Результаты развития комплекса
К 2015 году в лесопромышленном комплексе освоение расчетной лесосеки возрастет с 16% до 26,6%, на 40,0% увеличатся объемы заготовки древесины и в 1,8 раза увеличится производство деловой древесины. В результате роста объемов лесозаготовки и сокращения экспорта необработанной древесины вырастут объемы деревопереработки на территории края, в том числе производство пиломатериалов увеличится в 1,4 раза, древесно-стружечных плит (ДСП) – в 1,5 раза, несколько увеличатся объемы производства древесно-волокнистых плит (ДВП) – на 1,3%. В сегменте глубокой переработки в результате модернизации Енисейского ЦБК и выхода на проектную мощность в 1,4 раза увеличится производство картона. Произойдет рост объемов производства мебели в 6,3 раза. Модернизация производства, завершение начатых ранее инвестиционных проектов позволит предприятиям края увеличить до товарных объемов выпуск новых видов продукции (фанеры, шпона, мебельного щита, пеллет, топливных брикетов, древесного угля, панелей-МНМ).,
К 2020 году освоение расчетной лесосеки возрастет до 29-34% в зависимости от сценария развития ЛПК, при этом в 1,6-2,2 раза увеличится заготовка древесины и 2-2,8 раза – производство деловой древесины. В перерабатывающем сегменте увеличится производство по основным номенклатурным позициям: в 1,5-1,8 раза возрастет производство пиломатериалов, в 1,5-4,3 раза - производство ДСП, в 1,3-1,4 раза - производство ДВП.
При оптимистическом сценарии развития в результате реализации инвестиционных проектов в сегменте глубокой переработки начнется выпуск беленой целлюлозы, химико–термомеханической массы (ХТММ), мелованного картона.
В сырьевом сегменте в оптимистическом сценарии развития внедрение механизированной заготовки и обработки круглого леса на лесосеках позволит увеличить производительность труда на лесозаготовках в 4,0–4,5 раза и снизить себестоимость заготавливаемой древесины на 35,0–40,0%.
Реализация оптимистического сценария позволит краю к 2025 г. увеличить доходность с 1 м3 заготавливаемого леса с 65–70 долларов США в докризисном 2007 г. до 270–300 долларов США и достичь существующего сегодня уровня доходности в лесоперерабатывающих странах мира (Финляндия, Канада, США, Швеция). По объемам выпуска продукции ЛПК, включая продукцию высоких переделов, край переместится с 12 места в стране в первую тройку регионов-лидеров.
3.1.5. МАШИНОСТРОЕНИЕ
За последние два десятилетия долговременной тенденцией являлось снижение роли машиностроения в экономике края, тем не менее, и на сегодняшний день вклад машиностроительных видов деятельности в региональное промышленное производство составляет 5,4%, обеспечивая машиностроению четвертое место в промышленном комплексе края.
На российском уровне доля края в производстве машин и оборудования составляет 2,5%, в производстве электрооборудования и транспортных средств - по 0,6%.
На предприятиях машиностроения трудится 4,4% от общей численности занятых в экономике края, что сопоставимо с занятостью в металлургическом комплексе, однако объемы производимой продукции в машиностроении на порядок ниже, чем в металлургии.
Стратегическое позиционирование машиностроения
Машиностроение является одним из самых сегментированных отраслей экономики. Из всей совокупности можно выделить 3 основные группы предприятий машиностроения, перспективы развития которых существенным образом различаются:
1) предприятия высокотехнологичного и наукоемкого сектора, продукция которых востребована на общероссийском и – в ряде случаев – на мировом рынке. К данной группе относятся ОАО «Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф.Решетнева», ФГУП «НПП «Радиосвязь», ОАО «ЦКБ «Геофизика» и ряд предприятий оборонно-промышленного комплекса, как в части выпуска продукции военного назначения, так и по ряду производимой гражданской продукции. Предприятия этой группы, как правило, входят в состав крупных российских интегрированных структур. С учетом имеющегося задела и высокой конкурентоспособности данных предприятий в стратегической перспективе ставится задача сохранения и укрепления их позиций как лидеров на российском и мировом рынках.
2) предприятия традиционного машиностроения и ряд предприятий ОПК в части производства продукции гражданского назначения. Для предприятий этой группы в новых экономических условиях стратегической задачей является модернизация и диверсификация производства, расширение рынков сбыта с целью интеграции в современную экономическую систему;
3) новые предприятия сервисного обслуживания, ремонтные и инструментальные предприятия, специализирующиеся на создании и производстве инновационных видов машин и оборудования для отраслей специализации края. Специфика деятельности этих организаций заключается в том, что они работают в непосредственном контакте с базовыми отраслями и способны оперативно решать возникающие задачи, в т.ч. по ремонту нестандартного оборудования, разработке и изготовлению новых образцов оборудования и приборов, новых технологических и аппаратных решений для решения специфических производственных задач. В перспективе развитие этой группы предприятий должно обеспечивать значительную часть потребностей базовых отраслей края в специализированной машиностроительной продукции.
Таким образом, в стратегической перспективе край должен сохранить и укрепить позиции российского и мирового лидера в высокотехнологичных секторах краевого машиностроения, сформировать новый сектор обслуживающего и сервисного машиностроения для базовых отраслей специализации региона и диверсифицировать сектор традиционного машиностроения.