Государственная научно-техническая политика
Научно-техническая политика — эта система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, широкое и быстрое распространение и освоение крупных нововведений в народном хозяйстве, увеличение вклада НТП в стабилизацию социально-экономического развития.
Особенности современной научно-технической политики связаны с тем, что она призвана обеспечить стратегический прорыв в принципиально новые области науки и техники.
Научно-техническая политика в условиях перехода к рыночной экономике включает следующие основные элементы:
выбор и оценку приоритетных направлений НТП с учетом перспективных запросов мирового рынка;
формирование целевых программ создания и распространения новых поколений техники и базовых технологий, финансируемых с участием бюджетов разных уровней;
совершенствование программы опережающего развития фундаментальных исследований;
развитие системы непрерывного образования, приспособленной к меняющимся задачам НТП;
содействие многообразным формам научно-технического творчества и соединения науки с производством;
создание благоприятных экономических и правовых условий для развития НТП с помощью гибкой налоговой, финансовой и кредитной политики, антимонопольного законодательства;
организацию межрегионального и международного научно- технического сотрудничества.
Реализация научно-технической политики государства связана с решением следующих важнейших проблем современного этапа функционирования экономики:
необходимостью государственной поддержки фундаментальной науки;
обоснованностью выбора научно-технических приоритетов и первоочередной поддержкой НИОКР, способствующих решению важнейших проблем социально-экономической действительности;
целесообразностью первоочередного развития ресурсо-, энер- го- и трудосберегающих наукоемких производств и технологий.
14. Прогнозирование и стратегическое планирование: Типы стратегий
Виолентная стратегия предполагает преимущество организации доминировать на достаточно широком рыночном пространстве за счет низких издержек, высокой производительности труда, а следовательно, низкой общей стоимости конечного продукта,
Патиентная стратегия предполагает ограничение объемов производства продукции при резком повышении ее качества. Эта стратегия пытается сформировать нишу на рынке для своего потребителя со специфическими потребностями.
Коммутантная стратегия предполагает быструю приспособляемость к меняющимся запросам рынка. Суть ее заключается в максимально быстром удовлетворении малых по объему, кратковременных и часто меняющихся потребностей.
Эксплерентная стратегия ориентирует организацию на широкое развитие научно-технического прогресса, внедрение инноваций, стимулирование спроса на рынке на принципиально новые
товары и услуги.
15. Система планирования
В состав исходных материалов для планирования на хозяйственном уровне входят прогнозные значения технико-экономических показателей, научно-производственные рекомендации, основные показатели региональных систем ведения хозяйства, важнейшие показатели достигнутого уровня развития хозяйства, его подразделений, нормы и нормативы, договорные обязательства и т. д.
Перспективный план определяет направление, масштабы и темпы экономического и социального развития предприятия, организации на несколько лет вперед. Он основывается на поиске оптимального варианта, т, е. на прогнозе максимального производства продукции при минимальных затратах труда и средств и получении максимальной прибыли.
Система планов временного аспекта включает долго- (15—20 лет), средне- (3—5 лет), краткосрочные (до 1 гола) и оперативные (сутки, неделя, декада) планы.
Долгосрочный план должен отражать стратегию экономического и социального развития на долгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения. Стратегия развития отдельных предприятий (фирм) отражается в бизнес-планах.
В среднесрочных планах должны конкретизироваться основные направления стратегии. Их целесообразно разрабатывать сроком на 3—5 лет. Наиболее оптимальным сроком считается пятилетний период, поскольку в течение пяти лет можно осуществить строительство и ввод в действие крупных объектов, провести техническую реконструкцию предприятий, подготовить кадры специалистов. Показатели должны определяться по каждому году пятилетки. Мероприятия по
достижению конечных целей плана конкретизируются с учетом изменяющихся условий в плановом периоде. Изменения, происходящие в течение пятилетки, необходимо отражать в долгосрочном плане, т.е. последний должен корректироваться и по истечении пяти лет продлеваться (разрабатываться) на следующий пятилетний период.
Годовые планы формируются на основе пятилетних планов. В то же время учитываются изменения условий в соответствующем году и вносятся коррективы. Одновременно корректируется и пятилетний план.
Составной частью планов должны быть целевые комплексные программы, направленные на решение важнейших социально-экономических, научно-технических и экологических проблем.