в запасах класса В должно быть более тщательным, чем запасов класса С, а класса А более тщательным, чем запасов класса В;
· надежность работы поставщиков и точность записей учета запасов класса А должна быть наивысшей.
· цикл инвентаризации (проверки правильности учета реальному наличию запасов) по товарам класса А должен быть наименьшим, а по товарам класса С – наибольшим.
Определенный интерес представляет опыт работы компаний по принципу "без складов", примером которых является применение систем "Канбан" и "Точно в срок". Система "Канбан" предусматривает соответствие наличных запасов на предприятии потребностям начальной стадии производственного процесса. Масштабы межоперационного складирования сокращаются вследствие синхронизации операций. Система "Точно в срок" основывается на том, что центральное звено планирования выдает задание не всем подразделениям, а лишь последнему звену (складу готовой продукции). В свою очередь все звенья производственного процесса получают задания непосредственно от очередного, находящегося ближе них к последнему звену, что обеспечивает для каждой работы конкретного заказчика и заданные сроки исполнения.