Обнаружение, осмотр и фиксация огнестрельных повреждений
Выявление огнестрельных повреждений достигается целенаправленным поиском. При этом важно помнить, что на различного рода преградах (стенах, потолках, дверях, крышах, одежде и т.д.) могут находиться пробоины, как связанные с выстрелом, так и не связанные с ним. Поэтому в любом случае в ходе осмотра все объекты и следы подлежат тщательному обследованию, желательно с.участием специалиста-криминалиста, который наряду со следователем формулирует предположения об их огнестрельном происхождении.
• Для наиболее эффективнога обнаружения огнестрельных повреждений необходимо иметь представление о механизме выстрела из оружия, а также особенностях деформации еледовосприни-мающих объектов при их поражении различными огнестрельными компонентами.
Традиционно выделяют основной и дополнительный факторы выстрела.
.Основной фактор связан с воздействием снаряда на преграду* в результате чего образуются повреждения, которые можно классифицировать на проникающие и поверхностные. Отнесение конкретного повреждения к той или иной классификационной группе зависит от глубины внедрения снаряда в преграду.
Проникающие повреждения— это такие повреждения, глубина которых равна либо превышает длину пули, диаметр шаровидного снаряда. Цр.и этом проникающие повреждения могут быть как сквозными, так и «слепыми».
Сквозные повреждения имеют входное и выходное отверстия, соединенные так называемым раневым каналом.
, «Слепые» повреждения имеют лишь входное отверстие и замкнутый канал повреждения, в котором, как правило, и находится искомый снаряд.
Поверхностные повреждения — это такие повреждения, глубина которых меньше длины пули или диаметра шаровидного снаряда. При этом поверхностные повреждения подразделяются на касательные, следы рикошета и следы «обессиленного» снаряда.
Касательные повреждения возникают в результате прохождения снаряда по поверхности следовоспринимающего объекта. Они могут иметь форму широкой царапины или продолговатого следа потертости.
Следы рикошета образуются вследствие удара снаряда о следовоспринимающий объект и отскока от него. В результате на преграде, как правило, остается вмятина, напоминающая профиль пули.
Следы «обессиленного» снаряда появляются в связи с утратой или недостаточностью кинетической энергии боеприпаса в момент столкновения с преградой. Причинами этого могут быть дефектность патрона, большая дистанция выстрела, а также предварительное прохождение снаряда через другую преграду. В результате на поверхности преграды образуется незначительная вмятина, которая в отличие от рикошета не превышает размеры снаряда в проекции, соответствующей углу контакта.
Дополнительный фактор связан с воздействием на преграду побочных явлений, сопровождающих выстрел, а именно: отдачей оружия и рефлекторным возвращением его к мишени; механическим и термическим действием раскаленных пороховых газов; контактом поверхности снаряда с краями повреждений.
Отдача оружия и рефлекторное возвращение его на прежнее место (обычно вперед) наблюдаются практически при любом выстреле. Однако если выстрел производится в упор или на расстоянии, близком к упору, подобное явление приводит к удару дульного среза ствола о преграду. В результате такого удара на поражаемом объекте (например, одежде или теле потерпевшего) образуется отпечаток (штанцмарка).
Механическое воздействие газов на преграду связано с движением снаряда по каналу ствола. Во время этого движения снаряд толкает перед собой столбик сжатого воздуха, который первым ударяет в преграду и разрушает мягкие следовоспринимающие объекты. После этого снаряд, проходя сквозь повреждение, расширяет его и внедряется в глубь преграды. Движущиеся за снарядом пороховые газы при ударе в преграду рассредоточиваются. Часть из них уходит внутрь канала повреждения, остальные рассеиваются по поверхности мишени. В результате края повреждений тканей одежды или тела человека, животного и т.п. оказываются разорванными. Эти надрывы могут иметь форму креста, звезды с разным количеством лучей, а также букв «К», «Н» или «Т».
При этом важно иметь в виду, что механическое воздействие раскаленных пороховых газов как дополнительный фактор выстрела обычно проявляется с дистанции от 2 до 15 см, тогда как при выстреле в упор дополнительных надрывов краев повреждения в большинстве случаев не образуется.
Термическое воздействие газов на преграду обусловлено их высокой температурой, приближающейся в момент вспышки к 3000 °С. В результате этого вокруг входного отверстия повреждения образуются следы опаления или обугливания. Вещества, входящие в состав пороховых газов, оседающих внутри и на поверхности преграды, представляют собой копоть, несгоревшие порошинки, а также продукты смазки ствола и осалки патронов огнестрельного оружия.
Зона отложения копоти может иметь форму как круга» так и многолучевой звезды черно-бурого, серого или зеленого оттенка (в зависимости от сорта пороха). При этом интенсивность отложения копоти колеблется от плотной, однородной зоны до двух-трех слабовыраженных концентрических кругов. Помимо микрочастиц угля, в зоне отложения копоти также откладываются микроскопические чешуйки металла, образующего поверхность снаряда. В связи с этим указанная зона часто имеет металлический блеск. Она хорошо прослеживается в том случае, если выстрел произведен на дистанции до 30 см. При выстреле из гладкоствольного охотничьего Оружия отложения копоти более обильны и могут хорошо просматриваться на гораздо большей дистанции.
Исследуя зону отложения копоти, нельзя забывать и о так называемом эффекте Виноградова, который срабатывает при производстве выстрела из таких мощных видов огнестрельного оружия, как, например, винтовка Мосина или автомат Калашникова. Высокая скорость полета пули приводит к возникновению вокруг нее сильных турбулентных завихрений, в результате которых у пулевого донышка образуется разреженное пространство, куда устремляется часть пороховых газов. Движение этих газов продолжается до тех пор, пока пуля не потеряет большую часть кинетической энергии. При ударе о многослойную мишень аэродинамические характеристики полета пули резко изменяются, в результате чего копоть откладывается между первым и вторым слоями преграды или на внутренней поверхности одного из них. Причем проявление этой копоти имеет место при выстреле с большой дистанции, что является своего рода исключением из общего правила, согласно которому скопление микроскопически малых частичек вокруг входного отверстия повреждения свидетельствует о близкой дистанции выстрела.
Зона отложения не полностью сгоревших порошинок обычно имеет правильную округлую форму и состоит из достаточно крупных, визуально различимых частиц черного, бурого или темно-серого цветов. При этом одна часть порошинок прилипает или внедряется в материл преграды, а другая разлетается в разные стороны, но чаще всего оседает на расстоянии до 50 см. Наличие не полностью сгоревших порошинок в области входного отверстия преграды может указать на вид использованных снарядов.
Продукты смазки и осколки патронов при столкновении с преградой обычно проявляются на ней в виде россыпи точечных пятен желтоватого цвета.
Контакт снаряда с краями повреждений проявляется в виде обтирания поверхности патрона о материал мишени, в результате чего могут образоваться два следа: поясок отложения металла и след термического воздействия.
Поясок отложения металла (металлизации) в отличие от металлических компонентов копоти пороховых газов имеет форму узкого колечка, расположенного по самому краю повреждения. Более того, этот поясок обнаруживается практически на любой дистанции выстрела, а не только на расстоянии до 30 см.
След термического воздействия образуется лишь при попадании снаряда в синтетическую ткань и проявляется в оплавлении краев повреждения, а также спекании концов отдельных волокон.
В результате воздействия основного и дополнительного факторов выстрела на различные сле довоспринимающие объекты можно определить огнестрельный характер повреждений. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
Огнестрельные повреждения одежды. Характер огнестрельных повреждений одежды во многом зависит от особенностей ее ткани, а также вида оружия и расстояния выстрела.
При выстрелах в упор на одежде образуются следующие характерные повреждения:
а) крестообразные разрывы шерстяной, шелковой и хлопчатобумажной материи (как на верхнем, так и на прилежащих слоях одежды);
б) круглые, овальные и эллипсовидные отверстия в таких плотных материалах, как брезент, кожа;
в) отпечатки дульного среза ствола огнестрельного оружия на наружной поверхности верхней одежды;
г) отложения копоти по краям огнестрельного отверстия и в прилежащих слоях материи.
Помимо этих признаков, в области входного отверстия могут иметь место термические изменения волокон материи. Если одежда состоит из легковоспламеняющейся ткани, то она может обгореть, и тогда все характерные признаки огнестрельных повреждений будут уничтожены. Однако в этом случае сам факт загорания одежды с учетом результатов обследования трупа позволяет определить расстояние, с которого был произведен выстрел.
Производство стрельбы с близкого расстояния приводит к образованию на одежде дополнительных факторов выстрела, обусловленных действием пороховых газов, порошинок и т.д. Характер их отложения зависит от ряда обстоятельств: вида оружия, из которого произведен выстрел; расстояния выстрела, материала одежды, качества пороха и т.п.
К основным признакам выстрела с большой дистанции относится полное отсутствие на входном отверстии одежды вышеуказанных дополнительных факторов и наличие ободка обтирания, который располагается вокруг повреждения в виде кольца шириной не более 2 мм и представляет собой отложения копоти, смазки, ржавчины и других загрязнении пули: При этом повреждения одежды имеют, как правило, округлую или овальную форму с мелко бахромчатыми краями, завернутыми большей частью вовнутрь.
При образовании выходного отверстия огнестрельный снаряд вначале проходит через тело, а затем выпячивает и прорывает одежду. Поэтому здесь нет ни дополнительных факторов выстрела, ни ободка обтирания. Форма повреждения в этом случае может быть самой разнообразной. Чаще всего она щелевидная или округлая с вывернутыми наружу краями. При разрыве пули внутри человеческого тела на одежде может образоваться несколько выходных отверстий.
В любом случае важно помнить о том, что распознавание огнестрельных повреждений должно производиться с учетом всех следов и обстоятельств их обнаружения, в том числе и нетипичных. Любые повреждения, огнестрельное происхождение которых не может быть по тем или иным причинам определено на месте происшествия, должны изыматься и приобщаться к материалам уголовного дела для последующего экспертного исследования.
При изъятии одежды со следами выстрела необходимо на поврежденный снарядом участок нашить кусок чистой ткани. При этом часть одежды, на которой имеются следы близкого выстрела, при упаковке завертывается внутрь так, чтобы в месте нахождения этих следов не образовывались складки.
Огнестрельные повреждения тела человека. По делам о незаконном применении огнестрельного оружия следователь, установив характер повреждений на одежде, переходит к распознаванию ранений на теле человека. При этом важно иметь в виду, что распознавание, является ли в данном случав ранение огнестрельным, нередко вызывает большие трудности даже для специалиста—врача, Так, например, на практике имели место случаи, когда огнестрельные ранения при первичном осмотре тела человека ошибочно принимались за повреждения, нанесенные холодным оружием (ножом, штыком и т.д.). В результате этого члены следственно-оперативной группы не принимали мер к обнаружению на месте происшествия предметов и следов огнестрельного происхождения.
В то же время наличие на теле человека характерных особенностей входного и выходного отверстий представляют собой наиболее достоверные признаки огнестрельного ранения. Поэтому одной из основных задач следователя является обнаружение и фиксация указанных отверстий на одежде и теле человека с последующим описанием их формы и размеров в протоколе осмотра.
При производстве выстрела с близкого расстояния (в среднем 1,5 м) для входного огнестрельного отверстия характерны округлая форма, наличие дефекта ткани в центре раны, а также относительно ровные края с поясками осаднения и обтирания.
Поясок осаднения шириной в 0,1-0,3 см возникает за счет внедрения пули в кожу и имеет вид буро-красного кольца или полукольца, расположенного по краям раны. Со временем поясок осаднения подсыхает и приобретает пергаментную плотность. На ладонях и подошвах стоп, обладающих толстым роговым слоем кожи, вместо него по краям огнестрельного отверстия часто возникают мельчайшие (от 1 до 3 мм) лучистые разрывы.
Поясок обтирания (металлизации, загрязнения) шириной в 0,2-0,5 см, образующийся в результате обтирания о кожу приносимых пулей частиц (порохового нагара, копоти, смазки и ржавчины), наслаивается на края раны, а также на поясок осаднения и имеет вид серо-черного кольца.
Выходное огнестрельное отверстие, как правило, больше входного; имеет неправильно округлую, звездчатую, щелевидную или дугообразную форму, при этом неровные края его обычно не содержат поясков осаднения и обтирания.
При «слепом» ранении об огнестрельном его происхождении будет свидетельствовать содержимое раневого канала, а именно: снаряд (пуля, дробь, картечь), снаряжение патрона (пыжи), элементы заряда (копоть, несгоревшие порошинки).
Огнестрельные повреждения древесных объектов. Характер повреждения древесины зависит от ее состояния (влажная, сухая) и угла внедрения в нее снаряда. Пробоины, образовавшиеся в сухом дереве при перпендикулярном прохождении снаряда, имеют округлую форму и ровные, слегка сглаженные края. Выходное отверстие, как правило, обладает неправильной четырехугольной формой с неровными краями, имеющими отщепы в сторону полета снаряда,
Пулевые пробоины в сыром дереве по своим размерам бывают намного меньше диаметра пули' и имеют щелевидную форму. В связи с этим их часто можно принять за надруб или надрез, оставленный каким-либо острым предметом. Особенно затруднительно распознавание пулевых пробоин в растущем дереве.
Тем не менее осмотр пробоин может способствовать определению стороны и угла производства выстрела. Так, если оружие в момент выстрела находилось по отношению к древесному объекту под острым углом, нулевое отверстие будет иметь овальную форму.
Из следов дополнительных факторов выстрела на дереве могут иметь место: отпечаток дульного среза ствола, зоны отложения копоти и внедрения порошинок, поясок обтирания. Все эти следы подлежат подробному описанию в протоколе осмотра, поскольку могут иметь большое значение при сопоставлении с другими собранными по делу доказательствами.
Огнестрельные повреждения стекла. Образованные снарядом повреждения в стекле (фарфоре, фаянсе) имеют воронкообразную или кратерообразную форму с расширением в сторону движения пули. В момент прохождения снаряда через стекло последнее выгибается по направлению движения пули, в результате чего образуются отходящие от повреждения радиальные трещины. Затем стекло подается в направлении, противоположном движению снаряда. При этом участки вокруг повреждения продолжают двигаться за пулей, что приводит к возникновению концентрических трещин, которые как бы соединяют радиальные. На боковых плоскостях трещин можно обнаружить трассы, концы которых на одной из плоскостей стекла как бы собраны в пучки, а на другой расходятся в виде «метелки». У радиальных трещин концы трасс обращены в направлении, противоположном движению снаряда, а у концентрических - наоборот, в сторону, соответствующую направлению его движения.
Если выстрел в стекло производится под прямым углом, то диаметр пробоины практически совпадает с диаметром пули. Однако, несмотря на кажущуюся легкость распознавания огнестрельных повреждений стекла, на практике довольно часто имеют место случаи, когда определение происхождения той или иной пробоины в силу ряда обстоятельств значительно затруднено.
К числу указанных обстоятельств относятся:
а) слабая выраженность характера повреждения ввиду незначительной кинетической энергии снаряда;
б) острый угол соприкосновения снаряда со стеклом;
в) особенности структуры стекла. В последнее время широко распространено использование так называемых небьющихся стекол, обнаружение и осмотр которых имеют ряд специфических особенностей Например, при осмотре повреждения триплекса, состоящего из листов стекла и вклеен-
ной между ними прокладки целлулоида, можно обнаружить, что при общей воронкообразной форме пробоины отверстие в среднем слое несколько меньше, чем на листах стекла.
При этом важно помнить, что в протоколе осмотра надлежит точно зафиксировать размер, форму, а также иные особенности входного и выходного отверстий огнестрельного повреждения, произведя для этого необходимые измерения с помощью масштабной линейки. Более того, конфигурацию пробоины следует запечатлеть посредством масштабной фотографии. Причем если есть возможность, то для фотографирования стекла с огнестрельным повреждением с противоположной стороны целесооб разно выставить экран, в качестве которого может быть использован лист чистой бумаги.
При изъятии такого стекла на него следует наклеить бумажный лист такого же размера, после чего аккуратно удалить замазку и гвозди, с помощью которых это стекло крепилось к раме. Однако наиболее надежным способом упаковки, позволяющим обеспечить сохранность изъятого стекла с огнестрельной пробоиной, на наш взгляд, является следующий: стекло помещают между двумя листами картона или ровной фанеры, после чего туго перетягивают шпагатом и завертывают в бумагу.
Огнестрельные повреждения железа. При распознавании этих огнестрельных повреждений важно иметь в виду, что металл под воздействием снаряда сначала вытягивается по ходу его движения, а затем лопается. При этом края входного отверстия огнестрельной пробоины, как правило, сглажены в сторону полета пули, тогда как края выходного отверстия часто неровные и имеют характер лучей неправильной звездочки. Канал повреждения в железе слегка сужается по ходу движения снаряда. При этом размеры отверстия обычно имеют округлую форму и довольно точно повторяют диаметр пули. Однако на практике нередко приходилось наблюдать ситуацию, когда пуля, пробивая несколько листов железа, оставляла при прохождении через первый из них пробоину округлой, а через второй пробоину неправильной формы.
Если выпущенная под прямым углом пуля при соприкосновении с металлическим предметом не пробивает его, а падает рядом, в нем образуется вмятина. В этом случае сама пуля, как правило, сильно деформируется.
Если же выстрел в железный предмет производится под острым углом к его поверхности и пуля его не пробивает, то на указанном предмете остается след в виде полосы. При этом важно иметь в виду, что в ходе осмотра на огнестрельном повреждении железа могут иметь место отложения копоти, а также отдельные прилипшие порошинки (то есть следы дополнительных факторов выстрела).