Динамика относительных цен на энергоресурсы в долларах по ППС в России

  Относительные цены Изменение, %
Август 1998 г. Июнь 2000 г.
Электроэнергия для промышленных потребителей, мВт.ч. 51,8
Газ для электростанций, тыс. м3 50,4 51,3
Уголь энергетический, т. 36,3 71,2
Сырая нефть, т.
Мазут, т.
Дизельное топливо, т.
Бензин Автомобильный, т
ППС, руб./долл. 8,5

Известно, что в сентябре 2000г. в Западной Европе и США разразился энергетический кризис. В Англии. Франции, Германии бастовали водители грузовиков, требовавшие снижения цены на бензин, в частности, налога, который составляет 70-80% от ее уровня. В США было принято решение открыть стратегические запасы нефти на отопительный сезон, чтобы избежать многократного повышения цен на топливо, используемое для обогрева жилищ. Такие запасы открывались до этого лишь в 1991г., в период войны в Персидском заливе. Стратегические резервы США составляют сейчас 570 млн. баррелей при максимальном объеме 700 млн.; они были созданы в 1973г. после нефтяного кризиса.

Между тем, как в России, относительные внутренние цены (по ППС) на электроэнергию в Западной Европе и США снизились, а на энергетический уголь в 2000г. по сравнению с 1998 г. изменились незначительно. Природный газ подорожал, но в меньшей степени, чем нефтепродукты.

В условиях кризиса, падения производства и жизненного уровня населения мощности ТЭКа позволяют обеспечивать потребности в топливе и энергии с минимальными капитальными затратами. Однако, когда экономика заметно оживляется, нехватка мощностей по производству энергоресурсов скажется уже в ближайшее время.

Наиболее рациональный путь решения такой проблемы – в разработке и реализации малозатратных, а затем и более капиталоемких мероприятий по энергосбережению. Для экономии 1т условного топлива необходимо в 2-3 раза меньше инвестиций, чем на его дополнительную добычу и перевозку. По некоторым оценкам, только за счет совершенствования организационных форм и хозяйственного механизма можно сэкономить не менее 10-15% от суммарного энергопотребления.

Важнейшим условием для энергосберегающих мероприятий является высокий уровень относительных цен на энергоресурсы. Но это не значит, что энергоемкость снизится в результате рыночной стихии. Высокие цены и тарифы – недостаточная, но необходимая предпосылка для энергосбережения. Опыт многих стран показывает, что едва ли не главную роль в энергоемкости должны играть государство, региональные администрации и муниципалитеты.

Для России, использующей большую часть энергоресурсов на свои нужды, мало приемлема увязка национальных цен с мировыми, подверженным значительным колебаниям (как в конвертируемой валюте, так и особенно в пересчете на рубли, т.е. при этом их неустойчивость и непредсказуемость зависят еще и от колебаний обменного курса рубля). Общий уровень и соотношение цен на энергоносители должны зависеть от затрат на их производство и транспортировку и потребности в капиталовложениях, т.е. необходимо обеспечить стабильность относительных цен по отношению к их общему уровню.

В заключении следует еще раз указать на то, что характер продукции ТЭК делает ее идеальным объектом для контроля и регулирования ценовых соглашений или централизованно установленных цен, а также применения оптимизированных расчетов.

Внутренние цены на энергоносители и финансовые потоки, проходящие через топливно-энергетические компании, нуждаются в контроле и регулировании государством. Внутренние цены на энергоресурсы должны быть защищены от резких колебаний мировых цен и обменного курса рубля. Это не означает их полной независимости. Они должны стимулировать адаптацию отечественных производителей и потребителей к мировой конъюнктуре. Однако слишком сильные колебания могут оказывать разрушительное воздействие на производственный потенциал как топливно-энергетических отраслей, так и их потребителей, создавать неприемлемо высокие риски для инвесторов, приводить к преждевременному истощению месторождений и т.д. Разумное использование природных ресурсов, находящихся в собственности государства, требует поддержания оптимального общего уровня и рациональных соотношений цен на энергоресурсы, сформированных с учетом долгосрочных последствий (в частности, сроков истощения старых месторождений и освоения новых). Частные же компании руководствуются главным образом не народнохозяйственными, а коммерческими интересами, и цены, складывающиеся на рынке, зачастую отражают только конъюнктурные или политические факторы.

Топливно-энергетические отрасли носят инфраструктурный характер, затраты на их продукцию оказывают на большинство производств, а также коммунальный сектор такое же влияние, как налоговая система, формируя среду, в которой живут предприятия и население.

Электроэнергетика, газовая и нефтяная промышленность производят небольшое число однородных и стандартизированных товаров (это касается топливной части продукции нефтепереработки). Свободные цены на электроносители в этих условиях не могут быть инструментом конкуренции. Они должны регулироваться государством наряду и в комплексе с налоговой системой с учетом потребностей в финансовых средствах и возможностей как производителей (ТЭК), так и основных потребителей энергоресурсов. Сближение статуса энергетических цен с налогами (с учетом возможностей плательщиков и потребности получателей) поможет также решить проблему неплатежей и неденежных расчетов, которые снижают эффективность работы топливно-энергетических компаний. Для регулирования цен на электроэнергию и топливо может быть использован механизм принудительного картелирования (с участием основных потребителей и представителей государства).

Совершенствование системы цен на топливо и тарифов на электроэнергию должно быть направлено на создание взаимосвязанной системы цен и тарифов, обеспечивающий эффективность добычи и использования ТЭР, ориентированной на достижение наибольшего конечного народнохозяйственного результата как для предприятий производителей, так и для предприятий–потребителей топливно-энергетических ресурсов. При этом система цен на ТЭР должна учитывать практически полную взаимозаменяемость отдельных видов первичных ТЭР.


Наши рекомендации