Процессуальные и тактические проблемы применения гипноза в розыскной и следственной практике
1. Криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений в современных условиях требует «своевременного внедрения в эти процессы разумных и апробированных на практике нововведений» [1].
К числу таких перспективных методов, бурно обсуждаемых в научных кругах и в правоохранительных органах, относится, на наш взгляд, гипноз.
Очевидно, любой следователь или оперативный работник криминальной полиции неоднократно встречался с ситуацией, когда потерпевший, свидетель в состоянии были дать только самое общее описание случившегося. В данной ситуации использование гипноза в восстановлении утраченных первичных следов представляется весьма эффективным, поскольку есть основание думать, что ничто не проходит бесследно, ничто не исчезает в памяти окончательно.
Метод гипнорепродукции эффективно используется правоохранительными органами многих зарубежных стран, в частности США, Израиля, Великобритании, Канады, Австралии и др. В зависимости от стадии уголовного процесса, на которой используется гипнорепродукция, за рубежом выделяют «следственный» (расследовательский гипноз) [2] и «судебный гипноз» [3].
В Российской Федерации теоретические, правовые и прикладные аспекты применения психологических методов активизации памяти наиболее активно разрабатывали с 1992 г. ученыеправоведы и специалисты-психологи ВНИИ МВД России.
2. Отношение к применению гипноза в целях раскрытия преступлений и в науке, и в мировой следственной практике противоречиво. Это объясняется многочисленным кругом вопросов, на которые необходимо дать ответ. В основном они сводятся к тому, лишается ли загипнотизированный свободы волеопределения, кого из участников уголовного судопроизводства можно подвергнуть гипнозу (свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый), какие методологические и правовые требования необходимо соблюдать и как процессуально правильно использовать гипноз, оформлять его результаты. Основополагающим является, без сомнения, вопрос официального признания и нормативно-правовой регламентации.
Профессором Л.П. Гримаком [4] сформулированы условия, которые должны соблюдаться в случае применения гипноза в российском уголовном процессе. Их четыре:
1. испытуемый должен быть настроен, безусловно, положительно к сотрудничеству с органами расследования и к факту его гипнотизирования, в частности;
2. во всех случаях необходимо быть уверенным в психологическом благополучии допрашиваемого под гипнозом;
3. сеансы следственного гипноза должны проводиться опытными психиатрами или психологами, имеющими специальную подготовку в практическом осуществлении гипнопродукции;
4. специалист, который выполняет гипнологическую операцию, должен занимать и сохранять бесстрастную позицию в отношении получаемой информации от загипнотизированного.
Однако рекомендации остаются рекомендациями. Ученым и практикам необходимо проделать большую работу для того, чтобы рассматриваемый метод стал легитимным и эффективным средством тактического арсенала следователей.
3. В круг первоочередных задач, связанных с разрешением этой проблемы, очевидно следует включить обеспечение (на законодательном уровне) соответствующей правовой базы, также создание прочных научных основ (условий, принципов, критериев и т.д.) и научно-обоснованных методик применения гипноза в уголовном процессе. Необходимо найти ответы на вопросы, которые требуют незамедлительного научного и практического разрешения:
1. Как процессуально правильно использовать нетрадиционные методы в практической деятельности правоохранительных органов?
2. Как методически правильно использовать данные методы, не нарушая конституционных прав человека?
3. Как определить достаточный уровень специалиста?
4. Могут ли быть доказательствами в суде те данные, которые были получены специалистом во время использования этих знаний?
В настоящее время предложение считать опрос под гипнозом разновидностью оперативного опроса, а статус гипнотизера –статусом специалиста, привлеченного для участия в этом оперативном мероприятии, по нашему мнению, более логично и юридически корректно, нежели мнение некоторых ученых использовать гипноз при допросе. Данная проблема требует дальнейшего научного исследования, и лишь после всестороннего анализа, а также апробации на практике можно будет говорить об использовании данного метода в целях получения доказательственной информации при расследовании преступлений.
4. Заслуживает внимания и вопрос о возможности применения гипноза к подозреваемому (обвиняемому).
Мы считаем, что допрос подозреваемого (обвиняемого) возможен при следующих условиях:
1. должны быть исчерпаны все иные процессуальные меры для получения криминалистически значимой информации;
2. должна быть личная просьба о проведении активизации его памяти;
3. должен обладать гипнотабельностью, т.е. внушаемостью;
4. должен желать вспомнить то, что забыл.
5. Методика восстановления информации содержит множество тактических приемов, направленных на недопущение искажения информации.
В общих чертах процедура опроса в гипнотическом состоянии заключается в следующем.
Специалист осуществляет гипнотическую индукцию (вводит опрашиваемого в состояние гипноза), контролирует его состояние в период опроса и по окончании данной процедуры задает ему заранее подготовленные вопросы, осуществляет вывод из состояния гипноза [5].
Методическая схема использования информации на основе применения гипноза предполагает:
1. сопоставление ее с данными, вытекающими из предыдущих показаний допрошенного лица, а так же с иной, имеющейся в распоряжении следствия к этому моменту информацией;
2. проверку на основе процессуального доказывания сведений, сообщенных носителем информации в состоянии гипноза;
3. анализ и оценку собранных при проверке данных;
4. формирование вывода об истинности, ложности, степени полноты и так далее проверяемых сведений и принятие соответствующего процессуального решения.
Информация, полученная под гипнозом, должна быть подтверждена другими, независимыми доказательствами (дактилоскопическими, баллистическими, генетическими и т.д.), и только в этом случае она может быть признана судом.
В Российской правоохранительной практике проблема использования гипноза в деле борьбы с преступностью пока находится в состоянии становления, но имеются основания надеяться на то, что в недалеком будущем в российской криминалистике сложится новое полнокровное направление – криминалистическая гипнология, способная существенно улучшить тактическое оснащение следственной практики.