Глава 20. назначение дела к слушанию: понятие и задачи
Назначение дела к слушанию – первая судебная стадия. Следует отметить, что УПК РФ не содержит названия этой стадии. Часть третья УПК «Судебное производство» начинается разделом IX «Производство в суде первой инстанции». Первые главы этого раздела – 33 и 34 соответственно называются «Общий порядок подготовки к судебному заседанию» (глава 33) и «Предварительное слушание» (глава 34). По логике законодателя получается, что деятельность суда, урегулированная нормами, расположенными в этих главах, относится к той же стадии (деятельность суда первой инстанции), что и судебное разбирательство. Между тем, и в науке уголовного процесса, и в уголовно-процессуальной литературе общепризнанным является мнение о том, что стадии судебного разбирательства предшествует еще одна (первая) судебная стадия. До 1985 года эта стадия называлась «Предание суду». Затем законодатель пришел к выводу, что предание суду – это не судебная функция. Суд лишили этого полномочия, но никакому другому органу его не передали.
Первая же судебная стадия в уголовно-процессуальной литературе стала именоваться по-разному: «назначение судебного заседания»[150], «назначение судебного разбирательства»[151], «предварительное судебное слушание»[152] или «предварительное слушание»[153], «первоначальная судебная стадия»[154], «предварительное судебное производство»[155] и др.
Представляется, что наиболее правильным в настоящих условиях будет именовать первую судебную стадию «Назначение дела к слушанию».
Итогом (положительным) данной стадии будет принятие решения о назначении судебного заседания. Однако именовать данную стадию: «Назначение судебного заседания» не вполне верно, так как судебное разбирательство, в ходе которого происходит слушание дела судом, может состоять из одного или нескольких судебных заседаний. Соответственно, назначение судебного заседания может иметь место и в ходе осуществления судебного разбирательства по делу (т.е. соответствующее решение будет иметь характер промежуточного судебного решения на стадии судебного разбирательства). В таких условиях, именовать данную стадию «назначение судебного заседания» или «подготовка к судебному заседанию», значит вносить неразбериху в представление о стадийности уголовного процесса, принижать значение рассматриваемой стадии, придавая ей значение момента, имеющего исключительно формальный характер, рассматривать его как технический элемент судебного разбирательства.
В результате данной стадии принимается либо решение о возможности проведения слушания по делу, либо о невозможности проведения слушания в силу каких-либо причин. Поэтому наилучшее ее наименование - «назначение дела к слушанию»
Перед первой судебной стадией стоят две задачи:
1. Установить, имеются ли основания и необходимые условия для рассмотрения поступившего уголовного дела в суде, и именно в том суде, в который дело поступило.
2. Произвести подготовительные действия, необходимые для рассмотрения дела по существу судом первой инстанции.
Процессуальный порядок деятельности в стадии назначения дела к слушанию зависит от того, будет ли проводиться по поступившему в суд делу предварительное слушание или нет. Если оснований для производства предварительного слушания не имеется, тогда судья разрешает все вопросы без участия сторон.
В соответствии со ст. 228 УПК РФ по поступившему уголовному делу судья должен выяснить в отношении каждого из обвиняемых следующее:
1) подсудно ли уголовное дело данному суду;
2) вручены ли копии обвинительного заключения или обвинительного акта;
3) подлежит ли отмене или изменению избранная мера пресечения;
4) подлежат ли удовлетворению заявленные ходатайства и поданные жалобы;
5) приняты ли меры по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, и возможной конфискации имущества;
6) имеются ли основания проведения предварительного слушания, предусмотренные ч. 2 ст. 229 УПК РФ.
Таким образом, задачи суда, исходя из содержания данной нормы, весьма ограничены и связаны лишь с осуществлением некоторых контрольных полномочий (вопросы о мере пресечения, избранной по отношению к обвиняемому, а также о создании условий для последующего возмещения вреда потерпевшему и государству), проверкой наличия некоторых условий для рассмотрения дела в суде (вопросы о подсудности и вручении копии обвинительного заключения или обвинительного акта), а также подготовкой к судебному разбирательству (разрешение ходатайств и жалоб). Содержание же пункта 6 данной статьи (проверка наличия оснований к проведению предварительного слушания) невозможно понять без обращения к другим нормам УПК РФ, в частности к нормам, содержащимся в ст.ст. 229, 237, 235, 236, 237, 238, 239 УПК РФ. Между тем, анализ данных норм дает основание полагать, что суд на промежуточном этапе уголовного судопроизводства наделен более широкими полномочиями и должен решать более широкие задачи, нежели те, что следуют из содержания ст. 228 УПК РФ. В частности, суд вправе по ряду оснований прекратить уголовное дело по собственной инициативе или по ходатайству сторон (см. ст. 239 УПК РФ), а значит обязан изучить вопрос о наличии/отсутствии в деле таких оснований, вправе возвратить уголовное дело прокурору для устранения ряда нарушений закона (см. ст. 237 УПК РФ в толковании, приданном ей постановлением Конституционного Суда РФ от 08.12.2003 г.), в том числе и по собственной инициативе, а значит должен проверить, не допущено ли таких нарушений закона в ходе предварительного расследования или на промежуточном этапе уголовного судопроизводства (со стороны прокурора) и т.д.
Поэтому для того, чтобы уяснить, какими конкретно полномочиями наделен суд на рассматриваемом этапе судопроизводства, необходимо проанализировать всю совокупность норм, содержащихся в главах 33 и 34 УПК РФ