Тема 2. Жизненный цикл и конкурентоспособность организации
1. Конкурентоспособность организации: сущность и основные понятия.
2. Основные подходы к оценке конкурентоспособности организации.
3. Жизненный цикл организации.
4. Сущность кризиса в организации.
5. Виды и причины банкротства организации.
6. Основные стратегии и тактики выхода из кризиса организации.
Под конкуренцией (позднелат.concurentia – сталкивать) понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими и физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в одной и той же цели. С точки зрения хозяйственной организации такой целью является максимизация прибыли в результате легальных действий по завоеванию предпочтений потребителей.
Конкурентное преимущество организации – какая-либо эксклюзивная ценность, которой она обладает и которая дает ей превосходство на рынке перед конкурентами. Конкурентные преимущества организации позволяют ей не только выживать в конкурентной борьбе, но и побеждать в ценовой и неценовой конкуренции.
Конкурентоспособность организации – это ее способность производить и реализовывать на рынке востребованный товар или услугу. Конкурентоспособность организации понятие относительное, оно может быть выявлено только на основе сравнения ряда объектов между собой по некоторому количеству критериев (от 1 до n). При этом меняется объект для сравнения, изменяется и уровень конкурентоспособности организации. Например, организации производящие некоторые отечественные товары вполне конкурентоспособны на внутреннем рынке и не являются таковыми на внешнем.
Повышение конкурентоспособности организации предполагает разработку ряда экономических, коммуникационных и социальных целей. В качестве экономических можно выделить следующие цели: достижение лидерства на рынке, овладение определенной долей рынка, освоение новых сегментов рынка, повышение эффективности сбыта, увеличение объема продаж, получение прибыли, прежде всего, не в краткосрочном, а в долгосрочном периоде. Коммуникационные цели предполагают повышение имиджа, престижа организации и ее товаров. Социальные цели включают содействие занятости населения, охрану труда и окружающей среды, производство товаров, рассчитанных на слои населения с низким уровнем дохода.
С учетом этих целей можно сформировать основополагающую систему факторов конкурентоспособности организации, которая включает внешние и внутренние факторы.
Внешними факторами являются:
- уровень открытости экономики страны;
- уровень интеграции страны в рамках мировой экономики;
- уровни конкурентоспособности страны, региона, отрасли;
- уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране;
- государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране;
- правовое регулирование функционирования экономики страны и регионов;
- налоговые ставки;
- процентные ставки;
- научный уровень управления экономикой страны, региона и отрасли;
- национальная система стандартизации и сертификации;
- качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии;
- наличие доступных и дешевых природных ресурсов;
- государственная поддержка науки, образования и инновационной деятельности;
- прогрессивность системы подготовки и переподготовки кадров в стране;
- климатические условия и географическое положение страны или региона.
В обобщенном виде внешними факторами конкурентоспособности предприятия являются:
- конкурентная среда и уровень конкуренции в отрасли, степень приватизации предприятий в стране;
- характеристики спроса на товары предприятия (величина и динамика спроса, требования рынка к цене и качеству товаров, эластичность спроса по цене и уровню доходов);
- развитость и конкурентные преимущества отраслей, которые обеспечивают предприятие необходимыми материалами и информационными средствами;
- случайные события (технологические прорывы, колебания цен на ресурсы, значительные изменения на мировых финансовых рынках, политические решения своего и зарубежных правительств);
- экономические и организационно-административные формы и методы государственного регулирования поведения производителей и покупателей.
К числу главных внутренних факторов конкурентоспособности организации относятся конкурентная стратегия предприятия, параметры эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов организации, которые формируют ее конкурентные преимущества на рынке.
Внутренние факторы конкурентоспособности организации можно подразделить на следующие группы.
1) Структурные:
- прогрессивность производственной структуры организации (гибкие производственные системы, автоматизированные модули и системы);
- миссия организации в части содержания и реализации оригинальной идеи повышения конкурентоспособности товаров;
- совершенство организационной структуры управления, позволяющее осуществлять вертикальную и горизонтальную интеграцию по производству конкурентного товара;
- уровень организации, специализации и концентрации производства с точки зрения обеспечения на их основе конкурентоспособности товара;
- уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции;
- уровень регулирования производственных процессов в целях достижения конкурентных преимуществ предприятия;
- совершенство информационной и нормативно-методической базы управления конкурентоспособным производством;
- сила конкуренции на входе и выходе производственной системы.
2) Ресурсные:
- уровень эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов;
- сила конкуренции среди поставщиков и их конкурентоспособность;
- доступ к качественному дешевому сырью, топливу и другим материальным ресурсам.
3) Технические:
- удельный вес патентованных товаров, технологий, оборудования;
- уровень качества изготовления товаров.
4) Управленческие:
- уровень конкурентной стратегии предприятия;
- уровень конкурентоспособности менеджмента;
- уровень конкурентоспособности менеджеров и маркетологов;
- уровень организации поставок сырья, материалов и комплектующих изделий;
- уровень функционирующей системы управления качеством продукции на предприятии;
- уровень сертификации продукции и систем, их соответствие международным стандартам ИСО-9001-2001.
5) Экономические:
- показатели рентабельности продукции, производства, капитала и продаж;
- скорость оборачиваемости всех видов материальных ресурсов;
- финансовая устойчивость функционирования предприятия;
- доля экспорта наукоемких товаров.
Таким образом, формами проявления конкурентоспособности организации являются преимущества в использовании трудовых и производственных ресурсов технического, технологического, структурного и маркетингового характера; в стимулировании спроса на продукцию данной организации; сравнительно низкая себестоимость и высокое качество продукции; адаптивность и гибкость предприятия в условиях рыночной неопределенности и предпринимательского риска; соответствующая государственная политика в области защиты и регулирования конкуренции или поддержки товаропроизводителей.
Конкурентоспособность организации может быть оценена тремя методами: а) интегральным показателем, который основан на ряде единичных показателей эффективного использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов; б) на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке; в) на основе сравнения соотношений конкурентоспособности товаров предприятия и доли его на рынке.