Предложение и факторы на него влияющие
Предложение – это желание и способность производителей (продавцов) поставлять на рынок определенное количество товаров или услуг по данной цене.
Предложение является результатом производства и отражает желания и возможности производителя (продавца) произвести и реализовать свой товар.
Величина предложения – это максимальное количество товаров и услуг, которое производители готовы и способны продать по определенной цене в определенном месте и в определенное время. Величина предложения должна определяться за какой-то конкретный промежуток времени.
На цену спроса влияют факторы:
1) ценовые – цена самого товара, цены ресурсов используемых в производстве товаров.
2) неценовой –это уровни технологий, цели фирмы, величина налогов и субсидий, цены на сопряженный товар, ожидание производителей, количество производителей товаров.
Таким образом, предложение является многофакторным.
Факторы, определяющие величину предложения одновременно являются мотивацией предпринимательской деятельности:
1) зависимость от цены – описывается функцией Qs = f(p) , где p – цена,Qs - объем производства
Взаимосвязь между предложением и ценой находит отражение в законе предложения суть которого состоит в том, что величина предложения при прочих равных условиях изменяется в прямой зависимости от изменения цены.
Прямая реакции – предложении на цену объясняется тем что производство достаточно быстро откликается на любые изменения происходящие на рынке. При повышении цены товаропроизводителей используют резервные мощности или вводят новые. Что приводит к увеличению предложения. Кроме того наличие тенденции спроса цен привлекает в данную отрасль других производителей что увеличивает спрос и предложение. В краткосрочном периоде увеличение предложение наступает немедленно за повышением цены. Все зависит от имеющихся производственных резервов. Поскольку расширение мощностей и перелив капиталов из других отраслей обычно е могут быть осуществлены в короткие сроки. Но в долгосрочном периоде увеличение предложения практически всегда следует за повышением цен.
S – кривая предложения.
Кривая предложения определяет прямую зависимость объема предложения от цены и показывает стремление производителей продать большего товара по высокой цене. Важнейший фактор, влияющий на величину предложения это цена данного товара. От уровня рыночных цен зависят доходы продавцов, производителей, и таким образом, чем выше цена данного товара, тем больше величина предложения и наоборот,
Цена предложения – это минимальная цена по которой продавцы согласны поставлять на рынок данный товар, чем ниже цена предложения тем меньше товаров поступит на рынок. Вместе с тем количество производителей не может быть бесконечно большим, т к происходит насыщение рынка товаром. Главной причиной сокращения предложения является: 1) ограниченность ресурсов – следовательно, кривая рыночного предложения – это кривая цены и предложения, которая отражает величину издержек производства. Чем больше объем производства, тем больше его издержки. Таким образом кривая предложения показывает более выгодные условия производства и реализации продуктов.
Изменение предложения.
При изменении цены товара, соответствующая точка рыночной конъюнктуры перемещается вдоль кривой предложения, т е происходит изменение величины предложения. Неценовой фактор влияет на изменение всей функции предложения.
При увеличении предложения кривая S1 будет сдвигаться в S2, а при его снижении в кривую S3.
Факторы:
1) Издержки производства или производственные затраты.
Если производственные затраты низкие по сравнению с рыночными ценами , то для производителей выгодно поставлять товары в больших количествах. Если же они высоки по сравнению с ценой, то фирма производит товар в небольших количествах, переключает на другие продукты или даже покидают рынок. Затраты на производство в первую очередь определяются ценами на экономические ресурсы. Очевидно что рост цен на ресурсы оказывает большое влияние на производственные затраты и уровень выпуска.
2) Технология производства – объединяет все, начиная с подлинных технических открытий и лучшего применения существующих технологий и заканчивая обычной реорганизацией рабочего процесса. Совершенствование технологий позволяет производить большее количество продукции с меньшими затратами ресурсов. Технический прогресс также позволяет снижать количество ресурсов требующихся для одного и того же объема товара. Прогресс технологий позволяет производителям чего- ибо получать прибыль от производства большего числа машин, оборудования по той же цене.
3) Налоги и субсидии. Действия налогов и субсидий проявляются в разных направлениях. Повышение налогов приводит к росту издержек производства, увеличивая цену производства и снижаю спрос. Субсидии – дотации позволяют сокращать издержки производства за счет государства, способствую тем самым росту предложения.
4) Цены на сопряженные товары - предложение на рынке во многом зависит от наличия на рынке взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров по приемлемым ценам.
5) Ожидание производителей. Ожидание изменения цены продуктов в будущем также могут повлиять на желание производителей поставлять продукт на рынке. Например, если производитель ожидает рост цен на свою продукцию, он может начинать увеличивать производственные мощности уже сегодня в надежде на последующее получение прибыли и придерживать товар до повышения цен. Информация о предполагаемом снижении цен может привести к росту предложения в настоящий момент и сокращению предложения в дальнейшем.
6) Число товаропроизводителей. Увеличение числа производителей данного товара приведет к росту предложения и наоборот.
7) Особый фактор на определенные виды продукции. Большое влияние оказывают особые факторы.