Раздел 2. Третейское разбирательство в России

Занятие 29. Третейский суд

1. Понятие третейского суда и третейского разбирательства.

2. Правила третейского разбирательства.

3. Взаимодействие третейского суда с компетентным судом.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие третейского суда.

2. Правовое регулирование третейского разбирательства.

3. Значение и преимущества третейского разбирательства.

4. Порядок избрания состава третейского суда.

5. Требования к третейским судьям.

6. Содержание соглашения о передаче спора в третейский суд.

7. Принципы третейского разбирательства.

8. Порядок рассмотрения споров в третейском суде.

9. Содержание решения третейского суда.

10. Исполнение решений третейских судов.

11. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов.

12. Производство по делам о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.

Темы рефератов

1. Понятие третейского суда.

2. Преимущества третейского разбирательства.

3. Требования к кандидатурам третейских судей.

4. Принципы третейского разбирательства.

5. Исполнение решений третейских судов.

6. Оспаривание решений третейских судов.

Практическое задание

Составить в тетради для практических занятий образец третейской оговорки.

Литература

Основная литература

1. Гражданское процессуальное право: Учебник / Под ред. М.С. Шакарян. М., 2004. С. 556-572.

2. Комментарии к ГПК РФ (постатейный, научно-практический) / Под ред. М.А. Викут. М., 2003. С. 764-794.

3. Практикум по гражданскому процессу: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.В. Яркова, А.Г. Плешанова. М., 2004. С. 270-276.

4. Гражданский процесс: Учебник / Под ред. В.А. Мусина, Н.А. Чечиной, Д.М. Чечота. М., 2003. Гл. 25.

5. Учебник гражданского процесса / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2003. С. 690-711.

Дополнительная литература

1. Виноградова Е.А. Третейский суд. Законодательство. Практика. Комментарии. М., 1997.

2. Зайцев А.И., Кузнецов Н.В., Савельева Т.А. Негосударственные процедуры урегулирования правовых споров. Саратов, 2000. Гл. 5-7.

3. Кейлин А.Д. Судопроизводство и гражданский процесс капиталистических государств. Часть третья. Арбитраж. М., 1961.

4. Комаров А. Рассмотрение споров по внешнеторговым сделкам // Хозяйство и право. 1991. № 8.

5. Нешатаева Т.Н. Международный гражданский процесс. М., 2001.

6. Носырева Е.И. Альтернативное разрешение гражданско-правовых споров в США. Воронеж, 1999.

7. Сборник международных договоров РФ по оказанию правовой помощи. М., 1996.

Раздел 3. Нотариальная форма защиты законных интересов

Занятие 30. Основы знаний о нотариате

1. Понятие и компетенция нотариата.

2. Общие правила совершения нотариальных действий.

3. Основные группы нотариальных действий.

Вопросы для обсуждения

1. Основные источники законодательства о нотариате.

2. Понятие нотариата и его задачи.

3. Компетенция нотариальных органов.

4. Место, сроки совершения нотариальных действий, их отложение и приостановление.

5. Установление личности, проверка документов.

6. Ограничения в праве совершения нотариальных действий.

7. Оспаривание нотариальных действий.

8. Нотариальные действия по удостоверению бесспорного права.

9. Нотариальные действия по удостоверению бесспорных фактов.

10. Нотариальные действия по приданию долговым и платёжным документам исполнительной силы.

11. Охранительные нотариальные действия.

Темы рефератов

1. Понятие, задачи и компетенция нотариата.

2. Понятие нотариата латинского типа.

3. Общие правила совершения нотариальных действий.

4. Нотариальные действия по удостоверению бесспорного права.

5. Нотариальные действия по удостоверению бесспорных фактов.

6. Нотариальные действия по приданию долговым и платёжным документам исполнительной силы.

7. Охранительные нотариальные действия.

8. Является ли нотариат «превентивным правосудием»?

Литература

Основная литература

1. Гражданское процессуальное право: Учебник / Под ред. М.С. Шакарян. М., 2004. С. 673-689.

2. Практикум по гражданскому процессу: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.В. Яркова, А.Г. Плешанова. М., 2004. С. 250-269.

3. Гражданский процесс: Учебник / Под ред. В.А. Мусина, Н.А. Чечиной, Д.М. Чечота. М., 2003. Гл. 26.

4. Учебник гражданского процесса / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2003. С. 673-689.

Дополнительная литература

1. Аргунов В.Н. Комментарий к Основам законодательства РФ о нотариате. М., 1996.

2. Жуйков В. Нотариат как институт превентивного правосудия: неиспользованные возможности // РЮ. 1997. № 5.

3. Зайцева Т.И., Галеева Р.Ф., Ярков В.В. Настольная книга нотариуса: В 2 т. М., 2000.

4. Правовые основы нотариальной деятельности / Под ред. В.Н Аргунова. М., 1994.

5. Репин В.С. Настольная книга нотариуса. М., 1994.


Рекомендации по организации самостоятельной работы

Студентов

Без эффективного использования времени, отведённого на самостоятельную работу студентов, в том числе и под руководством преподавателя, добиться качества в профессиональной подготовке юриста будет затруднительно. Основной объём часов самостоятельной работы студенты затрачивают на подготовку к семинарским (практическим занятиям).

Следует выделить три основных вида самостоятельной работы при подготовке студентов к семинарским занятиям:

1. Самостоятельное изучение теории гражданского процессуального права.

2. Самостоятельное решение задач.

3. Самостоятельное составление процессуальных документов.

Самостоятельной изучение теории гражданского процессуального права. Рекомендуется внимательно ознакомиться с основной и дополнительной литературой. Необходимо внимательно изучить нормативные источники по теме. В первую очередь соответствующие раздел, главу, статьи ГПК РФ (в актуальной редакции[1]), регулирующие соответствующий гражданский процессуальный институт. При этом следует помнить, что для уяснения смысла положений ГПК РФ (как и других федеральных законов) следует не только буквально толковать содержание соответствующей нормы, но и в системе с другими нормами ГПК РФ.

Уровень подготовки студента не всегда позволяет ему правильно разобраться в содержании той или иной нормы. Поэтому, одним из наиболее эффективных источников самостоятельной подготовки являются комментарии к действующему законодательству. Именно там даются разъяснения по поводу гражданских процессуальных норм и их практического применения.

В настоящее время наука гражданского процессуального права достаточно широко представлена в литературных изданиях. В этой связи студенту необходимо помнить, что в науке данной отрасли права традиционно наиболее известными и уважаемыми школами являются исследования ученых–процессуалистов г.г. Екатеринбурга, Москвы, Санкт – Петербурга и Саратова.

При выборе литературы, необходимо ориентироваться, прежде всего, на издания под редакцией таких ученых, как: А.Т. Боннер; М.А. Викут; Г.А. Жилин; В.М. Жуйков; О.В. Исаенкова; Г.Л. Осокина; Ю.А. Попова; И.В. Решетникова; М.К. Треушников; Л.В. Туманова; Н.С. Чечина; В.М. Шерстюк; В.В. Ярков.

Изучение вопроса обычно начинается с приведения определения правового понятия (некоторые авторы в учебниках и учебных пособиях выводят определения правовых понятий в конце рассматриваемого вопроса) определенного правового института. Основные определения правовых понятий гражданского процессуального права следует учить. Для того чтобы быстрее запомнить определение, необходимо выучить родовое понятие и его отличительные признаки.

Например, судебный приказ – судебное постановление (родовое понятие), вынесенное судьей единолично (отличительный признак) на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника (отличительный признак) по требованиям, предусмотренным ст. 122 ГПК РФ (отличительный признак).

Для более глубокого изучения сущности и содержания правовых явлений недостаточно будет одних лекций и учебных пособий, поэтому целесообразно при самостоятельной подготовке использовать и монографическую литературу, статьи, посвященные отдельным правовым институтам. При этом искать литературу по теме студент может сам в методических пособиях, библиографических (тематических) списках библиотек, так и обратившись к преподавателю (лектору или преподавателю, ведущему практические занятия).

Рекомендуется также обращаться к федеральным (федеральным конституционным) законам («О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», «О мировых судьях в Российской Федерации», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и др.). По некоторым темам при подготовке к практическим занятиям следует использовать постановления Пленума Верховного суда РФ («О судебном решении», «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ», «О практике применения судами РФ ТК РФ» и др.), разъясняющие порядок толкования и применения положений ГПК и других федеральных законов.

Следует иметь в виду, что нередко вопросы, рассматриваемые на практическом занятии носят дискуссионный характер. С целью выяснения различных точек зрения по таким вопросам рекомендуется изучить несколько источников. Например, позиция, по теме «Гражданская процессуальная ответственность», изложенная Н.В. Кузнецовым (См.: Гражданский процесс России. Учебник / Под ред. М.А. Викут. М., 2005) существенно отличается от позиции В.В. Молчанова (См.: Гражданский процесс. Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2003).

При самостоятельной подготовке не надо учить наизусть вопрос (кроме определений правовых понятий, которые нужно знать), а понять его и уметь раскрыть его содержание в доступной для других форме. Для этого рекомендуется ответ предварительно повторить.

Если при самостоятельном изучении определенной темы у студента возникнут затруднения, вопросы, то следует обратиться к преподавателю за разъяснением (на консультации, до начала практического занятия).

Самостоятельное решение задач. Приступая к решению задач, необходимо изучить все теоретические вопросы темы. Решение задач имеет целью закрепить теоретические знания и выработать навыки практического применения полученных теоретических знаний. Следует внимательно прочитать условия задачи, обращая внимание на все детали условия задачи. При решении некоторых задач обязательным является использование нормативных актов помимо ГПК РФ, в противном случае решение будет неполным.

Решение должно быть четким, исчерпывающим и по возможности кратким. Помимо ссылки на конкретную норму следует раскрыть ее содержание и действие применительно к конкретной ситуации, приведенной в задаче.

При решении задач необходимо в первую очередь обращать внимание на процессуальные вопросы и не углубляться в поиск ответов, касающихся норм материального права.

При решении задачи в письменной форме (для решения задач студент должен завести специальную тетрадь) необходимо ответить на все поставленные в задаче вопросы с обязательной ссылкой на норму закона. Сокращения не допускаются, кроме общепринятых.

Самостоятельное составление процессуальных документов. Отдельные планы семинарских (практических) занятий содержат задания по подготовке процессуальных документов. Прежде чем изготовить проект процессуального документа необходимо изучить требования к этому процессуальному документу, установленные ГПК РФ, либо иными федеральными законами (например, ст.ст. 185-189 ГК РФ устанавливают определенные требования к доверенности). Если существует возможность, можно ознакомиться с формой процессуального документа в реальных условиях (в материалах гражданских дел, у практических работников), либо в сборниках процессуальных документов[2].

Важное место при проведении практических занятий отводится реферату, от его темы зависит ход занятия и время, отведенное на его обсуждение. Тема реферата, как правило, не должна дублировать вопросы семинарского занятия, а дополнять или углублять их. Если в реферате раскрывается центральная проблема данного занятия, то оно начинается с заслушивания студента, подготовившего реферат, а дальнейшее время посвящается раскрытию вопросов темы, решению задач. Реферат может быть посвящен и отдельному вопросу темы, уяснение которого позволяет, с точки зрения преподавателя, представляет для студентов определенные трудности. В этом случае заслушивание реферата должно предшествовать обсуждению данного вопроса. В реферате может быть отражен уровень разработанности в теории гражданского процессуального права рассматриваемой на занятии проблемы. Подобные рефераты целесообразно заслушивать в конце занятия, когда отработаны все основополагающие вопросы темы. На заслушивание реферата и его обсуждение отводится 10-15 минут.

Кроме подготовки к семинарским занятиям студентам юридического факультета по курсу «Гражданское процессуальное право» рекомендуются и другие формы самостоятельной работы:

– самостоятельное или по договорённости посещение судебных заседаний;

– исследовательская работа (участие в работе научных кружков, ознакомление с обзорами судебной практики, выполнение курсовой, дипломной работы);

– подготовка к зачетам и экзаменам (повторение и закрепление ключевых проблем курса, выведение общих и специальных правил гражданского процесса и их обоснование, обращение к фактам из местной судебной практики, отслеживание последних изменений в гражданско-процессуальном законодательстве РФ);

– подготовка вопросов для проведения собеседования со специалистами по гражданскому процессу.


Содержание самостоятельной работы

Наши рекомендации