Процессы, существующие на ООО
«ЭФКО Пищевые ингредиенты» и их исполнители
№ п/п | Наименование процесса | Исполнитель |
Организация разработки, функционирования и совершенствования СМК | Специалист по СМК | |
Разработка руководства по качеству | Специалист по СМК | |
Управление записями о качестве | Контролер ОТК | |
Исследование рынка | Отдел планирования и диспетчеризации производства | |
Управление документацией | Специалист по СМК, начальник отдела ОТК | |
Планирование целей | Генеральный директор | |
Управление персоналом | Отдел кадров | |
Внутренний обмен информацией | Генеральный директор | |
Анализ СМК со стороны руководства | Генеральный директор | |
Управление ресурсами | Отдел планирования и диспетчеризации производства | |
Управление инфраструктурой | Технический директор | |
Управление производственной средой | Производственный отдел | |
Проектирование и разработка производства | Главный технолог | |
Анализ удовлетворенности потребителей | Отдел планирования и диспетчеризации производства | |
Закупки | Отдел снабжения | |
Контроль закупленной продукции | НПЛ, ОТК | |
Управление производством и обслуживанием | Главный технолог, отдел метрологии, ОТК |
4. Этапы создания системы менеджмента качества
Создание и внедрение СМК необходимо рассматривать как инновационный подход к управленческой деятельности и стремление улучшить работу каждого служащего, повысив тем самым качество предоставляемых услуг.
Всю работу по созданию и внедрению СМК можно условно разделить на 6 этапов.
Подготовительный этап. Руководство предприятия должно определить политику, цели, обязательства в области качества, придерживаясь следующих принципов:
− политика в области качества - это часть общей политики и стратегии предприятия;
− политика служит основой для установления целей, направленных на улучшение качества продукции.
Для выполнения работ по созданию СМК руководитель предприятия приказом назначает представителя руководства, ответственного за качество, организует службу качества, формирует команду по разработке СМК (группу, координационный совет) и назначает ее руководителя. Руководитель предприятия осуществляет общее руководство работой и принятие стратегических решений по разработке и внедрению стандартов ISO и несет персональную ответственность за конечные результаты этой работы. До начала работ команда составляет программу (план) проведения работ, которая утверждается руководителем предприятия. В программе определяются этапы и виды работ, исполнители, сроки и при необходимости стоимость выполнения.
Второй этап - проведение комплексного анализа действующей системы управления качеством и определение действующих процессов на предприятии. Выполнение этапа начинается с анализа существующей системы управления, сильных и слабых сторон деятельности предприятия в области качества, а также организационной структуры и используемых методов контроля качества продукции. Оценка соответствия фактического состояния управления качеством на предприятии Политике в области качества и требованиям стандарта ISO 9001:2011 осуществляется по следующим направлениям:
− выявление уровня квалификации и профессионализма персонала;
− оценка наличия соответствующего оборудования для выпуска качественной продукции (услуг);
− определение (уточнение) методов проверки качества поставляемого сырья и материалов;
− организация контроля качества в процессе производства и окончательного контроля качества готовой продукции (услуг).
К проведению анализа привлекаются все подразделения и службы предприятия, которые в соответствии с установленными формами и сроками представляют службе качества необходимую информацию. Основными объектами анализа являются:
− документы предприятия, которые можно использовать в создаваемой СМК;
− деятельность подразделений по обеспечению качества;
− организационная структура предприятия и службы качества;
− положения о подразделениях, должностные инструкции, определяющие распределение ответственности и полномочий на предприятии;
− информация о качестве предоставления услуг, продукции;
− бизнес-процессы;
− требования к организации рабочих мест;
− формуляры, контрольные перечни;
− маршрутная технология, операционные карты, методологические, рабочие,
− контрольные инструкции; - программы ЭОД (электронной обработки данных);
− документация метрологического обеспечения;
− контрольные карты, программы испытаний, инструкции по эксплуатации и сервисному обслуживанию, бирки, штампы, виды сопроводительной документации;
− ГОСТы, ОСТы, стандарты предприятия (СТП);
− технические условия (ТУ, спецификации) па продукты, продажные каталоги;
− классификаторы дефектов;
− записи о качестве на бумажных и других носителях информации.
После анализа существующей системы управления качеством разрабатывается концептуальная модель СМК предприятия. В первую очередь необходимо определить бизнес-процессы и разработать их организационно-технологические схемы. Разработка организационно-технологических схем сопровождается анализом существующей системы управления и внесением, в случае необходимости, изменений в производственный процесс и в организационную структуру в соответствии с требованиями ISO 9001:2011. По результатам проведенного анализа составляется план-график разработки, корректировки документов СМК.
Третий этап - разработка документов системы менеджмента качества.
Документация СМК - это один из основных элементов функционирования СМК. Определяя формы и виды взаимодействий и устанавливая порядок ввода и вывода информации, она обеспечивает выполнение функций СМК. Документация СМК включает в себя:
− руководство по качеству - основной документ системы, в котором приводится политика и цели предприятия в области качества, состав системы и дано описание реализации всех требований, предъявляемых к СМК предприятия стандартом ISO 9001:2011;
− документированные процедуры, предназначенные для координации различных видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование СМК;
− записи по качеству - документация по доказательству качества продукции, работ, услуг, в которой содержатся зарегистрированные значения контролируемых признаков и параметров.
При организации работ по разработке документации СМК рекомендуется предусмотреть выполнение следующих мероприятий:
− координация работ, обеспечивающая полную взаимную увязку разрабатываемых и корректируемых документированных процедур с Руководством по качеству;
− систематический контроль хода работ со стороны руководства предприятия и периодическое рассмотрение хода работ на заседаниях координационного совета, днях качества и т.н.;
− подготовка аудиторов по внутренней проверке СМК до завершения работ по ее созданию и внедрению.
На основании разработанных документированных процедур служба качества готовит окончательную редакцию Руководства по качеству, которое включает в себя:
− область применения СМК;
− документированные процедуры, разработанные для СМК или ссылки на них;
− описание взаимодействия процессов, включенных в СМК.
После этого все регламентирующие документы, такие как положения, о функциональных и производственных подразделениях, должностные инструкции, должны быть приведены в соответствие с разработанными документированными процедурами и Руководством по качеству. Характер и глубина документации должны отвечать требованиям, установленным в контрактах, законодательных и нормативных актах; потребностям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон. Документация СМК согласовывается со всеми исполнителями и утверждается руководством предприятия.
Четвертый этап - внедрение системы менеджмента качества. Весь персонал предприятия должен быть ознакомлен с документацией СМК и обучен работе в условиях функционирования СМК.
С момента внедрения СМК все подразделения работают по документированным процедурам и ведут в обязательном порядке записи о качестве. Несоответствия, выявленные в процессе внедрения СМК, должны анализироваться службой качества с целью установления причин их появления и корректировки при необходимости соответствующей документации. Для установления работоспособности созданной СМК служба качества проводит внутренние проверки. Они показывают, насколько СМК, представленная Руководством по качеству, документированными процедурами, описанием процессов и рабочими инструкциями, соответствует требованиям стандарта (проверка адекватности), и какова степень понимания, выполнения и соблюдения сотрудниками предприятия запланированных мероприятий (проверка соответствия). Проверка соответствия осуществляется путем сравнения фактического выполнения процедур с их требованиями.
Пятый этап - функционирование системы менеджмента качества. Анализ функционирования СМК осуществляется на всех уровнях по определенным направлениям с целью установления причинно-следственных связей и оценки альтернативных предложений по предупреждающим и корректирующим действиям, которые могут относиться к различным аспектам деятельности предприятия. По результатам анализа вносятся соответствующие изменения в документацию СМК.
Шестой этап - сертификация системы менеджмента качества. Сертификацию действующих СМК проводят различные международные и национальные органы, предприятию необходимо сделать выбор сертифицирующего органа с учетом пожеланий заказчика. С выбранным сертифицирующим органом заключается контракт и подается заявка по установленной форме. Предприятие передает в орган сертификации требуемый пакет документов СМК для предварительной проверки. После получения замечаний по документации служба качества вносит в нее соответствующие изменения и согласовывает дату проведения внешнего аудита на предприятии. После устранения несоответствий выдается сертификат соответствия сроком на три года.
5. Программа разработки и внедрения системы менеджмента качества
Таблица 3
Программа разработки и внедрения системы менеджмента
качества
Наименование этапа | Виды работ на данном этапе | Исполнители | Срок исполне- ния | Примечание |
Подготовка к созданию системы менеджмента качества | Издание приказа о создании и внедрении СМК, создание рабочей группы, разработка программы (плана работ) по созданию и внедрению СМК | Ген. директор, специалист по СМК | 2-3 мес. | В состав группы входят ведущие специалисты всех подразделений |
Проведение комплексного анализа действующей системы управления качеством и определение действующих процессов на предприятии | Анализ действующей СМК, выявление недостатков в ней, выявление действующих процессов на предприятии | Рабочая группа, все подразделе-ния и службы предприятия | 2-3 мес. | Можно прибегнуть к помощи опытного консультанта со стороны |
Разработка документов системы менеджмента качества | Создание руководства по качеству, документированных процедур, записей о качестве, описание взаимодействия процессов, включенных в СМК | Рабочая группа | 3-6 мес. | Документация СМК согласовывае-тся со всеми исполнителями |
Внедрение системы менеджмента качества | Ознакомление и обучение персонала с документацией СМК, ведение записей о качестве | Все подразделения и службы предприятия | 4-6 мес. | С момента внедрения все подразделения работают по документо-рованным процедурам |
1 | ||||
Функционирование системы менеджмента качества | Анализ функционирования СМК, оценки альтернативных предложений, внесение изменений по результатам анализа | Рабочая группа, все подразделения и службы предприятия | 2-3 мес. | Анализ проводится на всех уровнях по определенным направлениям |
Сертификация системы менеджмента качества | Выбор сертифицирующего органа, заключение контракта, подача заявки и необходимых документов, устранение нарушений, внешний аудит, получение сертификата | Рабочая группа | 2-3 мес. | Сертификат соответствия выдается сроком на три года |