Влияние конкурентной среды рынка на принятие решений
Формируемые компетенции
ОК-4, способностью принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия
ПК-6, владением методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде
ПК-8, способностью готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности
В результате студенты должны:
1. Знать
1.1 модели поведения экономических агентов и рынков;
2. Уметь
2.1 управлять развитием организации осуществлять анализ и разработку стратегии организации на основе современных методов и передовых научных достижений;
3. Владеть:
3.1 навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений;
Принятие управленческих решений
Николь Гудман (Nicole Goodman), вице-президент пo вопросам маркетинга, не желала, чтобы на должность менеджера, ответственного за производство и реализацию нового безалкогольного напитка «WaLerpure», пришел выпускник программы компании по подготовке менеджеров, только что получивший степень МБА. Доверить такую работу новичку означало поставить на карту слишком многое. Гудман была твердо уверена в том,
что работу по внедрению нового товара на рынок следовало поручить опытному менеджеру с длинным послужным списком. Найти человека, обладавшего необходимой квалификацией, в недрах самой компании было сложно, поскольку все удачливые менеджеры, специализирующиеся на производстве в реализации товаров, быстро получали повышение и переходили на вышестоящие должности. Николь пришлось воспользоваться услугами фирмы, занимающейся «охотой за головами», чтобы та нашла стороннего специалиста, но она предпочла бы дать шанс работать над новым проектом кому-либо из сотрудников компании.
— У меня есть человек для вас, — как-то раз за обедом заявил исполнительный вице-президент. — Это настоящий специалист по исследованию рынка. Я думаю, он был одним из тех, кто участвовал в базовом исследовании рынка безалкогольных напитков. Было бы просто замечательно, если бы он получил шанс осуществить свои идеи на практике.
Человеком, рекомендованным на эту ответственную работу, был не кто иной, как Фрэнк Робинсон, руководитель отдела прогнозирования. Во время первой встречи с Николь Франку в общих чертах рассказали о его будущей работе. Николь сказала следующее:
— Этот новый товар исключительно важен для роста нашей фирмы, и, учитывая ваш прошлый опыт и заслуги, мы решили, что хотим видеть на этом месте именно вас, а не кого-то из сторонних специалистов.
Одна из первых задач, которую вы должны решить, состоит в проведении анализа оптимальной цены на этот напиток. Скажите нам, какую цену назначить, чтобы извлечь максимальную прибыль из этого нового предприятия. Директор сказал нам на днях, что аналитики с Уолл-стрит ставят под сомнение наше решение внедриться на такой переполненный рынок с жесткой конкуренцией. Нам нужно как можно быстрее доказать, что мы приняли правильное решение, поэтому мы хотим максимизировать прибыль в максимально короткие сроки.
Как всегда, решающее слово по поводу цены на этот напиток, равно как и на все остальные наши товары и услуги, принадлежит совету менеджеров. Но пусть это вас не обескураживает. Что касается всех остальных товаров, производством и реализацией которых я руководила, разработка ценовой политики — это очень полезное упражнение поскольку оно позволяет свести воедино все элементы бизнеса. Исследования рынка, которые вы уже провели в связи с этим товаром, позволят вам дать количественную оценку спроса, а также провести анализ конкуренции во всей индустрии прохладительных напитков Наши сотрудники, занимающиеся производством и бухгалтерией, дадут вам данные об издержках. Вам просто останется свести все воедино и предложить приемлемую цену на «Waterpure».
ЗАДАНИЕ к кейсу:
- Показать модели поведения экономических агентов и рынков.
- Осуществить анализ существующей стратегии и разработать стратегию развития организации на основе современных методов и передовых научных достижений.
- Показать модель принятия управленческих решений руководством организации.
Экономический анализ капиталовложений и степень риска
Формируемые компетенции
ОК-4, способностью принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия
ПК-6, владением методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде
ПК-8, способностью готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности
В результате студенты должны:
1. Знать
1.1 модели поведения экономических агентов и рынков;
2. Уметь
2.1 управлять развитием организации осуществлять анализ и разработку стратегии организации на основе современных методов и передовых научных достижений;
3. Владеть:
3.1 навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений;
Капвложения и риски
Джордж Клайн (George Kline) работает менеджером в отделе экономического анализа эффективности намечаемых капиталовложений компании Global Foods и отвечает за анализ проектов по капиталовложениям. После завершения анализа Джордж и пятеро его подчиненных отправляют доклад наверх — управляющему финансами (непосредственному начальнику Джорджа) и вице-президенту по финансовым вопросам. Если предложение связано с достаточно крупными капиталовложениями, то оно должно получить одобрение Корпоративного административного комитета, состоящего из руководителей высшего звена.
Джорджу принесли новый проект, который требовал тщательного анализа. Он предусматривал распространение деятельности компании на новый географический регион. Global Foods планировала вложить деньги в проникновение в новый регион, на рынках которого ранее не продавались ее безалкогольные напитки и вода в бутылках. Потенциальный годовой объем продаж для этого региона оценивали в 100 млн ящиков продукции. Прогнозировали ежегодный прирост уровня потребления иа 4%. Специалисты по исследованию рынка подсчитали, что, учитывая проведение широкой рекламной кампании, в течение первого года доля рынка компании составит 1%, но она может увеличиться до 5% в течение четырех лет.
Чтобы компания могла вступить в конкурентную борьбу в новом регионе, она должна была построить завод, В регионе продавался неиспользованный, в чем-то устаревший завод для выпуска прохладительных напитков в бутылках за $5 млн. Общая стоимость реконструкции и модернизации завода, покупки и установи нового оборудования должна была составить по расчетам $2 млн и в течение первого года компания должна была понести издержки в связи с приемом на работу новых рабочих и широкой кампанией по рекламе и промоушену. Эти расходы оценивали в $750 тыс. Если Global Foods на самом деле сможет захватить 1% рынка, то она продаст 1 млн ящиков напитков. Каждый ящик стоит $5. Издержки производства составляют $2,50 за один ящик. Общефирменные расходы и расходы па административные нужды в течение первого года составят S650 тыс.. из них $500 тыс. представляют собой постоянные издержки, остальные зависят от дохода от продаж. Расходы на сбыт и продажу составят 60 центов за ящик. Расходы на рекламу составят 5% от продаж.
Полные издержки от эксплуатации завода, его модернизации, установки нового оборудования и его амортизации распределяются следующим образом:
• земля — $500 000, не подлежит амортизации;
• завод — $3 500 000, срок расчетной амортизации 31,5 лет;
• станки - $3 000 000, расчет амортизации производится с помощью системы MACRS (Модифицированная ускоренная система возмещения издержек произнодства) в течение 7 лет, Global Foods надеется, что она сможет увеличить объем своего оборотного капитала до $750 000, что покроет создание дополнительных материально-товарных запасов, дебиторов но расчетам и обеспечит наличность для совершения операций.
Проведенный анализ охватывал период в 7 лет — первый год затрат и 6 последующие лет эксплуатации завода. Он основывался на достаточно консервативных предположениях — если компания не сможет создать жизнеспособное предприятие в течение 7 лет, она сочтет деятельность слишком рискованной. Вот еще два блока информации, необходимые для проведения анализа:
• ставка налогового обложения предельного дохода компании (федеральная, на уровне штата и местная) составляет 40%;
• стоимость капитала, необходимого для осуществления этого проекта, составляет 15%
После того как Джордж закончит расчеты, он должен провести анализ степени риска, чтобы оценить потенциальный явный (upside) и скрытый (downside) риск. Джорджу известно несколько способов оценки степени риска. Он решает, несмотря на то что это сопряжено с многочисленными расчетами, выбрать относительно простой способ, чтобы руководству компании было легче принять окончательное решение.
ЗАДАНИЕ к кейсу:
- Показать модели поведения экономических агентов и рынков.
- Осуществить анализ существующей стратегии и разработать стратегию развития организации на основе современных методов и передовых научных достижений.
- Показать модель принятия управленческих решений руководством организации.
Основная литература
1. Управленческая экономика. Инструментарий руководителя. 5-е изд./ Пер.с англ. – СПб.: Питер, 2008. – 624 с.
2. Экономика предприятия (фирмы) : учебник для вузов по экон. специальностям / Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова ; ред. О. И. Волков, О. В. Девяткин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 603 с.
Дополнительная литература
1. Магомедов А. М. Экономика предприятия : учеб. пособие для вузов / А. М. Магомедов. - Изд. 2-е, доп. - М. : Экзамен, 2004. - 350 с.
2. Паламарчук А. С. Экономика предприятия : учеб. пособие / А. С. Паламарчук, Л. Г. Паштова. - М. : ИНФРА-М, 2003. - 176 с.
3. Раицкий К. А. Экономика организации (предприятия) : Учебник для вузов / К. А. Раицкий. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2003. - 1012 с.
4. Скляренко В. К. Экономика предприятия : учебник : [по направлению "Экономика" и другим экон. специальностям] / В. К. Скляренко, В. М. Прудников. - М. : ИНФРА-М, 2006. - 527 с
5. Тертышник М. И. Экономика предприятия : учеб.-метод. комплекс : учеб. пособие для вузов / М. И. Тертышник. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 300 с. - (Высшее образование)
6. Титов В. И. Экономика предприятия : учебник для вузов / В. И. Титов. - М. : Дашков и К, 2004. - 461 с. Библиогр.: с. 459-461.
7. Экономика организации (предприятия) : учебник для вузов / ред. Н. А. Сафронов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Экономистъ, 2005. - 618 с.
8. Экономика предприятия (фирмы) : практикум : учеб. пособие для вузов / ред. О. . Волков, В. Я. Поздняков. - М. : ИНФРА-М, 2006. - 330 с.
9. Экономика предприятия (фирмы) : учеб. пособие для вузов / ред. А. С. Пелих. - М. : МарТ ; Ростов н/Д : Март, 2004. - 505 с.
10. Экономика предприятия : учебник для вузов / ред. А. Е. Карлик, М. Л. Шухгальтер. - М. : ИНФРА-М, 2004. - 432 с.
11. Экономика предприятия : учебник для вузов / ред. В. М. Семенов. - 4-е изд. - СПб. : Питер, 2006. - 383 с.