Кругооборот благ и ресурсов, доходов и расходов в экономике. «Инъекции» и «утечки»
Показатели, используемые в макроэкономике, группируются по способу измерения их во времени:
§ запасы;
§ потоки.
Различие между потоками и запасами:
§ запасопределяется количеством на определенный момент (в точке на оси времени);
§ поток измеряется количеством в единицу (период) времени (на интервале оси времени).
Между запасами и потоками существует взаимосвязь: изменения в одних величинах, как правило, сопровождаются соответствующими изменениями в других.
Пример: невозможно понять понятие "спрос на деньги", если отождествлять "деньги" и "денежный доход".
Денежный доход - это поток, который можно определить только за какой-то период времени: 4 долл. в час, 800 долл. в месяц, 12 тыс. долл. в год.
Сами же деньги - это запас, т. е. некоторое количество, существующее в данный момент.
Размеры запаса день ото дня колеблются -- мы можем измерить его лишь на определенный момент времени, тогда как размер потока можно измерить только за период времени.
Если домашние хозяйства направят на потребительские расходы не всю сумму полученных доходов, то мы получим «утечки» («изъятия») из потока «доходы – расходы».
С другой стороны, не только домашние хозяйства данной страны предъявляют спрос на продукцию ее фирм. Эти денежные расходы представляют собой «инъекции» («вливания») в поток «доходы – расходы».
n «Утечка» в виде сбережений домашних хозяйств поступает на рынок капитала, на котором фирмы получают средства для «инъекции» в виде инвестиций.
n «Утечка» в виде налогов поступает государству, которое осуществляет «инъекцию» в виде государственных закупок товаров и услугу фирм.
n «Утечка» в виде расходов домашних хозяйств на импорттоваров и услуг поступает заграницу, откуда поступает «инъекция» в виде расходов иностранцев на оплату экспорта товаров и услуг, производимых отечественными фирмами.
Совокупный спрос и его факторы. Совокупное предложение и его факторы (модель AD – AS)
Совокупный спрос - это объем товаров и услуг (т.е. реальный ВВП), который домашние хозяйства, предпринимательский сектор, государственныйсектор и остальной мир готовы (планируют) купить при любом возможном уровне цен за некоторый период времени (год).
ВВП по расходам = С + Ig + G + Xn,
значит: AD = C + Igплан. + G + Xn,
При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема ВВП захотят приобрести потребители. И наоборот.
Зависимость между уровнем цен и реальным объемом ВВП, на который предъявлен спрос, является обратной.