Организация обучения персонала
Процесс обучения человека продолжается всю его сознательную жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, техникумах, колледжах, вузах; вторичное — в институтах и на факультетах повышения квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, на специально организованных курсах и семинарах, в организациях и т. п. Целью обучения является получение образования.
Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду. Образование делится на общее и профессиональное и должно осуществляться непрерывно, а его уровень обусловливается требованиями производства, научно-техническим и культурным уровнем, а также общественными отношениями.
Непрерывное образование — процесс и принцип формирования личности, предусматривающий создание таких систем образования, которые открыты для людей любого возраста и поколения, способствуют их постоянному развитию, вовлекают в непрерывный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами поведения (общения). Непрерывное образование предусматривает повышение квалификации, переподготовку при изменяющихся условиях, стимулирует постоянное самообразование.
Профессиональное образование как процесс — одно из звеньев единой системы непрерывного образования, а как результат — подготовленность человека к определенному виду трудовой деятельности профессии, подтвержденная документом (аттестатом, дипломом, свидетельством) об окончании соответствующего учебного заведения.
В Республике Беларусь получение профессионального образования обеспечивает система учебных заведений, включающая в себя учреждения начального и среднего профессионального образования, высшие учебные заведения, институты и факультеты повышения квалификации и переподготовки кадров, учебные центры, специальные курсы и семинары. Профессиональное образование осуществляется как на основе государственных образовательных стандартов по подготовке специалистов, так и с использованием гибких учебных программ.
Обучение персонала — основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно, систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т. п. Как показывают исследования, успех программы профессионального обучения на 80 % зависит от ее подготовки и только на 20 % — от желания и способности обучающихся.
Различаются три вида обучения: подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров.
Подготовка кадров — планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способов общения для всех областей человеческой деятельности.
Повышение квалификации кадров — обучение кадров в целях совершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.
Переподготовка кадров — обучение кадров в целях освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.
Обучение требуется в трех случаях:
1) когда человек поступает на предприятие;
2) когда эксперты установят, что у работника не хватает необходимых знаний и навыков;
3) когда его назначают на новую должность.
Обучение персонала должно отвечать следующим требованиям:
быть добровольным; обучаемый должен быть заинтересован в результатах обучения, для чего следует ознакомиться с перспективами, открывающимися перед ним после освоения новых областей деятельности и ощутить связь между уровнем квалификации и удовлетворенностью труда; обучаемый должен знать, что рабочее место в фирме гарантируется только высокопрофессиональным работникам, а совершенствующихся работников администрация поддерживает морально и материально; преподаватель должен замечать малейшие успехи обучаемых и хвалить их за это; процесс обучения сложным навыкам должен разбиваться на последовательные этапы — от простого к более сложному; обучение должно быть непрерывным и охватывать всех работников предприятия, но начинать его необходимо с руководителей высшего звена, которым следует активно поддерживать обучающие программы; на различных уровнях управления обучение должно проводиться по разным программам; методы обучения должны быть разнообразными и эффективными на всех уровнях управления и соответствовать целям фирмы; теория должна дополняться практикой в реальной обстановке.
Обучение можно осуществлять на предприятии или вне его в различных формах (табл. 1).
Семинары могут быть организованы внутри организации, специально для ее сотрудников. Такие семинары называют закрытыми или внутрифирменными (корпоративными).
Таблица 1. Классификация форм организации обучения
Количество участников | Режим обучения | Место организации обучения | ||
внутри организации | вне организации | |||
внутренний поставщик | внешний поставщик | |||
Групповое обучение | С отрывом от работы | Закрытые семинары | Закрытые семинары | Открытые семинары |
Конференции | ||||
Без отрыва от работы | Техническая учеба | Курсы | Курсы | |
Индивидуальное обучение | С отрывом от работы | Стажировка | Стажировка | Образовательные программы |
Коучинг | Стажировка | |||
Без отрыва от работы | Вводное обучение, тех-ническая учеба | Самообучение, в том числе с помощью компьютера | Образовательные программы | |
Ротация/стажировка | Дистанционное обучение | |||
Наставничество | Консультирование | |||
Самообучение, в том числе с помощью компьютера | ||||
Дистанционное обучение |
Полезным может оказаться семинар, организованный какой-либо учебной или консультативной фирмой для специалистов различных организаций. Такой семинар называют открытым или сборным.
На предприятиях для вновь поступивших работников применяется вводное обучение, когда за ними закрепляются опытные, профессиональные специалисты, управляющие их адаптацией к новым условиям труда, помогающие им налаживать взаимодействие с необходимыми службами и принимающие затем решение о целесообразности использования их в данной или другой должности.
Краткосрочное обучение без отрыва от производства (техническую учебу) проходят лица: не имеющие профессии (выпускники школ); имеющие профессию, не пользующуюся спросом; решившие сменить профиль деятельности.
Такое обучение осуществляется за средства предприятия с помощью высококвалифицированных рабочих, которые проводят обучение учеников по тем, или иным специальностям непосредственно на рабочем месте. После завершения обучения ученик выполняет контрольную работу (пробу) и сдает экзамен комиссии на соответствующий тарифный разряд.
Растет популярность такой формы обучения, как самообучение. При этом, если раньше для самообучения можно было использовать только литературу, теперь доступны аудио- и видеоматериалы, компьютерные мультимедийные программы, а также возможности Интернета.
Основной чертой самостоятельного обучения является его индивидуальный характер. Обучающийся может определять темп обучения, число повторений, продолжительность занятия, т.е. контролировать важные параметры процесса обучения, являющиеся заданными при других методах. В то же время индивидуальный характер лишает самостоятельное обучение одного из важнейших условий эффективности — обратной связи (обучающийся предоставлен самому себе).
Иногда на предприятиях применяется такая форма обучения, как горизонтальная или вертикальная ротация (перемещение) кадров и последующая стажировка в новой должности, повышающая потенциал сотрудника и его шансы на повышение. По окончании стажировки проводится аттестация работника, с учетом результатов которой администрация принимает решение: оставить его в этой должности или переместить на другую.
Обучение с отрывом от производства характерно тем, что проводится, как правило, специалистом (преподавателем, тренером), не являющимся сотрудником данной организации. В связи с этим основной смысл организации обучения в такой форме заключается либо в том, чтобы получить извне новую информацию, знания, навыки, которые отсутствуют в организации, либо в том, чтобы провести обучение по методике, которой не владеют сотрудники организации.
Особой разновидностью обучения и развития сотрудников на рабочем месте является наставничество.
«Коучинг» — обучение на рабочем месте — новая система совершенствования кадров, позволяющая подчиненным обучаться без отрыва от работы посредством обсуждения и тренинга под руководством лидера.
Коучинг — форма взаимодействия более опытного сотрудника (наставника) с менее опытным (обучаемым сотрудником), которая отличается от обычного индивидуального обучения на рабочем месте в основном тем, что наряду и одновременно с обучением обучаемому даются дополнительные права и ответственность. Обучение при этом идет параллельно с процессом расширения обязанностей обучаемого сотрудника.
Заочное обучение не предполагает прямого контакта с преподавателем и именно в этом его основное отличие от выше рассмотренных видов обучения. Однако технология заочного обучения должна включать такие основные элементы, как подача нового материала, упражнения на его усвоение (закрепление) и контроль.
Более современной, динамичной формой заочного обучения, позволяющей решать широкий диапазон задач корпоративного обучения является так называемое дистанционное обучение.
Сотрудники, обучающиеся заочно, должны иметь достаточно высокий уровень обучаемости и самодисциплины, развитое чувство ответственности. Однако следует уточнить, что если заочное обучение проводится по инициативе и на средства организации, где работает учащийся, то организация может мотивировать его теми же средствами, что и при других формах обучения.
Преимущества обучения с отрывом от производства:
- обучение проводится, как правило, опытными преподавателями;
- используется наиболее современная информация и опыт других организаций;
- цена обучения может быть снижена за счет организации целевых групп и проведения закрытых семинаров;
- на открытых семинарах имеется возможность обменяться опытом с сотрудниками других организаций.
Недостатки обучения с отрывом от производства:
- обучение достаточно дорого, особенно при его организации в других городах;
- нередко изучается теория, а не практика;
- программа обучения на открытых семинарах может не полностью соответствовать потребностям обучаемых;
- формирование однородных целевых групп специалистов для проведения закрытых семинаров не всегда возможно;
- полезных сотрудников, особенно нуждающихся в обучении, трудно надолго отрывать от работы.
Очень важным видом занятий в корпоративном обучении является тренинг. В отечественной практике слово тренинг употребляется для обозначения двух понятий:
1) вид занятий, предназначенный для отработки необходимых рабочих навыков;
2) обучающий семинар.
Проблемно-проектный семинар (ППС) — особый вид группового взаимодействия, в ходе которого наряду с обучением участников реализуется ряд управленческих функций: постановка целей, планирование, организация работы по определенному направлению или проекту одного подразделения или группы подразделений, сотрудники которых участвуют в ППС.
Обучение руководителей низшего звена (бригадиров, мастеров) чаще всего производится в процессе их работы в таких должностях при помощи опытных руководителей, которые делятся своими секретами управления, объясняют, какое лучше принять решение в той или иной ситуации, какую литературу по управлению проработать и т. д. Успешно прошедшие обучение могут быть выдвинуты на пост управляющего среднего звена (заместителя или начальника цеха).
Обучение руководителей среднего звена может проводиться без отрыва от производства (на вечерних курсах) или с отрывом от производства (на дневных курсах, где обучаемые от недели до трех месяцев полностью посвящают себя занятиям). На таких курсах читаются не только лекции по управлению предприятием, но и используются методы активного обучения — разбор производственных ситуаций и деловые игры.
Аналогично обучаются руководители высшего звена с той лишь разницей, что их больше обучают умению решать стратегические задачи, налаживать контакты с подчиненными и деловыми партнерами, вести переговоры, изучать конъюнктуру рынка, оценивать степень риска при принятии решений и т. д.
Вне предприятия основными формами подготовки рабочих и специалистов являются:
- обучение в производственно-технических училищах (ПТУ) и приравненных к ним учебных заведениях;
- обучение в системе высшего и среднего специального образования: в университетах, академиях, институтах, техникумах и колледжах.
Обучение в вузах позволяет осуществлять двухуровневую подготовку: бакалавров и магистров.
Развивающийся рынок труда и диспропорции в подготовке работников отдельных профессий (избыток одних и дефицит других) вызывает необходимость переподготовки кадров — обучения другим профессиям и специальностям. Усложнившееся производство также требует, чтобы работники владели несколькими специальностями и при необходимости совмещали профессии. Это выгодно компаниям, поэтому многие из них (например, в США) вводят оплату за число специальностей, которые работник может использовать в своей деятельности.
В условиях рыночных отношений и появления множества предприятий нового типа актуален также вопрос переподготовки менеджеров на новых принципах:
- получения глубокого общего образования;
- замены информативной переподготовки на переподготовку с применением активных методов обучения;
- соизмерения расходов на обучение с последующими доходами и др.
Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения квалифицированных кадров.
1. Концепция специализированного обучения, ориентированного на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеющего отношение к соответствующему рабочему месту; эффективна относительно непродолжительный отрезок времени, но с точки зрения работника способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.
2. Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность работника. Однако последнее обстоятельство представляет собой известный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту.
3. Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных в практической деятельности. Данная концепция относится в первую очередь к людям, имеющим склонность к научным исследованиям и обладающим талантом руководителя, педагога и т. п.
Таким образом, предметом обучения являются:
- знания (теоретические, методические и практические), необходимые работнику для выполнения своих обязанностей на рабочем месте;
- умения — способность выполнять обязанности, закрепленные за работником на конкретном рабочем месте;
- навыки — высокая степень умения применять полученные знания на практике (навыки предполагают такую меру освоения работы, когда вырабатывается сознательный самоконтроль).
Важное значение имеет форма жизнедеятельности личности (совокупность действий и поступков индивида в процессе общения с окружающей действительностью), выработка характера поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.
Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между всеми видами обучения.
Потребности в обучении квалифицированных кадров необходимо рассматривать дифференцированно, т. е. по целевым группам или лицам, чтобы качественно составить программу профессионального обучения для конкретного работника. Для отдельных целевых групп выделяются главные задачи (табл. 2).
Таблица 2. Задачи обучения для отдельных целевых групп
№ п/п | Целевая группа | Главные задачи обучения |
Учащаяся молодежь | Начальная теоретическая подготовка вне сферы деятельности в сочетании с практической подготовкой по специальности на рабочем месте (так называемая двойственная система образования: профессиональная школа — производство) | |
Специалисты с опытом работы | Повышение квалификации для углубления знаний по специальности | |
Руководители с опытом работы | Отработка поведения на случай возникновения конфликтных ситуаций, усвоение различных стилей ведения переговоров, методик принятия решений, приобретение важных психологических качеств (например, сдержанности) |
Основные ошибки, допускаемые компаниями, которые только начинают обучать персонал:
• «нас всех» — когда руководитель пытается подключить к обучению весь персонал. Как правило, выбирается тренинг, в равной степени важный для всех, вроде «делового общения» или «разрешения конфликтов», но вопрос применения новых знаний не ставится — все увлечены самим фактом начала тре-нингов;
• «понемногу» — компания еще не полностью осознала потребность в обучении, но уже стремится выглядеть в этом плане цивилизованно и заказывает у самых авторитетных обучающих фирм модную, тему для избранной категории сотрудников.
Участники группы наслаждаются ощущением исключительности, остальные — демотивированы, так как о критериях отбора на тренинг в компании не говорят;
• «чему-нибудь» — примерно так звучит запрос организации, впервые нанявшей на работу бизнес-тренера, но пока не знающей, что с ним делать. Часто он выбирает темы, наиболее интересные ему самому.
Чтобы избежать перечисленных ошибок, обучение персонала следует рассматривать с точки зрения ожидаемого результата. Учить необходимо всех, но важно решить, кому доверить сотрудников — внутреннему бизнес-тренеру или тренинговой компании.
В связи с быстрыми изменениями условий хозяйствования возникает необходимость не только в современных знаниях, но и в тех, которые могут потребоваться в будущем. В связи с этим целью повышения квалификации является не только сохраняющее обучение устоявшимся методам работы в повторяющихся ситуациях, но и инновационное, ориентированное на обновление существующих систем деятельности, разработку и осуществление нововведений в области техники и технологии, организации и управления.
Повышение квалификации работников начинается с выявления работников, в этом нуждающихся. Это можно осуществить путем запроса мнения непосредственного руководителя сотрудника или анализа материалов аттестации, позволяющих установить соответствие качеств личности, результатов ее деятельности требуемым для данной должности. Анализ такого соответствия или несоответствия позволяет также выбрать форму повышения квалификации — неорганизованную и организованную.
При неорганизованной форме работник сам определяет ту область знаний, где его подготовка недостаточна, и путем изучения специальной литературы восполняет этот пробел. Данную форму повышения квалификации часто используют руководители среднего и высшего звена, имеющие хорошую техническую подготовку, но недостаточную в области экономики, этики, психологии управления и т. п.
Организованная форма повышения квалификации предусматривает получение необходимых знаний и навыков в вузах и техникумах, центрах и курсах по повышению квалификации, на семинарах, конференциях и тренингах таким образом, чтобы воспринятая информация и опыт активно перерабатывались и находили практическое применение в дальнейшей деятельности. Для этого необходимо внедрять новую концепцию обучения, основанную на следующих основных принципах:
1) работа в малых группах — позволяет лучше учесть индивидуальные особенности слушателей;
2) проблемность — постановка реальных проблем в деятельности коллективов и рассмотрение возможных способов их решения;
3) системность и комплексность обучения — охватывает все стороны компетентности, включая социально-психологическую, педагогическую и т. д.;
4) гибкость обучения — позволяет учитывать разный уровень подготовленности обучаемых и возможность переходить в автономный режим обучения;
5) направленность на самообучение — за преподавателем остается только методическая помощь в обучении (для практического усвоения материала необходимо выделять достаточное время);
6) обратная связь — систематически контролируется степень усвоения материала (например, тестированием) и успешность применения знаний на практике;
7) развитие мышления — умение ориентироваться в сложных производственных ситуациях и выбирать оптимальный вариант действий (помогают активные методы обучения — разбор конкретных ситуаций, деловые игры, дискуссии и т. д.).
Новые подходы к подготовке и повышению квалификации позволяют формировать у персонала системное мышление, самостоятельность в принятии решений, повышают активность и стремление к саморазвитию, закладывают фундамент для качественного, эффективного выполнения возложенных задач и успешного продвижения по служебной лестнице.
Новую концепцию обучения все чаще берут на вооружение так называемые «обучающиеся организации», где сотрудники объединены единым видением и ценностями, непрерывно повышают свой общий уровень и квалификацию и на этой основе совершенствуют продукцию, технологию, организацию и системы управления.
Обучающиеся организации имеют высокую культуру постоянного обучения и системный подход к анализу любых ситуаций, внедряют групповое обучение не в тренинговых классах, а на рабочих местах, стараются, чтобы у каждого был собственный цикл индивидуального обучения и развития.
Необходимо отметить, что обучение квалифицированных кадров является эффективным в том случае, если связанные с ним издержки будут в перспективе ниже издержек организации на повышение производительности труда за счет других факторов или издержек, связанных с ошибками в найме рабочей силы. Поскольку определение результатов, достигаемых с помощью обучения квалифицированных кадров, сопряжено с определенными трудностями, налицо экономическая эффективность обучения в форме снижения издержек, которые поддаются точному подсчету.
Обучение квалифицированных кадров затрагивает важные факторы социальной эффективности. Повышение профессионального мастерства положительно отражается на гарантии сохранения рабочего места, возможностях повышения в должности, расширении внешнего рынка труда, величине доходов организации, чувстве собственного достоинства и возможностях самореализации.
Знания сотрудников морально устаревают, их необходимо обновлять в соответствии с развитием тех областей знаний, с которыми они сталкиваются в своей работе.
С течением времени происходит "старение" знаний, а следовательно, уменьшение их ценности. Как правило, базовые знания, полученные в школе, устаревают медленно, но в пополнении специальных знаний, необходимых для успешной работы, мы нуждаемся достаточно часто.
Успешное развитие персонала обусловлено тремя факторами:
знаниями, возможностями и поведением сотрудников кривые старения знаний.
Знания являются основой развития способностей персонала, содействуют формированию личностного потенциала человека. В контексте развития персонала различают два вида знаний, необходимых в ежедневной, текущей работе, общее знание своего дела.
Знания, необходимые для решения текущих задач, не могут быть определены должностными обязанностями. Это профессиональные знания, которые персонал приобретает вместе с опытом. Общие профессиональные знания приобретаются в процессе получения образования и дальнейшей подготовки кадров.
Рис.1 Кривые старение знаний
Возможности подразумевают условия использования полученных знаний, определяют коэффициент их полезного действия, реализации. Развитие персонала связано прежде всего с приведением в соответствие знаний сотрудников и их возможностей.
В рамках своих возможностей и на основе собственной деятельности сотрудники приобретают опыт.
Успешное развитие персонала требует использования конкретных методов, направленных на формирование и активизацию его знаний, возможностей и поведенческих аспектов.
Среди методов развития персонала можно выделить:
а) методы формирования и развития кадрового потенциала организации и б) методы развития потенциала каждого сотрудника.
К первой группе относятся:
методы организационного развития, совершенствования организационных структур, составления штатного расписания;
методы улучшения фирменного стиля управления;
методы конфликтного менеджмента, содействующие межличностным коммуникациям и созданию благоприятного микроклимата;
техника групповой работы менеджера.
Необходимо отметить, что это методы развития персонала предприятия как совокупного работника.
Развитие персонала на уровне конкретной личности составляет содержание методов второй группы.
К ним относятся:
методы подготовки и переподготовки рабочих, специалистов и руководителей;
методы повышения квалификации за пределами организации;
фирменные однодневные или недельные семинары (например, "Сименс-семинар");
конференции, групповые дискуссии;
дуальные менеджмент-тренинга (решение совместно с учеными конкретных хозяйственных задач);
модерация, или методы решения проблем в процессе творческой дискуссии без права вето у модератора, т.е. у человека, который ведет дискуссию, как, например, это делается в популярных, телепередачах;
система методов содействия развитию творчества (эвристические методы, деловые игры).
Развитие персонала означает:
способность сотрудника осознать необходимость регулярной учебы, чтобы соответствовать растущим требованиям;
способность коллектива осознать необходимость командного или группового управления при активном участии всего персонала, а не только руководителей;
способность организации осознать решающую роль каждого сотрудника и необходимость развития его потенциала.
Развитие персонала для каждого предприятия является существенным элементом производственных инвестиций. Посредством поощрения обучения предприятие открывает своим сотрудникам возможность повышать профессиональные навыки и тем самым создает костяк квалифицированного персонала и осуществляет его опережающую подготовку. Без развития сотрудников не может быть успешного развития организации. Необходимо также отметить, что объектом инвестиций в персонал становятся именно сотрудники, а не собственники фирмы.
Причинами приоритетных инвестиций в развитие персонала являются:
необходимость повышения деловой активности каждого сотрудника с целью выживания организации;
сохранение конкурентоспособности предприятия невозможно без новых технологий, а обучение работе с новой техникой невозможно без значительных инвестиций в развитие персонала;
мероприятия по развитию персонала обеспечивают рост производительности труда, следовательно, их финансирование соответствует принципу экономической эффективности расходов.