Протокол судебного заседания подписывается
1. председательствующим в судебном заседании и
2. секретарем судебного заседания или помощником судьи, который вел протокол.
63.Понятие и виды постановлений арбитражного суда.
Постановление суда - оформленный в письменном виде акт суда (судьи), в котором выражено властное суждение по поводу разрешениякак материально-правовых, так и процессуальных вопросов в ходе судопроизводства.
Виды постановлений арбитражного суда:
1. решения;
2. определения;
3. постановления.
Решения арбитражного суда - постановления арбитражного суда, которыми разрешается материально-правовой спор сторон по существу, и которые содержат ответ о правах и обязанностях субъектов спорного правоотношения.
Определения арбитражного суда - постановления, которыми разрешаются отдельные процессуальные вопросы, возникающие при возбуждении и рассмотрении хозяйственного спора или при исполнении принятых арбитражным судом решений.
Постановления арбитражного суда - те процессуальные акты, которыми оформляются результаты пересмотра постановлений арбитражного суда в апелляционном или кассационном порядке, а также в порядке надзора.
64.Сущность и содержание решения арбитражного суда.
Решение арбитражного суда - вид судебного акта суда первой инстанции, которым суд на основании достоверно установленных присудебном разбирательстве фактов в строгом соответствии с нормами процессуального и материального права разрешает дело по существу, т.е. удовлетворяет иск либо отказывает в удовлетворении иска (заявления) полностью или в определенной части.
Решение арбитражного суда всегда выносится только в виде отдельного документа.
Решение арбитражного суда должно состоять из следующих частей:
1. вводной;
2. описательной;
3. мотивировочной;
4. резолютивной.
Вводная часть решения должна содержать:
· наименование арбитражного суда, принявшего решение;
· состав суда, фамилию лица, которое вело протокол судебного заседания;
· номер дела, дату и место принятия решения;
· предмет спора;
· наименования лиц, участвующих в деле, фамилии лиц, присутствовавших в судебном заседании, с указанием их полномочий.
Описательная часть решения должна содержать:
· краткое изложение заявленных требований и возражений, объяснений, заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле.
В мотивировочной части решения должны быть указаны:
· фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом;
· доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения.
Резолютивная часть решения должна содержать:
· выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований;
· указание на распределение между сторонами судебных расходов;
· срок и порядок обжалования решения.
65.Законная сила судебного решения.
Законная силасудебного решения - это особое качество постановленного по делу судебного решения, которое заключается в том, что решение становится обязательным как для участвующих в деле лиц, так и для самого суда, вынесшего решение, а также для всех граждан, организаций, должностных лиц, хотя они в деле не участвовали. Это качество судебного решения вытекает из специфики судебного решения как акта правосудия.
Законная сила судебного решения проявляется в ряде правовых свойств:
1. неопровержимости;
2. исключительности;
3. обязательности;
4. исполнимости.
Свойство неопровержимости заключается в недопустимости обжалования и опротестования вступившего в законную силу судебного решения. Возможен пересмотр вступившего в законную силу решения в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам.
Свойство исключительности судебного решения состоит в недопустимости возбуждения, разбирательства и разрешения судом дела по вторично заявленному иску, тождественному с первоначальным, спор по которому уже разрешен.
Свойство обязательности заключается в неукоснительном соблюдении решения всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами.
Свойство исполнимости означает, что вынесенное и вступившее в законную силу решение суда является обязательным к исполнению. Отдельные судебные решения подлежат немедленному исполнению. Не исполненное добровольно решение может быть исполнено в принудительном порядке. Это свойство позволяет реализовать конечную цель процесса - реально защитить нарушенные или оспариваемые права и законные интересы субъектов спорного правоотношения.
66.Определения суда первой инстанции. Их понятие, виды, законная сила.
Определение арбитражного суда — это судебный акт, целью которого является решение вопросов, возникших в ходе судебного разбирательства, либо которым оканчивается дело без разрешения спора по существу.
Виды определений суда первой инстанции:
1) заключительные(Определения,заканчивающие процессурегулированием спора)
2) пресекательные(Определения, препятствующие возникновению процесса или заканчивающие егобез разрешения либо урегулированияспора)
3) подготовительные(Определения,обеспечивающие нормальный ход процессадо разрешения дела судом первой инстанции)
4) частные(Частные определения постановляются по вопросам, выходящим за пределы спора по данному делу.)
Законная сила определений суда первой инстанции:
Отдельно от решения в законную силу вступают определения, которые
1. преграждают движение дела;
2. прямо названные в законе, как объекты частного обжалования.
Немедленно вступают в законную силу определения суда
· об удовлетворении заявлений о пересмотре решения;
· определения и постановления по вновь открывшимся обстоятельствам.
67.Исправление недостатков решения арбитражного суда.
Возможные недостатки решения арбитражного суда:
1. неправильное применение закона;
2. неполнота решения;
3. неясность решения;
4. наличие опечаток, арифметических ошибок.
Исправление недостатков решения:
1) обусловленных неправильным применением закона или вызванных несоответствием решения суда фактическим обстоятельствам по делу, могут быть исправлены путем пересмотра решения
· в апелляционном порядке;
· в кассационном порядке;
· в надзорном порядке.
2) неполнота решения исправляются самим судом, вынесшим это решение путем:
· вынесения дополнительного решения.
3) неясность решения, исправляется самим судом, вынесшим это решение путем:
· разъяснения решения.
4) наличие описок, опечаток, арифметических ошибокисправляется самим судом, вынесшим это решение путем:
· исправления допущенных в решении описок, опечаток и арифметических ошибок.
68.Производство в арбитражном суде по делам, возникающим из административных публичных правоотношений. Процессуальные особенности.
Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений:
· рассматриваются по общим правилам искового производства, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом;
· заявления подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, если в разделе III АПК РФ не установлено иное;
· обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия), возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
Процессуальные особенности производства по делам из публичных правоотношений:
1. в отличие от искового производства — отсутствует спор о праве (при рассмотрении дел данной категории суд не разрешает спора о праве, а осуществляет судебный контроль за законностью действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и иных органов, должностных лиц);
2. возбуждение дел данной категории осуществляется подачей жалобы или заявления, а не путем подачи иска (искового заявления);
3. лица, участвующие в делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, именуются заявителями, лицами, подающими жалобу, лицами, отвечающими по жалобе, заинтересованными лицами, а не сторонами;
4. не могут применяться некоторые категории искового производства (увеличение или уменьшение исковых требований, отказ от иска, изменение предмета или основания иска, признание иска, встречный иск);
69.Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов.
Нормативный правовой акт - документ, содержащий обязательные предписания для неопределенного круга лиц и рассчитанный на неоднократное применение.
Правила подачи заявления по делам об оспаривании нормативных правовых актов:
· правом на подачу заявления обладают: организации (в том числе некоммерческие); граждане-индивидуальные предприниматели; прокурор; органы государственной власти РФ; органы государственной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления;
· нормативный правовой акт должен быть в установленном порядке принят и опубликован;
· оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения должен нарушать права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, гарантированные Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
· оспариваемый нормативный правовой акт должен противоречить закону или нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок, не превышающий 3 месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.
70.Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Подача заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными. Производство по этим делам возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными обладают:
· граждане, организации и иные лица;
· прокурор;
· органы, осуществляющие публичные полномочия.
Установлены следующие правила рассмотрения заявления по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц:
1. данная категория дел рассматривается судьей единолично, арбитражные заседатели не могут быть привлечены к рассмотрению этих дел (ст. 17 АПК РФ);
2. срок рассмотрения - не более 3 месяцев (не более 10 дней - по делам об оспаривании решений и действий судебного пристава-исполнителя) с момента поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательствуи принятие решения по делу, если федеральным законом не установлен иной срок (ст. 200 АПК РФ);
3. дело может быть рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле и надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, если арбитражный суд не признал их явку обязательной. Арбитражный суд может признать обязательной явку представителей государственных органов, органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений.
71.Рассмотрение дел об административных правонарушениях.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях в арбитражном суде включает:
· рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности;
· рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 25 АПК РФ и федеральном законе об административных правонарушениях.
Производство по делу о привлечении к административной ответственности в арбитражных судах возбуждается на основании:
1. заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее - административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (ст. 202 АПК РФ);
2. заявлений прокурора (прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры).
72.Особое производство в арбитражном процессе.
Одним из видов арбитражного судопроизводства является особое производство, в котором объектом судебной защиты является неспорное субъективное право, а охраняемый законом интерес одного субъекта права.
Особое производство характеризуется как неисковое, одностороннее производство.
Отличие особого производства от любого иного вида производства:
1. отсутствие спора о праве;
2. отсутствие сторон - истца и ответчика (между которыми может быть данный спор);
3. невозможность совершения отдельных процессуальных действий (заключение мирового соглашения, признание иска, предъявление встречного иска, обращение в третейский суд и т.п.).
Дело возбуждается на основании заявления (ст. 217 АПК РФ).
Арбитражный суд оставляет заявление без рассмотрения, если при рассмотрении данного заявления выясняется, что возник спор о праве. Об оставлении заявления об установлении юридических фактов без рассмотрения арбитражный суд выносит определение. В определении заявителю и другим заинтересованным лицам разъясняется их право разрешить спор в порядке искового производства.
73.Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а именно дела об установлении:
1. факта владения и пользования недвижимым имуществом как своим собственным;
2. факта государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте;
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если
1. у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и
2. федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.
Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются судьей единолично в судебном заседании с участием заявителя и других заинтересованных лиц. К их рассмотрению не могут привлекаться арбитражные заседатели.
74.Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве).
Под несостоятельностью (банкротством) закон понимает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.