Меркантилизм и физиократы
В XV—XVII вв. Европа осуществляла великие географические открытия и колониальные завоевания, пережила «революцию цен» и сильно продвинулась в развитии материального производства, торговли, мореплавания, а затем — в эпоху Возрождения — и в области культуры. Поэтому она стала уходить вперед и в сфере социальных и гуманитарных наук. На эти экономические процессы наука откликается рождением теории и политики меркантилизма. Наиболее известными его представителями были англичане Томас Мэн, Вильям Стаффорд, Джон Лоу, француз Антуан Монкретьен, итальянцы Гаспар Скаруффи, Антонио Джевонези. В России политику меркантилизма (в его более продвинутом понимании) проводили Петр I, а известным идеологом русского меркантилизма был И. Т. Посошков. Меркантилисты находились под сильным влиянием идей Ренессанса, освобождая мышление от религиозных средневековых оков. Их воззрения резко отличались и от деления хозяйства на домохозяйство (ойкономию) и хрематистику, введенную Аристотелем. Они теоретически обосновали то, что уже практически существовало — зарождающееся капиталистическое производство (по Аристотелю — хрематистику). Но, в отличие от него, относились к ней сугубо положительно, изучая процесс порождения денег деньгами.
В отличие от канонистов средневековья, у меркантилистов подход к экономическим явлениям был не нормативный, а казуальный: они искали причинно-следственные связи в экономике, прежде всего в сфере обращения («меркант» значит — торговля), так как торговый капитал есть первая свободная форма существования капитала вообще (К. Маркс).
Предмет исследования у меркантилистов — обращение; метод — описание и классификация; задачи и получаемый результат - формулирование эмпирических закономерностей и советы «государю» по экономической политике. В трудах меркантилистов можно найти экономико-теоретическое обоснование процесса становления национальных государств, где народ (нация) стал трактоваться как некая цельность, конкурирующая с другими нациями.
В развитии меркантилизма, этой «первой теоретической разработки капиталистического производства», различают две стадии: ранний меркантилизм и поздний.
Ранний меркантилизм возник до важнейших географических открытий и существовал до середины XVI в. Представители раннего меркантилизма (Стаффорд, Скаруффи и др.) осуществляли в основном анализ внешней торговли и трактовали золото и серебро как воплощение богатства. Это учение разрабатывало проблемы управленческой функции государства, где глава нации должен проводить политику обогащения нации и защиту ее интересов (политика протекционизма). Поощрялся вывоз готовой продукции, стимулировался активный торговый баланс. Карл Маркс назвал ранний меркантилизм «монетарной системой». Поздний меркантилизм — это более развитая меркантилистская система — формируется во второй половине XVI в. и достигает расцвета в середине XVII века. «Поздние» меркантилисты (Мэн, Серра, Монкретьен и др.) уже предполагали развитие собственно производства («экспортные отрасли») и субсидии. В связи с этим позже он был назван «системой мануфактуры» (К. Маркс). Несмотря на определенные различия «ранних» и «поздних», сущность меркантилизма одна: в экономической политике — всемерное накопление драгоценных металлов в стране и государственной казне; в теории — поиски экономических закономерностей в сфере обращения.
Основные теоретические положения и идеи меркантилизма:
1) Богатство общества, по мнению меркантилистов, это деньги, сокровища. От того, сколько денег в стране, зависит, богата она или нет.
2) Производство рассматривалось как предпосылка создания богатства, только как «необходимое зло», как средство обеспечения притока денег в страну.
3) Непосредственным источником богатства и прибыли считалось обращение, т. е. сфера, где товары превращаются в деньги, причем товары должны продаваться дороже, чем покупаться.
4) Не всякое обращение — это источник богатства. Внешняя торговля является таковым, так как она увеличивает количество денег в стране, а внутреннее обращение лишь переносит деньги из рук в руки.
5) Так как внешняя торговля является единственным источником прибыли, ее баланс должен быть активным. Т. е. нужно больше продавать иностранцам и меньше у них покупать.
Важно отметить, что взгляды ранних и поздних меркантилистов на активный внешнеторговый баланс различны. «Ранние» выступают за активный денежный баланс, «поздние» — за активный торговый баланс. Эти подходы, представляющие собой две ступени в развитии меркантилизма, являлись и двумя этапами в развитии экономической политики. На первом этапе всячески тормозился вывоз денег из страны, а вывоз золота и серебра за границу просто запрещался. В конце XVI в. и особенно в XVII в. (что соответствовало этапу позднего меркантилизма) государства Европы переходят к более гибкой экономической политике, которую настоятельно требовало время. Внешняя торговля стала развиваться в таком направлении, при котором прилив денег в страну превышал бы их отлив. Для этих целей государственная власть стала насаждать промышленное производство, способствовать развитию национальных мануфактур.
Несмотря на достаточно существенные отличия в подходах к экономической политике, все меркантилисты едины были в одном: они не поддерживали идеи свободной торговли и полного раскрепощения экономических сил, а выступали как ярые сторонники политики протекционизма. Поэтому меркантилизм можно назвать первой теоретической разработкой концепции «сильной государственной власти», необходимой для осуществления политики протекционизма. Но если у ранних меркантилистов государственное вмешательство максимально и выступает в основном в прямых административных формах (например, «закон об истрачивании» и «закон о сыщиках» в Англии), то «поздние» переходят к экономическим формам воздействия, ослабляя и смягчая государственное вмешательство. Ярким примером позднего меркантилизма являлась политика, проводимая Кольбером (министром финансов Людовика XIV) и получившая название «кольбертизм». Основными моментами его меркантильной политики были: покровительство мануфактурам, высокие ввозные пошлины, запрет вывоза сырья, насаждение новых отраслей промышленности, компании для внешней торговли и т. д. В целом экономические идеи меркантилистов были весьма прогрессивны для своего времени, так как способствовали бурному развитию товарно-денежных отношений и подготавливали экономический плацдарм для развития капиталистического производства. Поэтому меркантилизм принято считать первой системой экономических взглядов нарождающейся буржуазии. Однако эта «первая система» в области «чистой» экономической теории имела ряд слабых мест:
1) По мнению меркантилистов, обмен по своей природе неравен, неэквивалентен. Аристотелевская идея сравнимости и соизмеримости товаров в процессе обмена была им чужда.
2) Прибавочная стоимость выступает в меркантилистской теории в форме торговой прибыли.
3) Накопление капитала представлялось им порождением обмена и, прежде всего, внешней торговли.
Но эти и другие иллюзии меркантилистов нисколько не умаляли того факта, что для своего времени меркантилизм был серьезным достижением науки. Идеологи меркантилизма в своих произведениях развивали в различных аспектах вышеназванные теоретические положения этой системы. Работы крупнейших теоретиков меркантилизма Стаффорда, Скаруффи, Серры и особенно Мэна несомненно заслуживают самого пристального внимания и изучения со стороны современных историков экономической мысли.