Ремонт и модернизация основных фондов
Основные фонды на предприятии в процессе их эксплуатации постоянно изнашиваются, и для поддержания их в работоспособном состоянии периодически необходимо проводить их ремонт.
Различают три вида ремонта: восстановительный, текущий и капитальный.
Восстановительный ремонт — это особый вид ремонта, вызываемый различными обстоятельствами: стихийными бедствиями (наводнение, пожар, землетрясение), военными разрушениями, длительным бездействием основных фондов. Восстановительный ремонт осуществляется за счет специальных средств государства.
Текущий ремонт — это мелкий ремонт и производится в процессе функционирования основных фондов, как правило, без длительного перерыва процесса производства. При мелком ремонте заменяются отдельные детали и узлы, осуществляются определенные починочные работы и другие мероприятия.
Капитальный ремонт — это существенный ремонт основных фондов и связан с полной разборкой машины, заменой всех изношенных деталей и узлов. После капитального ремонта технические параметры машины должны приблизиться к первоначальным.
Модернизация представляет собой техническое усовершенствование основных фондов с целью устранения морального снашивания и повышения технико-экономических показателей до уровня новейшего оборудования. По степени обновления различают частичную и комплексную модернизацию (коренная переделка). По способам и задачам проведения различают модернизацию типовую и целевую. Типовая модернизация — это массовые однотипные изменения в серийных конструкциях; целевая — усовершенствования, связанные с потребностями конкретного производства.
Условную экономию или дополнительную прибыль от проведения модернизации можно определить по формуле
где DC — снижение себестоимости продукции;
D П — дополнительная прибыль;
С1, С2 — себестоимость изготовления единицы продукции до и после проведения модернизации;
V2 — объем выпуска продукции после модернизации.
Постановлением СМ СССР от 22 октября 1990 г. № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР» установлено, что с 1 января 1991 г. все предприятия независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности включают расходы на все виды ремонта ОПФ в состав затрат на производство и реализацию продукции.
Для обеспечения равномерности включения затрат на ремонт в себестоимость продукции предприятия могут создавать ремонтный фонд (резерв) с отчислениями в него средств по определенным нормативам.
Ремонт и содержание объектов основных фондов непроизводственного назначения осуществляются за счет чистой прибыли предприятия — прибыли после налогообложения.
Затраты на ремонт в значительной степени зависят от физического износа основных производственных фондов, качества проводимых ремонтов и уровня квалификации персонала, обслуживающего машины и оборудование. Поэтому на каждом предприятии необходимо стремиться к тому, чтобы не допускать чрезмерного физического и морального износа оборудования. Если на предприятии физический износ активной части основных фондов существенный (превышает 40%), то в этом случае приходится создавать мощные ремонтные подразделения, чтобы можно было поддерживать машины и оборудование в работоспособном состоянии. Численность ремонтного персонала в этом случае может доходить до 60% общей численности рабочих. Особенно это характерно для горнорудных предприятий. В этих условиях затраты на ремонт очень значительные и предприятию необходимо найти пути их уменьшения. Направлений снижения затрат на ремонт достаточно много, рассмотрим основные из них.
Во-первых, на предприятии должны своевременно и качественно проводиться планово-предупредительные ремонты (ППР), что существенно снизит аварийность, а следовательно, простои оборудования и затраты на средние и капитальные ремонты.
Во-вторых, прежде чем приступать к капитальному ремонту, необходимо тщательно проанализировать в экономическом плане, что более выгодно — капитальный ремонт или приобретение новой техники. Известно, что затраты на капитальный ремонт очень значительны и сопоставимы с затратами на приобретение новой техники, а иногда и больше. Естественно, в этом случае необходимо отдавать предпочтение новой технике.
Особенно экономически невыгодно проводить второй и третий капитальный ремонт.
Во многих случаях капитальный ремонт не устраняет моральный износ, поэтому довольно часто экономически целесообразно капитальный ремонт проводить совместно с модернизацией. Но и здесь необходимо просчитать, что более выгодно для предприятия — капитальный ремонт совместно с модернизацией или приобретение новой техники.
В-третьих, восстановление изношенных деталей непосредственно на предприятии, особенно когда в них наблюдается острый дефицит.
Восстановление изношенных деталей позволяет:
• ликвидировать дефицит некоторых запасных частей и своевременно проводить все виды ремонтов;
• снизить затраты на ремонт, так как восстановление деталей, как правило, более выгодно, чем приобретение новых или вновь изготовленных;
• уменьшить транспортные расходы на доставку запасных частей на предприятие.
Восстановление изношенных деталей с экономической точки зрения выгодно, если:
при сравнении с приобретением новых деталей
при сравнении с изготовлением новых деталей собственными средствами
где Cв — себестоимость восстановления деталей;
Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
Кв — капитальные вложения для приобретения специального оборудования, необходимого для восстановления изношенных деталей (если в этом есть необходимость);
g — коэффициент, учитывающий разницу в сроках службы новой и восстановленной детали, который определяется соотношением срока службы новой детали к сроку службы восстановленной, доли ед.;
Зтр — транспортные затраты на доставку деталей от изготовителя до предприятия;
Сизг — себестоимость изготовления новой детали собственными силами;
Кизг — капитальные вложения для приобретения оборудования, необходимого для изготовления деталей (если в этом есть необходимость).
Практика показывает, что восстановление изношенных деталей экономически оправдано на средних и особенно крупных предприятиях.
Существуют и другие пути снижения затрат на ремонт, но минимальные затраты на ремонт достигаются на тех предприятиях, которые своевременно обновляют активную часть основных фондов, не допуская чрезмерного морального и физического износа, в том числе и за счет применения ускоренной амортизации.