Динамика относительных цен на энергоресурсы в долларах по ППС в России
Относительные цены | Изменение, % | ||
Август 1998 г. | Июнь 2000 г. | ||
Электроэнергия для промышленных потребителей, мВт.ч. | 51,8 | ||
Газ для электростанций, тыс. м3 | 50,4 | 51,3 | |
Уголь энергетический, т. | 36,3 | 71,2 | |
Сырая нефть, т. | |||
Мазут, т. | |||
Дизельное топливо, т. | |||
Бензин Автомобильный, т | |||
ППС, руб./долл. | 8,5 |
Известно, что в сентябре 2000г. в Западной Европе и США разразился энергетический кризис. В Англии. Франции, Германии бастовали водители грузовиков, требовавшие снижения цены на бензин, в частности, налога, который составляет 70-80% от ее уровня. В США было принято решение открыть стратегические запасы нефти на отопительный сезон, чтобы избежать многократного повышения цен на топливо, используемое для обогрева жилищ. Такие запасы открывались до этого лишь в 1991г., в период войны в Персидском заливе. Стратегические резервы США составляют сейчас 570 млн. баррелей при максимальном объеме 700 млн.; они были созданы в 1973г. после нефтяного кризиса.
Между тем, как в России, относительные внутренние цены (по ППС) на электроэнергию в Западной Европе и США снизились, а на энергетический уголь в 2000г. по сравнению с 1998 г. изменились незначительно. Природный газ подорожал, но в меньшей степени, чем нефтепродукты.
В условиях кризиса, падения производства и жизненного уровня населения мощности ТЭКа позволяют обеспечивать потребности в топливе и энергии с минимальными капитальными затратами. Однако, когда экономика заметно оживляется, нехватка мощностей по производству энергоресурсов скажется уже в ближайшее время.
Наиболее рациональный путь решения такой проблемы – в разработке и реализации малозатратных, а затем и более капиталоемких мероприятий по энергосбережению. Для экономии 1т условного топлива необходимо в 2-3 раза меньше инвестиций, чем на его дополнительную добычу и перевозку. По некоторым оценкам, только за счет совершенствования организационных форм и хозяйственного механизма можно сэкономить не менее 10-15% от суммарного энергопотребления.
Важнейшим условием для энергосберегающих мероприятий является высокий уровень относительных цен на энергоресурсы. Но это не значит, что энергоемкость снизится в результате рыночной стихии. Высокие цены и тарифы – недостаточная, но необходимая предпосылка для энергосбережения. Опыт многих стран показывает, что едва ли не главную роль в энергоемкости должны играть государство, региональные администрации и муниципалитеты.
Для России, использующей большую часть энергоресурсов на свои нужды, мало приемлема увязка национальных цен с мировыми, подверженным значительным колебаниям (как в конвертируемой валюте, так и особенно в пересчете на рубли, т.е. при этом их неустойчивость и непредсказуемость зависят еще и от колебаний обменного курса рубля). Общий уровень и соотношение цен на энергоносители должны зависеть от затрат на их производство и транспортировку и потребности в капиталовложениях, т.е. необходимо обеспечить стабильность относительных цен по отношению к их общему уровню.
В заключении следует еще раз указать на то, что характер продукции ТЭК делает ее идеальным объектом для контроля и регулирования ценовых соглашений или централизованно установленных цен, а также применения оптимизированных расчетов.
Внутренние цены на энергоносители и финансовые потоки, проходящие через топливно-энергетические компании, нуждаются в контроле и регулировании государством. Внутренние цены на энергоресурсы должны быть защищены от резких колебаний мировых цен и обменного курса рубля. Это не означает их полной независимости. Они должны стимулировать адаптацию отечественных производителей и потребителей к мировой конъюнктуре. Однако слишком сильные колебания могут оказывать разрушительное воздействие на производственный потенциал как топливно-энергетических отраслей, так и их потребителей, создавать неприемлемо высокие риски для инвесторов, приводить к преждевременному истощению месторождений и т.д. Разумное использование природных ресурсов, находящихся в собственности государства, требует поддержания оптимального общего уровня и рациональных соотношений цен на энергоресурсы, сформированных с учетом долгосрочных последствий (в частности, сроков истощения старых месторождений и освоения новых). Частные же компании руководствуются главным образом не народнохозяйственными, а коммерческими интересами, и цены, складывающиеся на рынке, зачастую отражают только конъюнктурные или политические факторы.
Топливно-энергетические отрасли носят инфраструктурный характер, затраты на их продукцию оказывают на большинство производств, а также коммунальный сектор такое же влияние, как налоговая система, формируя среду, в которой живут предприятия и население.
Электроэнергетика, газовая и нефтяная промышленность производят небольшое число однородных и стандартизированных товаров (это касается топливной части продукции нефтепереработки). Свободные цены на электроносители в этих условиях не могут быть инструментом конкуренции. Они должны регулироваться государством наряду и в комплексе с налоговой системой с учетом потребностей в финансовых средствах и возможностей как производителей (ТЭК), так и основных потребителей энергоресурсов. Сближение статуса энергетических цен с налогами (с учетом возможностей плательщиков и потребности получателей) поможет также решить проблему неплатежей и неденежных расчетов, которые снижают эффективность работы топливно-энергетических компаний. Для регулирования цен на электроэнергию и топливо может быть использован механизм принудительного картелирования (с участием основных потребителей и представителей государства).
Совершенствование системы цен на топливо и тарифов на электроэнергию должно быть направлено на создание взаимосвязанной системы цен и тарифов, обеспечивающий эффективность добычи и использования ТЭР, ориентированной на достижение наибольшего конечного народнохозяйственного результата как для предприятий производителей, так и для предприятий–потребителей топливно-энергетических ресурсов. При этом система цен на ТЭР должна учитывать практически полную взаимозаменяемость отдельных видов первичных ТЭР.