Процесса на стадии предварительного расследования
В современных условиях следственные органы испытывают серьезные трудности, связанные с защитой участников уголовного процесса и их близких, а также с расследованием дел о противоправных воздействиях и посягательствах на лиц, содействующих судопроизводству. Сложившееся положение осложняется отсутствием необходимых методических рекомендаций по защите субъектов уголовно-процессуальных отношений, хотя определенные шаги в этом отношении уже делаются.
В настоящем вопросе мы попытаемся разработать комплекс методических рекомендаций в рассматриваемой области, основанных на изучении международно-правовых принципов и стандартов защиты участников процесса.
С момента получения данных о том, что преступники проявляют повышенный интерес к лицам, участвующим в уголовном деле, и не исключена возможность противоправного посягательства, следователь должен:
• провести анализ полученной информации и дать ей оценку;
• предусмотреть возможные варианты давления на участников процесса;
• по результатам оценки принять решение, в котором определить вид и объем мер защиты.
Прежде всего лицо, осуществляющее расследование уголовного дела, обязано тщательно проанализировать фактические данные, полученные от участника процесса. При этом следует учитывать субъективную оценку существующей угрозы. Также необходимо дать анализ поступающей из оперативных служб или специально добываемой следственным путем информации. Только после этого следователь оценивает степень опасности и определяет, нуждается ли тот или иной участник процесса в принятии мер защиты.
В этих целях следователю рекомендуется учитывать:
- личностные качества участника процесса, содействующего уголовному судопроизводству (состояниездоровья, наличие психических недостатков, принадлежность к определенной среде, зависимость от обвиняемого и т.п.), которые могут повлечь неправильное восприятие им сущности и содержаниядействий, исходящих от обвиняемого;
- личностные качества обвиняемого (склонность к применению насилия и другим противоправным действиям в отношении субъектов уголовно-процессуальных отношений);
- прошлые судимости обвиняемого (наличие у него преступного окружения и невыявленных соучастников, оказание им противоправного воздействия по предыдущим делам и т.п.);
- осведомленность обвиняемого о состоянии расследования, содержании имеющихся доказательств, об отношении к своим процессуальным обязанностям свидетелей и потерпевших и содержании их показаний;
- критерии, связанные с производством по делу (тяжесть преступления, способ и обстоятельства его совершения, размер ожидаемого наказания, поведение подозреваемого в отношении участников процесса, доказательная значимость показаний лица, содействующего судопроизводству и т.п.).
Необходимо отметить, что квалифицированную оценку степени угрожающей потерпевшему опасности, прежде всего, в состоянии произвести следователь, осуществляющий расследование основного дела. Он точнее других информирован как о жертве преступления, так и об обвиняемом, его поведении в период следствия и способности применить насилие.
Степень опасности деяний рекомендуется оценивать с учетом уже имевших место реальных или ожидаемых посягательств на права и законные интересы лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве. При этом не имеет значения, от кого исходит угроза посягательства — обвиняемого, его родных и близких или других лиц, заинтересованных в принятии по делу необоснованных решений. Прежде всего, важен сам факт наличия такой угрозы, с чьей бы стороны она не исходила.
Моделирование возможных вариантов давления на участника процесса, определение вида и объема мер защиты всегда зависят от конкретного случая и определяются степенью опасности.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, следователю особенно важно в ходе расследования дела принимать необходимые уголовно-процессуальные и иные меры, направленные на недопустимость распространения информации о личности субъекта уголовно-процессуальных отношений и уменьшение риска проявления в отншении его различного рода противоправных воздействий.
Прежде всего необходимо исключить случаи контактов лиц, содействующих судопроизводству, с обвиняемыми, их родственниками и близкими, а также другими лицами, заинтересованными в принятии по делу незаконного решения. С этой целью рекомендуется тщательно продумывать и, по возможности, согласовывать с участниками процесса время и место допроса, а также порядок вызова по уголовному делу.
При реализации мер, направленных на обеспечение конфиденциальности личности защищаемого лица, следует учитывать его должностное положение. Не стоит афишировать по месту работы свидетелей и потерпевших случаи приглашения их к следователю. В определенных случаях целесообразно совмещать их вызов со служебными делами, обеспечивать охраной и транспортом для прибытия в следственные органы и обратно3.
Необходимо отметить, что возможность своевременного обнаружения противоправного давления на участника процесса может быть обеспечена за счет установления между ним и следователем надежного контакта и взаимопонимания.
Вызванному на допрос субъекту уголовно-процессуальной деятельности следует не только разъяснить его права и обязанности, предусмотренные законодательством, но и указать на его роль в ходе предварительного следствия и суда, проинформировать о мерах, которые могут быть приняты для его защиты в случае оказания противоправного воздействия со стороны обвиняемого.
В обязательном порядке тому или иному участнику процесса даются рекомендации, каким образом следует вести себя в случае оказания в отношении его давления. При этом сообщается необходимая информация о способах оповещения правоохранительных органов при наличии угрозы его жизни, здоровью, имуществу, предоставляются соответствующие адреса, телефоны, а также фамилии сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по уголовному делу.
В ходе допроса обвиняемого не следует без особой надобности обращать его внимание на тех лиц, которые дали свидетельские показания в ходе предварительного расследования. В случае необходимости можно сослаться на полученную доказательственную информацию без указания личности участника процесса, содействующего судопроизводству.
Очную ставку между обвиняемым и защищаемым лицом рекомендуется проводить только в тех случаях, когда это действительно может способствовать преодолению существенных противоречий, имеющихся в их показаниях. Если возникает необходимость в проведении данного следственного действия, то его, по возможности, следует осуществлять на завершающем этапе расследования.
В целях безопасности участников процесса следователь должен направить в соответствующие информационно-справочные фонды (адресно-справочные бюро, подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения, справочные службы автоматической телефонной связи, органы внутренних дел по месту регистрации защищаемого лица, а также по месту получения им паспорта) письма с требованием обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице. В случае отдаленности информационно-справочного фонда требование может быть переправлено телеграммой или по факсу, с последующим подтверждением по почте.
В информационно-справочных фондах должны быть временно изъяты все сведения о защищаемых лицах. Эти сведения хранятся непосредственно у руководителей указанных организаций. При поступлении письменных или устных запросов от юридических и физических лиц об адресах, телефонах и другой информации, касающейся защищаемых лиц, справки из информационно-справочных фондов не выдаются. О каждом поступившем запросе работники указанных организаций должны незамедлительно проинформировать следователя и действовать по его указанию.
В паспортно-визовой службе также по требованию следователя из общей картотеки может быть временно изъято заявление защищаемого лица по форме № 1 на получение паспорта. Хранение указанных заявлений и выдача по ним информации производится в вышеуказанном порядке.
В соответствии со ст. 139 УПК следует своевременно предупредить защитника, эксперта, специалиста, переводчика и других лиц, присутствующих при производстве следственных действий о недопустимости разглашения без разрешения следователя ставших им известными данных предварительного следствия, в том числе и о личности граждан, содействующих судопроизводству. При этом в обязательном порядке от указанных лиц должна отбираться соответствующая подписка, так как уголовная ответственность по ст. 310 УК возможна лишь при ее нарушении. В противном случае доказательственная информация по уголовному делу может стать достоянием заинтересованных в исходе дела лиц и быть использована в целях воспрепятствования установлению истины и оказания противоправного воздействия на участников уголовного судопроизводства. Следует отметить, что усилению гарантий защиты субъектов уголовно-процессуальных отношений должно стать существенное увеличение санкции за разглашение данных предварительного следствия по новому уголовному законодательству, чем должны воспользоваться должностные лица судебно-следственных органов.
Статья 141 УПК, регламентирующая оформление протокола следственного действия, предусматривает фиксацию в процессуальном документе фамилии, имени и отчества каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях и его адрес. В связи с этим при наличии опасения противоправного воздействия на участника процесса не следует указывать в протоколах допроса сведения о его местожительстве (адрес, номер домашнего телефона). Также нецелесообразно отмечать в процессуальном документе сведения о месте работы или учебы защищаемого лица. На это обстоятельство указывает и правоприменительная практика.
В частности, по одному из уголовных дел об убийстве, единственный свидетель, который видел лиц, совершивших преступление, отказался сообщить следователю свой домашний адрес из страха перед возможной местью, а предложил записать место работы и должность. При ознакомлении с материалами дела в порядке ст. 201 УПК обвиняемый узнал эти сведения и сообщил своим друзьям. Те, в свою очередь, подкупив сотрудника отдела кадров, выяснили адрес и все анкетно-биографические данные свидетеля. Затем стали оказывать на него давление, угрожая поджогом его частного дома и изнасилованием 12-летней дочери. В результате свидетель отказался от своих показаний, сославшись на то, что было ночное время и он ошибся. Дело было возвращено на дополнительное расследование и в конечном итого прекращено за недоказанностью.
Для суда сведения об адресах и способах вызова участников процесса целесообразно отражать в списке лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, приложенном к обвинительному заключению в соответствии со ст.206 УПК. Подсудимому же, согласно ст. 237 УПК, в дальнейшем необходимо вручать только копию обвинительного заключения, без списка лиц, подлежащих вызову в зал судебного заседания. Такая практика уже давно используется в отдельных регионах России и не вызывает негативной реакции прокуроров и судей. Дело в том, что в уголовно-процессуальном законе не содержится специального указания о вручении подсудимому списка лиц,подлежащих вызову в судебное заседание. Более того, этот список составляется лишь с учетом мнения следователя и не является обязательным для суда, который в соответствии со ст. 228 УПК сам решает вопрос о лицах, подлежащих вызову в судебное заседание. Главное, чтобы следователь в тексте обвинительного заключения привел доказательства, содержащие показания всех участников процесса, с указанием их фамилий. Если при решении вопроса о назначении судебного заседания изменяется список лиц, подлежащих вызову в суд, то подсудимому в соответствии со ст.237 УПК вручается только копия постановления судьи. На это обстоятельство справедливо указал Президиум Верховного Суда РФ при рассмотрении одного из уголовных дел в надзорном порядке.
В целях обеспечения безопасности участника процесса, допустимо предъявление для опознания вне визуального наблюдения опознаваемым опознающего. Субъекту уголовно-процессуальных отношений может быть предложено наблюдать предъявляемых лиц либо через ширму, либо из затемненной части помещения, где проводится опознание, либо из смежной комнаты при открытой двери. Рядом с опознающим рекомендуется размещаться следователю и двум понятым, а с опознаваемым — оперативному работнику или помощнику следователя, статистам, а также еще одной паре понятых. Все участники данного следственного действия размещаются таким образом, чтобы исключить визуальное наблюдение опознаваемым опознающего.
Если имеется техническая возможность, то в исключительных случаях допускается предъявление для опознания лица с помощью видеотехники. При этом опознающий может находиться в другом кабинете или здании и наблюдать за происходящим по телевизору. Правоприменительной практике уже известны подобные случаи проведения данного следственного действия по делам организованной преступности.
Порядок проведения опознания, исключающего визуальное наблюдение опознаваемым опознающего, осуществляется в общем порядке в соответствии с требованиями ст. 165 УПК. В целях обеспечения достоверности данного следственного действия необходим выбор соответствующих условий. Так, от предъявляемых лиц не скрывают того, что проводится опознание. По его завершению в протоколе полностью отражаются все особенности данного следственного действия независимо от полученного результата.
В том случае, если исключается предъявление лица вышеуказанными способами, опознание может быть произведено по фотокарточке, предъявляемой одновременно с другими фотокарточками в количестве не менее трех (ч.З ст. 165 УПК). В отдельных ситуациях опознание осуществляется по материалу, отснятому на кино- или видеопленку. При этом опознающему поочередно в любой последовательности показываются кино- или видеоматериалы в количестве не менее трех. В протоколе следственного действия в обязательном порядке отражается, каким по очередности демонстрировался фрагмент, содержащий изображение опознаваемого.
Необходимость проведения данных видов опознания может вызываться наличием серьезных опасений психического воздействия опознаваемого на опознающего, когда последний, страшась мести, побоится опознать преступника. В то же время следователь должен принимать во внимание, что опознание по материалу, отснятому на фото-, кино- или видеопленку менее предпочтительно, чем опознание человека в натуре. Ведь в последнем случае опознающий непосредственно наблюдает самого опознаваемого, а не его отображение на определенном материале, которое не может воспроизвести с абсолютной точностью внешний вид объекта. Судебноследственной практике известны случаи, когда результаты опознания лица по его фотокарточке приводили к негативным последствия.
Названные выше приемы выработаны криминалистической тактикой и не противоречат положениям ст. 164, 165 УПК, регламентирующих проведение предъявления опознания.
При расследовании уголовных дел рассматриваемой категории нередко возникает ситуация, когда опознающий в ходе следственного действия делает категорическое заявление о том, что он никого не узнает из предъявленных ему лиц, а затем, оставшись наедине со следователем, сообшает, что он узнал преступника, но побоялся об этом сказать. Уголовно-процессуальное законодательство не содержит норм, допускающих проведение повторного опознания личности. В то же время в юридической литературе ставится вопрос о его допустимости. Еще в 1968 году одним из оснований для повторного опознания назывались случаи, когда опознающий узнал опознаваемого с первого раза, но не сказал об этом, так как боялся его мести, а затем в ходе следствия чистосердечно об этом рассказал13.
По нашему мнению, проведение повторного опознания в подобной ситуации недопустимо. Это объясняется тем, что в процессе предыдущего предъявления для опознания опознающий уже обозревал предъявленный ему объект, вглядывался в него, воспринимал его, сравнивал с образом, возникшим у него в сознании при восприятии события преступления или фактов, связанных с преступным деянием. Повторное опознание в подобной ситуации теряет свой смысл и соответственно доказательственное значение.
Представляется, что в анализируемой ситуации следователь должен не проводить повторное опознание, а тщательно допросить опознающего. В протоколе допроса в обязательном порядке необходимо отразить следующее:
• мотивы, по которым опознающий не сказал следователю о том, что он узнал опознаваемого с первого раза;
• анатомические, функциональные или иные признаки или особенности, по которым опознающий выделил опознаваемого из предъявляемых лиц; в обстоятельства, при которых опознающий ранее наблюдал выделенное им лицо.
Мы считаем, что указанный протокол допроса будет являться полноценным доказательством, позволяющим суду в совокупности с другими доказательствами сделать вывод о тождестве либо различии лица, предъявленного для опознания, с ранее наблюдавшимся лицом при обстоятельствах, связанных с событием преступления.
Особое внимание следует уделить мере пресечения в виде лишения свободы, которая может применяться в отношении обвиняемого (подозреваемого) в целях обеспечения личной безопасности защищаемых лиц и устранения обстоятельств, препятствующих установлению истины по уголовному делу. Наиболее актуальным этот вопрос стал после принятия Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», который открыл новые возможности для следователя в рассматриваемой области.
Так, в соответствии с этим правовым актом соучастники преступления должны содержаться раздельно (п. 1 ч. 2 ст. 33). Это связано с необходимостью предотвращения сговора между ними, направленного на воспрепятствование установлению истины, а также удержания от совершения ими противозаконных действий и поступков, затрудняющих нормальное функционирование уголовного судопроизводства. Ведь обвиняемый (подозреваемый) может воздействовать на соучастника преступления, содействующего уголовному судопроизводству, в целях понуждения его к даче благоприятных для себя показаний или совершить иные незаконные действия, затрудняющие сбор доказательств.
К примеру, потерпевший Сидоров, отбывавший наказание за совершение другого преступления, был переведен в следственный изолятор из мест лишения свободы для участия в судебном разбирательстве. В этом же учреждении находились и подсудимые, которые стали оказывать на Сидорова воздействие, чтобы тот изменил свои показания. На суд их везли всех вместе на одной машине, где виновные в совершении разбойного нападения подтвердили свои требования, угрожая потерпевшему расправой в следственном изоляторе. В результате этого Сидоров на суде изменил показания, которые легли в основу оправдательного приговора. В дальнейшем потерпевший заявил, что его волю парализовал страх, подчинивший себе его поступки. В зале судебного заседания он не мог объяснить причин своего поведения. Рядом с ним сидели подсудимые, присутствие которых сковывало Сидорова, так как он боялся возмездия с их стороны.
Поэтому круг действий лиц, препятствующих расследованию и судебному разбирательству, должен быть максимально ограничен.
В интересах обеспечения безопасности жизни и здоровья обвиняемого (подозреваемого), содействующего уголовному судопроизводству, следователь должен решить вопрос о целесообразности его пребывания в следственном изоляторе. Если тяжесть преступления или иные обстоятельства не позволяют изменить меру пресечения, лицо, производящее дознание, обязано предпринять ряд мероприятий, направленных на защиту этого участника процесса.
Так, следователь может предложить обвиняемому (подозреваемому) написать заявление о помещении его в одиночную камеру. В соответствии с законом, основанием для этого является необходимость обеспечения более полной и надежной изоляции обвиняемых (подозреваемых) и предотвращение противоправного воздействия на них со стороны соучастников преступления и других лиц.
Если администрация следственного изолятора не имеет возможности решить вопрос о переводе обвиняемого (подозреваемого) в одиночную камеру, то его целесообразно поместить в маломестную или другую общую камеру, нахождение в которой обеспечивало бы личную безопасность.
Следователь вправе направить требование администрации следственного изолятора о необходимости принятия соответствующих мер безопасности в отношении обвиняемых (подозреваемых), дающих правдивые показания по делу. Под особым контролем администрации должны быть контакты с осужденными, оставленными в следственных изоляторах для хозяйственного обслуживания. На практике нередко встречаются ситуации, когда лица, осуществляющие хозяйственные работы, выполняют роль связников между обвиняемыми (подозреваемыми), находящимися в местах содержания под стражей. Как правило, через них поставляется информация о показаниях лиц, проходящих по одному делу; угрозы расправы с целью оказания психического воздействия на соучастников преступления, направленного на изменение или дачу заведомо ложных показаний, отказ от дачи показаний и т.п.
В том случае, если администрация следственного изолятора не может обеспечить реальную защиту лица, содействующего уголовному судопроизводству, то следователь должен ставить вопрос о возможности перевода в другое место предварительного заключения как защищаемого, так и тех лиц, кто ему реально угрожает противоправным воздействием.
Обвиняемые (подозреваемые), находящиеся в следственном изоляторе, могут предпринять попытки оказания противоправного воздействия на свидетелей, потерпевших, экспертов, специалистов и других участников процесса. Поэтому администрация следственного изолятора по требованию следователя должна уделить особое внимание переписке находящихся под стражей лиц. В соответствии со ст. 20, 21 указанного Закона письма, заявления, жалобы, предложения, независимо от адресата, кому они предназначаются, подлежат цензуре. Если в них содержатся сведения, способные помешать установлению истины или помочь совершению преступных действий, то корреспонденция адресату не отправляется, обвиняемым (подозреваемым) не вручается, а передается следователю, в производстве которого находится уголовное дело. Последний разрешает вопрос о том, содержатся ли в соответствующей переписке сведения, которые могут воспрепятствовать решению задач уголовного судопроизводства.
Вся корреспонденция обвиняемых (подозреваемых) подлежит обязательной регистрации в специальном журнале с указанием даты ее поступления и отправления. Поэтому следователь в любое время может ознакомиться с содержащейся в этом журнале информацией с целью установления контактов подозреваемого или обвиняемого за определенный период времени.
Аналогичные процедуры имеются и в отношении посылок и передач для обвиняемых (подозреваемых), находящихся в местах содержания под стражей (ст.25 Закона).
Свидания обвиняемых (подозреваемых) с защитником, родственниками и иными лицами предоставляются под особым контролем сотрудников следственного изолятора и могут быть досрочно прекращены при определенных основаниях. Следователь вправе лично ознакомиться с причинами досрочного прекращения свидания, которые в обязательном порядке излагаются письменно и докладываются начальнику следственного изолятора сотрудником, ответственным за его проведение.
В случае обеспечения участия обвиняемых (подозреваемых) в следственных действиях должны соблюдаться требования ст.28 Федерального закона. Перед осуществлением необходимого процессуального действия следователь может проинструктировать конвоирующих милиционеров о необходимости пресечения любых попыток контакта обвиняемых (подозреваемых) с посторонними лицами, находящимися в месте проведения следственного мероприятия. В ходе его осуществления следует обращать внимание на поведение обвиняемого (подозреваемого), попытки дачи заведомо ложных показаний, отказа от дачи показаний, заявления различного рода ходатайств, отвлекающие внимание следователя и конвоя. После его реализации целесообразно произвести тщательный осмотр местности или помещения на предмет обнаружения записок, писем и других предметов, специально оставленных подозреваемыми или обвиняемыми.
Вывод: механизмы государственной защиты в досудебном производстве состоят из разработанных и апробированных на практике комплекса методических рекомендаций, основанных на изучении зарубежного, отечественного и международно-правовых принципов и стандартов защиты участников процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Резюмируя изложенное, следует констатировать следующее.
Факт принятия Закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» не является окончательным решение проблемы защиты участников уголовного судопроизводства. Наряду с материально-технической составляющей, совершенствование нормативной базы выступает в качестве основы проводимой работы, охватывающей разработку практических рекомендаций по применению положений законодательства о государственной защите, выработку действенных и эффективных мер по предупреждению насилия в отношении лиц содействующих уголовному правосудию. Построение эффективной системы защиты свидетелей и потерпевших невозможно без соответствующего финансово, организационного, ресурсного, информационного и иных видов обеспечения данной деятельности.