Образование, обучение и умение
Образование — это совсем не то же самое, что обучение. Если образование ценится само по себе, то обучение оценивается по его практическому применению. Образование направлено на понимание индивидуумом причинно-следственных связей и развитие способности оценивать и критически рассматривать информацию, оно не обязательно должно быть инструментальным в отношении физических объектов. Так, образованный человек способен или должен быть способен рассматривать конкретную задачу в более широком контексте связанных с этой задачей знаний, обладать критическим и независимым мышлением.
Со своей стороны, обучение носит утилитарный характер, оно направлено на совершенствование умений индивидуума, которые он использует в повседневной жизни. Однако следует обратить внимание, что обучение — это совсем не то, что преподавание, поскольку последнее включает целый ряд действий, например оказание влияния, мотивация и постановка условий, так же, как и сам процесс «инструктирования».
Методы обучения профессиональным навыкам
Традиционным методом обучения профессиональному умению является метод, известный под названием «наблюдай за мной» (дословно «сиди рядом с Нелли»), когда обучаемый должен наблюдать за действиями опытного работника и пытаться воспроизводить их. Однако этот метод плох, если «Нелли» использует неправильные методы работы или если работа настолько сложна, что овладеть путем простого наблюдения невозможно. Если же «Нелли» использует правильные методы работы и если работа достаточно наглядна, т.е. ее можно понять, просто наблюдая за ее выполнением, тогда этот метод обучения умению может быть эффективным и экономичным.
Но поскольку слишком многие виды деятельности содержат неявный элемент, а «Нелли» очень часто не обладают требуемыми навыками работы, то предпочтительнее использовать более организованные методы профессионального обучения. Один из подходов к решению этой задачи заключается в анализе ключевых элементов работы путем разбивки их на основные составляющие. Метод заключается в следующем.
(а) Инструктор лично выполняет работу, разбивая весь процесс на законченные этапы, каждый из которых может быть освоен как отдельная операция.
22. Методы профессионального обучения423
(б) Затем он исследует каждый этап, чтобы определить и описать ключевые моменты. С примером подобной разбивки можно познакомиться в табл. 22.1, позаимствованной из Рекомендаций по обучению рабочих, изданных Центром подготовки специалистов гончарного производства.
(в) Далее инструктор обеспечивает наличие исходных материалов и необходимого оборудования для процесса обучения.
(г) Инструктор проводит с обучаемым беседу, чтобы выявить уровень знаний потенциального ученика о работе и попытаться заинтересовать его в овладении навыками этой работы.
(д) Затем инструктор показывает ученику поэтапное выполнение работы, неторопливо дает объяснения, особо останавливаясь на ключевых моментах.
(е) Затем работу выполняет ученик, а инструктор наблюдает за ним, задает вопросы, чтобы убедиться, что ученик сознательно выполняет все операции. Иногда необходимо, чтобы инструктор повторил некоторые свои пояснения (см. (д)). Ученик повторяет выполнение работы до тех пор, пока инструктор не сочтет, что работа выполнена удовлетворительно.
(ж) Инструктор направляет ученика на работу, на первых порах достаточно внимательно наблюдая за ним, затем все более и более предоставляет ему самостоятельность и ослабляет наблюдение по мере приобретения учеником опыта и уверенности.
Это достаточно дешевый метод обучения, приемлемый, когда число учеников невелико. Оно начинается не на рабочем месте, хотя обычно в обстановке, максимально приближенной к рабочей, и вскоре становится обучением на рабочем месте. Специального штата инструкторов не требуется. Поскольку в рамках этого метода анализ работы не может быть углубленным, он не подходит для обучения сложным профессиональным навыкам, т.е. когда последовательность «стимул — восприятие — реакция» выражена неявно. А кроме того, мастер в роли инструктора передает существующие производственные методы от одного поколения работников другому, даже если методы эти уже устарели.
Применение этого метода профессионального обучения приносит успех, когда работа наглядна, когда можно видеть самые важные ее элементы, а умственные процессы второстепенны и относительно неважны. Удачными примерами подобной работы может служить упаковка товара или большинство методов сборки. Работа подобного типа особых навыков не требует, нужны лишь знания последовательности выполнения разных несложных операций.
424 Практические аспекты управления человеческими ресурсами
Другим подходом к обучению профессиональным умениям является техника анализа профессиональных приемов и метод открытий (см. п. 6 данной главы).
Таблица 22.1 Разбивка производственной задачи на этапы
Замена прокладки водопроводного крана
Описание стадии работы операции | Ключевой момент |
1 Открутить рукоятку крана для того, чтобы обеспечить доступ к основному механизму крана 2 Открутить элемент крепления крана (крепежную гайку) 3 Извлечь механизм крана и удалить изношенную прокладку 4 Установить новую прокладку в механизм 5 Установить механизм крана на место 6 Установить на кран рукоятку | Откручивать следует в направлении против часовой стрелки. Убедитесь в том, что выбрали гаечный ключ соответствующего размера. Убедитесь в том, что механизм не поврежден Не следует затягивать слишком сильно крепежную гайку механизма. Проверьте правильность и эффективность работы крана |