Особенности построения цепей поставок транснациональных корпораций
ТНК начинают свой выход на рынки других стран путем косвенного или прямого экспорта.
Косвенный экспорт – торговля через отечественного посредника. Преимущество – легкость управления: имея небольшой опыт экспортной торговли могжно полагаться на компетентность партнера по каналу.
Прямой экспорт –производитель работает напрямую с иностранными посредниками. Требует большего культурного опыта, позволяет лучше понимать рынок и осуществлять больший контроль.
Прямые (иностранные) посредники | Косвенные (отечественные) посредники |
Брокеры, оптовики, представители производств, ритейлоры, дистрибьюторы, дилеры, комиссионеры по импорту, агенты по управлению импортом, лицензиаты, франчайзеры, контрактные производители | Брокеры, агенты производителей по экспорту, компании по управлению экспортом, отечественные оптовики, экспортеры, дополнительные продавцы, комиссионеры по экспорту |
Стратегии выхода на рынок:
Лицензирование – производитель предоставляет иностранной компании право на патент или использование торговой марки. Преимущество этого метода в том, что правительства ряда стран предпочитают именно его, недостаток – в зависимости производителя от лицензиата.
Франчайзинг – форма лицензионного соглашения, при котором производитель предоставляет иностранной компании права на ведение бизнеса в установленном порядке. Преимущества и недостатки аналогичны лицензированию, но производитель в большей степени контролирует ситуацию, поскольку франчайзинговое соглашение более подробное, чем лицензионное.
Контрактное производство – компания поручает производство своих продуктов иностранной фирме на контрактной основе. Причем эта фирма осуществляет не только сборку, но и полный производственный цикл, в зависимости от интересов фирмы-производителя.
Необходимо определить тактику и правилаведения игры: компания и ее продукты должны адаптироваться к культуре и политике иностранных государств.
Если контролировать международную деятельность, улучшая отношения с местными дистрибьюторами, а не просто приобретать их в собственность, можно разработать более долгосрочные задачи для местных дистрибьюторов, ставя перед ними локальные цели в рамках региональной реализации своей международной стратегии.
Критерии отбора международных торговых партнеров: Охват рынка, Знание рынка, Инвестиции, Товарные линии, Полит. климат, Способность к изменениям, Используемые технологии, Финансовая устойчивость, Руководство, Текучесть кадров, Качество – каждому присваивается коэф. значимости.
Правила международного бизнеса:
1)от продавца ожидают, что он будет приспосабливаться к покупателю
2) от гостя ожидают соблюдения местных обычаев
Отличия в управлении международным каналом и каналом внутри страны:
1) наличие культурных различий между компаниями
2) сложность из-за различий в законодательстве.
3) географическая удаленность.
4) беспокойство в связи с «серыми» рынками, или параллельным импортом
Особенностью успешных транснациональных корпораций является построение цепочек поставок на базе трех «А»
1)подвижность (agility) - Быстро реагировать на краткосрочные изменения спроса или предложения и экономически эффективно справляться с нарушением нормальных условий внешней среды..
Методы
· Создание и поддержание потока информации между компанией и ее поставщиками и клиентами.
· Развитие сотрудничества с поставщиками.
· Планирование операций по принципу «отсрочки дифференциации».
· Создание резервов в форме запаса недорогих, но важных компонентов.
· Наличие надежной логистической системы.
· Разработка планов действий в непредвиденных ситуациях и формирование групп кризисного управления.
2)адаптивность (adaptability) - Корректировать сети поставок к новым условиям при структурных сдвигах на рынках; вносить изменения в сеть поставок в соответствии со стратегиями, продукцией и технологиями.
Методы
· Отслеживание ситуации в экономике разных стран мира для выявления новых источников снабжения и рынков.
· Привлечение посредников для поиска новых поставщиков и логистической инфраструктуры.
· Оценка потребностей конечных потребителей, а не только непосредственных клиентов.
· Обеспечение гибкости в процессе создания продуктов.
· Определение стадии технологического и жизненного цикла продуктов компании.
3)согласованность (alignment) - Создавать стимулы для улучшения показателей деятельности, согласовывать интересы партнеров по цепочкам поставок со своими интересами.
Методы
· Свободный обмен информацией и знаниями с поставщиками и клиентами.
· Четкое определение функций, задач и обязанностей для поставщиков и клиентов.
· Справедливое распределение рисков, затрат и доходов в связи с программами совершенствования.