Значение труда в развитии человека

История человечества свидетельствует о весьма существенном, можно сказать, решающем значении труда. Теоретические и эмпирические ис­следования роли труда свидетельствуют: труд — первое, основное усло­вие всей человеческой жизни и притом в такой степени, что можно ска­зать: «Труд создал самого человека».

В цивилизованном обществе деятельность человека направлена на со­здание машин, механизмов, материалов с заранее заданными свойствами, отсутствующими непосредственно в природе, средств передачи и хране­ния информации, произведений искусства и литературы, совершение на-

Значение труда в развитии человека - student2.ru

Раздел 1. Труд как основа развития общества и фактор производства

Значение труда в развитии человека - student2.ru учных открытий. По мере развития производительных сил меняется и само человеческое общество, образ жизни людей.

Современное производство, осваивая разнообразные ресурсы и преоб­разуя их в потребительские блага, оказывает все большее воздействие на окружающую природную среду. В производственные процессы вовлека­ются не только традиционные природные ресурсы (почва, вода, леса, полезные ископаемые), но и атмосфера, мировой океан, космос.

Под влиянием научно-технического прогресса (НТП) происходят та­кие процессы, как систематическое изменение содержания преимущест­венно физического труда в результате комплексной механизации, авто­матизации, кибернетизации производства икоренного улучшения его организации. Повышается общеобразовательный икультурно-техниче­ский уровень и квалификация работников, на фоне непрерывного роста производительности как общественного, так и индивидуального труда повышается уровень и качество жизни населения.

Мощным фактором роста производительных сил общества является органическое соединение науки с производством, ибо научно-техниче­ская революция (НТР) означает не просто применение новых видов энергии, материалов, электронно-вычислительных машин и даже ком­плексной автоматизации производства, а глубокую перестройку всего технического базиса производства, форм его организации и управления.

Появление электронно-вычислительной техники и рост быстродей­ствия ЭВМ оказались одним из наиболее впечатляющих направлений НТР. Производство и применение ЭВМ в развитых странах растет быст­рыми темпами, но при этом полностью учитывается и роль «человече­ского фактора» в руководстве производством благ и услуг, роль мене­джеров всех рангов.

Одним из существенных моментов развития производства является переход от экстенсивных методов к интенсивным. Под экстенсивным ростом производства понимается его расширение преимущественно с по­мощью новых капиталовложений и вовлечения новых сил в производ­ственный процесс. Интенсификация производства означает количествен­ный рост и качественное улучшение продукции в первую очередь за счет существенного повышения степени использования всех средств произ­водства — как орудий труда и материалов, так и наличного потенциала рабочей силы, дальнейшего значительного повышения производитель­ности труда на основе применения более совершенной техники и техно­логии производства, быстрого освоения достижений научно-техническо­го прогресса.

Опыт развития производства в странах с рыночной экономикой пока­зывает, что наряду с концентрацией производства по горизонтали — пу­тем объединения предприятий, производящих однотипную продукцию, происходит концентрация производства по вертикали — в виде комбина-

Глава 3- Труд как сфера жизнедеятельности и основной фактор производства 49

Значение труда в развитии человека - student2.ru тов, т. е. объединения предприятий, осуществляющих последовательные ступени переработки сырья либо связанных различными формами об­щественного разделения труда и специализации производства. Нагляд­ные примеры вертикальной концентрации производства — металлурги­ческие, нефтехимические, лесохимические и другие комбинаты. Прогрес­сивной формой концентрации является комбинирование производства.

В условиях НТР существенную роль играют научно-производствен­ные объединения, комплексно осуществляющие процесс «исследова-ние- производство». Как правило, наиболее крупные из них включают кроме производственных звеньев проектно-конструкторские, технологи­ческие, научно-исследовательские организации, лаборатории, опытные производства, обеспечивающие необходимую научно-конструкторскую и технологическую подготовку. Это приближает науку к производству, со­здает условия для быстрейшего использования достижений науки и тех­ники в хозяйственных единицах, определяет необходимость квалифика­ционного роста работников.

Содержание и характер труда. Характеристика категорий труда

Труд, выступая как процесс взаимодействия человека и природы, в то же время обусловливает определенные отношения между его участника­ми. В структуре общественного труда выделяют следующие категории: содержание труда и социально-экономический характер труда.

Содержание труда раскрывает взаимодействие человека с природой, представляет совокупность качественно определенных трудовых функ­ций, направленных на производство потребительских стоимостей, харак­теризует конкретные виды трудовой деятельности в процессе производ­ства.

Социально-экономический характер труда выражает форму его об­щественной организации и представляет собой совокупность отношений между участниками трудового процесса, отличительные черты, свойст­венные тому или иному способу производства.

Один из важнейших методологических аспектов исследования тру­да — познание его функций. При всем многообразии последних нельзя не отметить их диалектического единства. Труду свойственны следующие функции:

• способ удовлетворения потребностей (первая и важнейшая функция
труда, с которой начинается общественное бытие человека);

• создатель общественного богатства (деятельность, посредством кото­
рой человек, удовлетворяя свои потребности, опосредует, регулирует,
контролирует обмен веществ между собой и природой);

• творец общества и фактор общественного прогресса (удовлетворяя

4—3-1844

Значение труда в развитии человека - student2.ru

Раздел 1. Труд как основа развития общества и фактор производства

Значение труда в развитии человека - student2.ru потребности и создавая богатство, труд находится в основе всего об­щественного развития — формирует социальные слои общества и ос­новы их взаимодействия);

• ваятель человека (создавая все ценности человеческого бытия, высту­
пая в качестве субъекта общественного развития, приобщая к труду
общество в целом, человек развивает и самого себя: приобретает зна­
ния и профессиональные навыки, формирует навыки общения и взаи­
модействия);

• сила, открывающая человечеству путь к свободе (дающая людям воз­
можность заранее учитывать все более отдаленные естественные и
общественные последствия своих действий).

Следует отметить, что последняя функция как бы резюмирует все предыдущие, ибо именно в труде и с помощью труда общество познает как законы своего развития, так изаконы природы. Что касается других функций, то они как бы подготавливают реализацию свободотворческой функции труда.

По мере развития научно-технического и социального прогресса отно­шения между функцией труда как создателем общественного богатства и человекотворческой функцией становятся все более гармоничными. Это объясняется тем, что количество и качество продуктов труда, техниче­ское совершенство, экономическая эффективность общественного произ­водства все в большей степени зависят от применения в производстве достижений науки, воплощенных в живом и овеществленном труде. Ка­тегория «содержание труда» выражает профессиональную принадлеж­ность труда, состав выполняемых работ, их сложность, последователь­ность выполнения.

Содержание труда

Содержание труда — это функциональные особенности конкретного вида трудовой деятельности, обусловленные предметом труда, средства­ми труда и формой организации производственного процесса. Эти осо­бенности охватывают степень ответственности и сложности труда, уро­вень технических возможностей, соотношение исполнительских функ­ций, уровень технической оснащенности, степень разнообразия трудовых функций и т. д.

Содержание труда предъявляет определенные требования к образова­нию, квалификации, способностям индивида. Это ключевой фактор, ха­рактеризующий возможности развития и самореализации личности в процессе труда. Он влияет на отношение к труду и удовлетворенность им, на степень интереса к труду, на текучесть кадров и уровень произво­дительности труда.

Содержание труда выражает распределение функций на рабочем мес-

Глава 3. Труд как сфера жизнедеятельности и основной фактор производства 51

Значение труда в развитии человека - student2.ru те и определяется совокупностью выполняемых операций, показывает уровень развития производительных сил. Каждая ступень развития про­изводительных сил предъявляет свои требования к труду, создает пред­посылки для формирования определенного типа работника, изменяет со­отношение занятых трудом различного содержания.

Происходящие в современных условиях преобразования в экономике, средствах и предметах труда требуют повышения профессиональной подготовки работников. Это связано с усложнением содержания труда, которое отражает взаимодействие человека и орудий труда в процессе трудовой деятельности и представляет собой состав трудовых функ­ций — совокупность выполняемых работником действий, их соотноше­ние и взаимосвязь.

При анализе содержания труда учитывается, что в процессе труда осуществляются следующие функции:

• логическая, связанная с определением цели и подготовкой системы
необходимых трудовых операций;

• исполнительская — приведение средств труда в действие различными
способами в зависимости от состояния производительных сил и непо­
средственное воздействие на предметы труда;

• регистрация и контроль — наблюдение за технологическим процессом,
ходом выполнения намеченной программы;

• регулирование — корректировка, уточнение заданной программы. Каж­
дая из перечисленных функций может присутствовать в той или иной
степени в труде отдельного работника, но непременно свойственна
совокупному труду. В зависимости от преобладания тех или иных
функций в трудовой деятельности человека определяется сложность
труда, складывается конкретное соотношение функций умственного и
физического труда.

Многообразие содержания труда обусловливает распределение функ­ций между людьми, обрабатывающими предметы труда. Такими функци­ями являются:

• методологическая, заключающаяся в применении и развитии методов
познания, в основе которых лежат объективные законы природы и
общества;

• идеологическая, направленная на создание системы политических, пра­
вовых, нравственных, эстетических, философских взглядов и идей,
распространяемых через печать и публичные выступления;

• воспитательная, направленная на подготовку людей к выполнению
задач социального и экономического характера путем целенаправлен­
ного воздействия на них, обеспечивающего формирование их личнос­
ти в нужном направлении;

• напправляющая, состоящая в организации планов и программ ускоре-

 
  Значение труда в развитии человека - student2.ru

Раздел 1. Труд как основа развития общества и фактор производства

Значение труда в развитии человека - student2.ru ния социально-экономического развития страны за счет привлечения к их выполнению всех членов общества;

• планирующая, состоящая в опережающем постижении развития объек­
тивных явлений на основе научности познания, обсуждения и провер­
ки динамики развития событий;

• информационная, заключающаяся в пропаганде взглядов людей, пла­
нов, методов их реализации, основных положений через средства мас­
совой информации, систему образования, культуру;

• управленческая, заключающаяся в реализации планов и директив вы­
шестоящих органов;

• исполнительская, представляющая точное исполнение должностных
инструкций, юридических прав, технологии работы, уставных требова­
ний.

Главные факторы, изменяющие содержание труда, — развитие средств производства, научно-технический прогресс, преобразование тех­ники и технологии производства. Под действием этих факторов труд постепенно освобождается от ограничений, сдерживающих человеческие возможности. Человек со своими способностями и навыками к труду по-прежнему остается главным элементом производства, но содержание труда меняется. Оно реализуется в действия по приложению научных знаний, осуществлению контроля и регулирования в точном соответ­ствии с требованиями достижений науки и техники.

По содержанию различают: труд в сфере материального производства, в сфере услуг, в сфере науки, культуры и искусства, в других сферах; труд в отдельных отраслях материального и нематериального произ­водств, например, труд в машиностроении, в легкой и пищевой промыш­ленности, в строительстве, в сельском хозяйстве, на транспорте и т. д.; труд по видам деятельности — труд предпринимателя, руководителя, администратора, специалиста, служащего, ученого, инженера, рабочего, фермера и т. п.; наконец, труд по профессиям и специальностям. Содер­жание труда, например, инженера-технолога, слесаря-сборщика, тракто­риста-комбайнера, художника, музыканта, продавца, научного работника, бухгалтера и т. д. может быть строго обозначено путем описания отличи­тельных особенностей каждого вида деятельности.

Характер труда

Экономическая наука, рассматривая процесс общественного развития, выделяет в нем периоды не только по уровню развития производитель­ных сил (характеру орудий труда), но и по форме их применения (харак­теру отношений людей в процессе создания материальных благ и услуг).

Общественное разделение труда привело к обособлению различных видов трудовой деятельности в самостоятельные сферы. И, в первую

Глава 3- Труд как сфера жизнедеятельности и основной фактор производства 53

очередь, в физический и умственный труд. С развитием мануфактуры разделение труда на умственный и физический происходило уже непо­средственно на производстве. Крупное машинное производство, углуб­ляя общественное разделение труда, отделив производителя от средств производства, превратило его в исполнителя, лишенного возможности проявлять свою общественную волю.

Сложная кооперация труда предполагает его разделение, когда в еди­ном производственном процессе объединяются различные, но взаимосвя­занные конкретные виды труда. В современном труде между отдельными работниками утверждаются определенные производственные отношения, прежде всего отношения кооперации и разделения труда.

Под характером труда понимается его социально-экономическая сто­рона, выражающая тип общественной организации труда и отношение к нему работников. Характер труда определяется системой производствен­ных отношений и зависит от степени развития материально-технической базы данного способа производства. При этом тип общественной органи­зации труда проявляется в способе соединения работников со средства­ми производства, в специфических формах разделения труда и его соци­альной структуре, во взаимосвязи отдельных видов труда.

Характер труда выражает степень развитости производственных от­ношений и раскрывает процесс взаимодействия человека с обществом.

К показателям характера труда относят:

• форму собственности;

• отношение работников к труду;

• отношения распределения произведенных продуктов и услуг;

• степень социальных различий в процессе труда.

В рыночной экономике различают две формы собственности: государ­ственную и негосударственную. Государственная собственность как сис­тема отношений обеспечивает жизнеспособность всей экономической системы. К негосударственной относится частная собственность со всеми модификациями, т. е. акционерная, кооперативная, корпоративная и т. п.

Отношение к труду выражает связь между работником и трудом по поводу производства и распределения материальных и духовных благ. Оно представляет собой объективную категорию, которая выражает ти­пичные отношения между людьми по поводу их совместного участия в производстве и проявляется через взаимосвязь основных социальных Функций труда: как средства к жизни, способа самовыражения и разви­тия личности, критерия положения человека в обществе. Вместе с тем

это сложное социальное явление, которое определяется различными

факторами, в том числе оплатой труда, условиями труда, его организаци-

ей, содержанием, взаимоотношениями в трудовом коллективе, стилем

Руководства, а также системой семейного и школьного воспитания и т. д.

Отношения распределения — это отношения между людьми по поводу

           
    Значение труда в развитии человека - student2.ru
    Значение труда в развитии человека - student2.ru
 
  Значение труда в развитии человека - student2.ru
 

Раздел 1. Труд как основа развития общества и фактор производства

определения доли каждого члена общества в созданном продукте. Эти отношения играют огромную роль в общественном хозяйстве, так как люди, вступающие в производственный процесс, вкладывающие в него свой труд или капитал, хотят получить определенные доходы. Поэтому распределительные отношения лежат в основе создания системы стиму­лов для участия в производственном процессе. Кроме того, распределе­ние определяет возможность достижения социально-экономических це­лей развития общества, позволяет влиять на уровень удовлетворения потребностей.

Значение труда в развитии человека - student2.ru Отношения распределения, как и вся система производственных отно­шений, зависят от отношений собственности. Распределение доходов строится на том, что каждый собственник факторов производства полу­чает свой доход в зависимости от спроса и предложения на тот или иной фактор производства и от предельной производительности каждого фак­тора. Собственники рабочей силы, участвующие в производственном процессе, получают доход в зависимости от того, какую работу они вы­полняют икак они это делают, т. е. основным критерием распределения выступает труд. Доход собственников средств производства и денежного капитала определяется размером собственности и условиями ее реализа­ции. Поэтому в основе распределения в рыночной экономике лежит рас­пределение по труду и капиталу.

В процессе трудовой деятельности происходит производственное взаи­модействие работников друг с другом. Такое взаимодействие осущест­вляется между работниками смежных рабочих мест, основными и вспо­могательными работниками, руководителями и подчиненными. Взаимо­действие работников в процессе труда имеет и социальную сторону, т. е. взаимодействие между разными социальными группами, различающи­мися по полу, возрасту, стажу работы, образованию, семейному положе­нию и т. д. Социальная структура работников влияет на характер произ­водственного взаимодействия между ними.

Различают следующие разновидности труда: свободный и подневоль­ный; личный и общественный; индивидуальный и коллективный; содер­жательный и бессодержательный; умственный и физический; творческий и рутинный; престижный и не престижный; разной степени тяжести и вредности; напряженный и ненапряженный и др.

Характер труда определяют размеры и своеобразие расходования ра­бочей силы, факторы внешней среды, особенности технологического про­цесса. Расходование человеком нервной и мускульной энергии в боль­ших количествах находит проявление в развитии отрицательных состо­яний: переутомлении, эмоциональном стрессе, повышенной психической напряженности, тревожности, отсутствии мотиваций.

Содержание и характер труда тесно связаны между собой, так как выражают различные стороны одной и той же трудовой деятельности.

Глава 3- Труд как сфера жизнедеятельности и основной фактор производства 55

Значение труда в развитии человека - student2.ru Кроме того, они влияют на активность человека во внерабочее время, развитие его творческих способностей, структуру потребления, ритм жизни, способ проведения свободного времени.

Наши рекомендации