Глава 1. Теоретико-методологические аспекты совершенствования технического потенциала железнодорожного предприятия

1.1 Сущность и экономическое содержание материально-технической базы железнодорожного предприятия

Транспортное производство является фундаментом рыночной экономики. В этом значении оно выступает как объект рыночных отношений, от эффективной деятельности которого зависит нормальное функционирование и развитие всех обслуживаемых транспортом отраслей экономики, предприятий, их объединений и комплексов. Транспортное производство выступает в роли субъекта регулируемых рыночных отношений, особенно при формировании спроса на перевозки и распределении их между взаимодействующими видами транспорта, при установлении взаимовыгодных хозяйственно-правовых отношений между транспортом и грузовладельцами, транспортом и пассажирами.[1]

Материально-техническая база транспорта включает транспортные средства (вагоны, локомотивы, флот, автомобили), технические устройства и сооружения (станции, депо, порты, и др.), а также ремонтные предприятия, путевое (дорожное) хозяйство, средства автоматики, телемеханики и связи.

Детально все эти элементы изучают специалисты транспорта, а работники материально-технического снабжения должны иметь представление о тех элементах, которые встретятся им в практической деятельности вагонах, грузовых станциях, автотранспортных средствах, авто, транспортных предприятиях, флоте, портах, и др. Железнодорожный транспорт. К материально-технической базе железнодорожного транспорта относят путь и путевое хозяйство, вагоны и вагонное хозяйство, локомотивы и локомотивное хозяйство, станции, грузовые дворы, товарные конторы, грузовое и весовое хозяйство и др. Рассмотрим некоторые элементы железа подорожного транспорта, с которыми взаимодействуют снабженческие и сбытовые органы. Вагонный парк состоит из пассажирских и грузовых вагонов. Грузовые вагоны подразделяют на универсальные (крытые полувагоны, платформы, цистерны) и специализированные приспособленные для перевозок определенного вида груза (изотермические, цементовозы, кислотные и др.). Каждый тип вагона характеризуется грузоподъемностью и вместимостью, массой тары и другими показателями [2].

Таблица 1 – Типы вагонов железнодорожного транспорта

Тип вагона Грузоподъемномть, т. Полный объем кузова, м3 Удельная грузоподъемность, т/ м3 Длина вагона по осям сцепления,м Тара,т Технический коэффициент
Четырехосный цельнометалический 120,0 0,53 14,73 23,0
Восьмиосный полувагон цельнометаллический 137,5 0,909 20,24 45,5 0,364
Четырехосная платформа с металлическими бортами - - 14,62 21,0 0,354
Двадцатиосный транспортер - - 58,14 195,6 0,49
Четырехосныц автономный рефрежераторный вагон 99,8 0,391 22,08 1,154

Под материально-техническими ресурсами железнодорожного транспорта понимается совокупность видов топлива, запасных частей для подвижного состава, проката и других изделий из черных металлов, строительных материалов и изделий (балласт, цемент, железобетонные шпалы, брусья и конструкции), электротехнической продукции, различного оборудования и приборов, продукции деревообработки, специализированных изделий легкой промышленности, специальных жидкостей, горюче – смазочных материалов; а также их запасы, необходимые для обеспечения хозяйственной деятельности ОАО «Российские железные дороги».

Вся совокупность материально-технических ресурсов делится на следующие основные группы: ·

топливо (нефтепродукты и уголь);

· запасные части для подвижного состава;

· прокат и другие изделия из черных металлов; · строительные материалы и изделия (балласт, цемент, железобетонные шпалы, брусья и конструкции).

На указанные товарные группы суммарно приходится свыше 3/4 общего стоимостного объема закупаемой Компанией промышленной продукции (без учета технических средств). Кроме этого, ОАО «Российские железные дороги» является крупным потребителем электротехнической продукции, различного оборудования и приборов, продукции деревообработки (в основном деревянных шпал и брусьев), специализированных изделий легкой промышленности и т.п.

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты совершенствования технического потенциала железнодорожного предприятия - student2.ru

Рисунок 1 – Распределение материально-технических ресурсов ОАО «РЖД»

С учетом всех видов металлопродукции, идущих как на ремонт подвижного состава, так и на развитие, ремонт и текущее обслуживание железнодорожной путевой инфраструктуры, удельный вес продукции черной металлургии в общем стоимостном объеме поставок материальных ресурсов российским железным дорогам составил в 2013 году свыше 1/3.

В частности, ОАО «Российские железные дороги» является крупнейшим потребителем рельсового проката, производимого в России: доля ОАО «Российские железные дороги» в общем объеме продаж рельсов отечественными металлургическими комбинатами, (включая поставки на экспорт) достигает 3/4. В 2013 г. ОАО «Российские железные дороги» закупило на российском рынке около 800 тыс. т рельсов (+2% к уровню 2012 г.) и почти 200 тыс. тонн рельсовых скреплений.

Другой, стратегически значимой товарной группой, имеющей ключевое значение для устойчивого материально-технического обеспечения российских железных дорог, является продукция нефтепереработки (дизельное топливо, топочный мазут, бензин и смазочные материалы), на долю которой приходится более 1/3 в общем стоимостном объеме закупок материальных ресурсов ОАО «Российские железные дороги». Так с целью определения удельного веса поставок на железные дороги дизельного топлива, являющегося основным видом закупаемых ОАО «Российские железные дороги» нефтепродуктов, в общих объемах отгрузок данной продукции региональным потребителям, все субъекты Российской Федерации, по которым проходит та или иная дорога, были сгруппированы в районы тяготения дорог.

В результате проведенного анализа определены железные дороги, доля поставок на которые в объемах отгрузок дизельного топлива в соответствующие территориальные группы (районы тяготения) превышала в 2013г. удельный вес ОАО «Российские железные дороги» в общих объемах потребления данной продукции в России (12,7%). К таким дорогам относятся Октябрьская, Северная, Юго-Восточная, Приволжская, Южно-Уральская, Забайкальская и Дальневосточная.

Материально-технические ресурсы используются для эксплуатации и ремонта подвижного состава и инфраструктуры железнодорожного транспорта. Материальные затраты составляют 25-30% эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта. Поэтому вОАО «Российские железные дороги» предусмотрено совершенствование системы материально-технического обеспечения отрасли, разработка оптимальных уровней материальных запасов, пересмотр норм расхода материалов, запасных частей и других изделий для ремонта и содержания подвижного состава, пути и других технических средств железнодорожного транспорта[3].

Планирование материально-технического снабжения направлено на первоочередное выделение материалов, запасных частей и т.д. для ремонта и эксплуатации подвижного состава, железнодорожного пути, устройств электрификации, связи и других технических средств. Потребность в том или ином виде материальных ресурсов определяется по следующим направлениям: ремонтно-эксплуатационные нужды и модернизация (ремонт подвижного состава, пути, контактной сети, устройства энергоснабжения, сигнализации, централизации, блокировки и связи, производственных зданий и т.д.), создание необходимых материальных запасов, выполнение других работ. Наибольшая часть ресурсов в общей потребности приходится на ремонтно-эксплуатационные нужды (примерно 75%). Большие задачи в области совершенствования технического обслуживания и ремонта, повышения надежности локомотивов были поставлены «ОАО «Российские железные дороги» в Комплексной программе реорганизации и развития отечественного локомотиво- и вагоностроения, организации ремонта и эксплуатации пассажирского и грузового подвижного состава». В ней детально рассмотрены вопросы обновления парка подвижного состава за счет капитальных ремонтов локомотивов с продлением их срока службы и глубокой модернизацией, а также освоения промышленностью производства подвижного состава новогопоколения. Определены основные направления совершенствования технических решений конструктивных модулей локомотивов, которые позволят вывести отечественный подвижной состав на новый качественный уровень по эксплуатационной эффективности, надежности, безопасности движения и снижению эксплуатационных и ремонтных затрат

Полныезатраты материальных ресурсов включает в себя следующие составляющие:

· полезные затраты;

· технологические отходы;

· безвозвратные потери.

Полезныезатраты – количество материальных ресурсов, вещественно вошедших в изготавливаемую продукцию, либо затраченных на полезную работу.

Технологические отходы – отходы производства, годные для вторичной переработки.

Безвозвратные потери – материальные ресурсы, безвозвратно теряемы в процессе производства». Кроме того, затраты материальных ресурсов может быть: общим, удельным и удельным на единицу потребительского свойства.

Общиезатраты – затраты материальных ресурсов за определенный период.

Удельныезатраты – затраты материальных ресурсов на единицу произведенной продукции или выполненной работы.

Удельныезатраты на единицу потребительского свойства – затраты материальных ресурсов на единицу реализованной продукции.

Полезное использование материальных ресурсов контролируется по следующим показателям:

· коэффициент использования;

· расходный коэффициент;

· коэффициент возвратных отходов.

Коэффициент использования характеризует степень использования материальных ресурсов и определяется отношением полезного расхода к общему. Обратной величиной к коэффициенту использования является затратный коэффициент.

Коэффициент возвратных отходов – отношение технологических отходов к общем затратам. Эффективность использования материальных ресурсов характеризуется следующими показателями: · материалоемкость продукции; · материалоотдача.

Материалоемкость продукции – отношение стоимости материальных ресурсов, израсходованных на производство продукции, к стоимости продукции.

Материалоотдача – величина, обратная материалоемкости продукции[4].

Основным видом запасов материально-технических ресурсов железнодорожного транспорта является производственный запас. Кроме того, для обеспечения нормальной работы структурных подразделений при наступлении событий, способных привести к срыву выполнения программы работ формируются отдельные виды запасов. Структурными составляющими производственного запаса являются: текущий запас, страховой запас, подготовительный запас. Совокупность страхового и подготовительного запаса составляет неснижаемый запас.

Производственный запас материально-технических ресурсов формируется как непосредственно в структурных производственных подразделениях, так и на материальных складах довольствующих органов. Ответственными за формирование и содержание производственного запаса являются руководители структурных подразделений, а за своевременное пополнение производственного запаса – довольствующие органы.

Использование производственного запаса производится по мере выполнения планового объема работ по эксплуатации, ремонту и обслуживанию подвижного состава и объектов инфраструктуры. Пополнение производственного запаса организуется довольствующими органами в заданные сроки и с учетом норм запасов.

Модернизация технической базы на железнодороджном транспорте является обязательным факторов качественного развития, как пассажирских, так и грузовых перевозок.

Наши рекомендации