Пересмотр решений, определений и постановлений вступивших в законную силу
При самой совершенной правовой регламентации судопроизводства полностью исключить ошибки при рассмотрении и разрешении конкретных дел судом первой инстанции практически невозможно. Кассационное производство, призванное устранить такие ошибки в судебных постановлениях, не вступивших в законную силу, до конца исключить любые нарушения закона в работе судов не в состоянии. ГПК предусмотрен короткий срок кассационного обжалования, в течение которого лица, участвующие в деле, обычно не успевают выявить ошибочность решения, составить жалобу и подать ее в установленном порядке.
Эти обстоятельства предопределили наличие в гражданском процессуальном законодательстве института пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. В порядке надзора проверяется законность судебных решений и определений, вступивших в законную силу.
В отечественном гражданском процессуальном законодательстве данный институт прошел несколько этапов развития, претерпевая значительные изменения.
Согласно ст. 376 ГПК предусмотрены два основания для возбуждения надзорного производства:
1) жалоба, принесенная лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, вступившими в законную силу. Данные судебные постановления могут быть обжалованы в течение одного года со дня их вступления в законную силу. Обжалованию в порядке надзора не подлежат судебные постановления Президиума Верховного Суда РФ;
2) представление должностных лиц органов прокуратуры о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений, если при рассмотрении дела участвовал прокурор. Указанными должностными лицами являются Генеральный прокурор РФ и его заместители, прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота).
Надзорная жалоба или представление прокурора должны соответствовать изложенным в законе требованиям, регламентированным ст. 378 ГПК.
Надзорная жалоба или представление прокурора должны содержать:
1) наименование суда, в который они адресуются;
2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
5) указание на решение, определение суда, которые обжалуются;
6) указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона;
7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.
В надзорной жалобе или представлении прокурора на вынесенное в надзорном порядке определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ или Военной коллегии Верховного Суда РФ должно быть указано, в чем состоит нарушение единства судебной практики, и должны быть приведены соответствующие обоснования этого нарушения, так как только в случае нарушения единства судебной практики данные определения подлежат пересмотру в порядке надзора.
В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.
Если надзорная жалоба или представление прокурора ранее подавались в надзорную инстанцию, то в них должно быть указано на принятое в порядке надзорного производства решение суда.
Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Представление прокурора должно быть подписано прокурором.
К надзорной жалобе или представлению прокурора прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.
Надзорная жалоба или представление прокурора подается с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.
В случае, если судебное постановление не было обжаловано в апелляционном или кассационном порядке, к жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Порядок подачи надзорной жалобы или представления прокурора определен ст. 377 ГПК.
Надзорная жалоба или представление прокурора подается:
1) на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные решения и определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей — соответственно в президиум верховного суда /республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа,
2) на кассационные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов — в президиум окружного (флотского) военного суда;
3) на определения президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если жалобы на указанные решения и определения были оставлены без удовлетворения президиумами соответственно верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, — в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ;
4) на определения президиумов окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если жалобы на указанные судебные постановления были оставлены без удовлетворения президиумом окружного (флотского) военного суда, — в Военную коллегию Верховного Суда РФ;
5) на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда РФ, принятые им по первой инстанции; на определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ; на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, вынесенные в кассационном порядке; на определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные в кассационном порядке, — в Президиум Верховного Суда РФ.
Жалобы, представления прокурора на вынесенные в надзорном порядке определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ подаются в Президиум Верховного Суда РФ. Данные жалобы и представления подлежат рассмотрению, если указанные определения нарушают единство судебной практики.
С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений судов в России Генеральный прокурор РФ и его заместители вправе обращаться в любой суд надзорной инстанции, а прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.
Надзорная жалоба или представление прокурора, поданная в соответствующий суд, по поручению председателя или заместителя председателя соответствующего суда передается на рассмотрение судьи данного суда (ст. 379 ГПК).
В соответствии со ст. 380 ГПК судья возвращает надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в случае, если.
• жалоба или представление не отвечает предъявляемым ГПК требованиям,
• жалоба или представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
• пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора;
• до принятия жалобы или представления к рассмотрению по существу поступила просьба об их возвращении или отзыве;
• жалоба или представление поданы с нарушением правил подсудности.
В случае, если данные основания отсутствуют, судья приступает к рассмотрению надзорной жалобы или представления прокурора по существу. Срок рассмотрения установлен ст. 381 ГПК. В суде надзорной инстанции надзорная жалоба или представление прокурора рассматривается не более чем месяц, а в Верховном Суде РФ — не более чем два месяца.
Согласно ст. 381 ГПК судья, рассмотрев надзорную жалобу или представление прокурора, принимает решение:
1) об истребовании дела, если имеются сомнения в законности судебного постановления;
2) отказе в истребовании дела, если изложенные в жалобе или представлении доводы не могут повлечь возможность отмены судебного постановления.
О принятом решении судья выносит определение. В определении суда об отказе в истребовании дела излагаются мотивы отказа, а также должны быть указаны:
1) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение;
2) время и место вынесения определения;
3) дело, по которому вынесено определение;
4) наименование лица, подавшего жалобу или представление;
5) основание для отказа в истребовании дела. Определение об отказе в истребовании дела направляется лицу, подавшему надзорную жалобу, или прокурору, принесшему представление.
Жалоба или представление прокурора, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции.
Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в истребовании дела. В этом случае председатель соответствующего суда или заместитель Председателя Верховного Суда РФ выносит свое определение об истребовании дела.
В случае принятия решения об истребовании дела в суд надзорной инстанции судья приступает к его рассмотрению. С этого момента судья вправе приостановить исполнение решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии об этом просьбы, содержащейся в жалобе, представлении или ином ходатайстве (ст. 381 ГПК).
Согласно ст. 382 ГПК истребованное дело рассматривается судьей не более чем два месяца, а судьей Верховного Суда РФ — не более чем четыре месяца. Председатель суда или его заместитель могут продлить срок рассмотрения соответственно до четырех и шести месяцев.
По результатам рассмотрения дела судья принимает решение:
• об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции;
• о передаче дела для рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора по существу в суд надзорной инстанции.
О принятом решении судья выносит определение, которое должно соответствовать предъявляемым законом требованиям.
Согласно ст. 383 ГПК определение об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции должно содержать:
1) дату и место вынесения определения;
2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;
3) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора;
4) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
5) мотивы, по которым отказано в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.
В случае несогласия с решением судьи об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда РФ и его заместитель выносит определение о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.
Согласно ст. 384 ГПК определение суда о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции должно содержать:
1) дату и место вынесения определения;
2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;
3) наименование суда надзорной инстанции, в который передается дело для рассмотрения по существу;
4) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора;
5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
6) изложение содержания дела, по которому приняты судебные постановления;
7) мотивированное изложение оснований для передачи дела в целях рассмотрения по существу;
8) предложения судьи, вынесшего определение.
В случае принятия такого решения дело вместе с определением о вынесенном решении и надзорной жалобой (представлением прокурора) направляется для рассмотрения в суд надзорной инстанции.
Надзорные жалобы на вступившие в законную силу судебные постановления, поданные в суды до 1 февраля 2003 г., после этой даты рассматриваются в судах надзорной инстанции по правилам гл. 41 ГПК, включая правила, касающиеся лиц, имеющих право на обжалование, порядка и сроков рассмотрения жалоб и дел, а также оснований отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора, поскольку, несмотря на сохранение до 1 июля 2003 г. действия гл. 36 ГПК РСФСР, ГПК вводится в действие с 1 февраля 2003 г. полностью (ст. 1 ФЗ от 14.11.02 № 137-ФЗ «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»1 (далее — ФЗ от 14.11.02), а правила гл. 36 ГПК РСФСР сохраняют свою силу только в отношении дел, по которым до 1 февраля 2003 г. были принесены протесты уполномоченными на то должностными лицами, а не поданы жалобы (ст. 6 ФЗ от 14.11 02).
В соответствии с ч. 2 ст. 376 ГПК судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня вступления в законную силу.
При определении даты начала течения срока на подачу надзорной жалобы необходимо учитывать, что решения судов первой инстанции вступают в законную силу по правилам, установленным ст. 209, 237 ГПК, а постановления судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанции — со дня их вынесения (ст. 329, 335, 367, 375, 391 ГПК).
С учетом того, что ГПК РСФСР не устанавливал срок на обжалование судебных постановлений в порядке надзора, а при введении в действие ГПК, установившего такой срок, ФЗ от 14.11.02 не определил порядок исчисления срока обжалования после 1 февраля 2003 г. судебных постановлений, вступивших в законную силу до указанной даты, этот порядок необходимо определять, применяя на основании ч. 4 ст. 1 ГПК норму, регулирующую сходные отношения (аналогию закона), таковой может быть ст. 9 ФЗ от 24.07.02 № 96-ФЗ «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
С учетом изложенного срок подачи надзорной жалобы или представления прокурора на судебные постановления, вступившие в законную силу до 1 февраля 2003 г., необходимо исчислять с 1 февраля 2003 г.
В соответствии со ст. 382 ГПК дело, переданное для рассмотрения в суд надзорной инстанции, рассматривается:
• в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда не более чем два месяца;
• Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ не более чем три месяца;
• Президиуме Верховного Суда РФ не более чем четыре месяца.
Суд надзорной инстанции извещает участвующих в деле о времени и месте рассмотрения дела, направляет им определения суда о передаче дела для рассмотрения в надзорной инстанции и копии надзорной жалобы или представления прокурора. Неявка участвующих в деле лиц не препятствует его рассмотрению (ст. 385 ГПК).
Порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции установлен ст. 386 ГПК. Суд рассматривает дело в судебном заседании. Дело должно быть рассмотрено в судебном заседании в срок, не превышающий одного месяца, а в Верховном Суде РФ — двух месяцев со дня вынесения судьей определения.
В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.
Председатель суда, его заместитель или по их поручению иной член президиума либо ранее не участвовавший в рассмотрении дела другой судья этого суда докладывает дело, рассматриваемое в порядке надзора, в президиуме соответствующего суда.
Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Cyда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ дело докладывается одним из судей коллегии.
Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения о возбуждении надзорного производства. Судьи могут вопросы докладчику.
Участвующие в рассмотрении дела в порядке надзора в случае их явки в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу или представление прокурора.
При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов поданных за пересмотр дела в порядке надзора и пробив его пересмотра, надзорная жалоба или представление прокурора считаются отклоненными.
В соответствии со ст. 390 ГПК по результатам рассмотрения дела в порядке надзора суд вправе:
1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;
2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;
3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.
Согласно ст. 387 ГПК основанием для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
По результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции выносит мотивированное определение, которое сообщается участвующим в деле лицам (ст. 386 ГПК).
В соответствии со ст. 388 ГПК в определении должны быть указаны:
1) наименование и состав суда, вынесшего определение;
2) дата и место вынесения определения;
3) дело, по которому вынесено определение;
4) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора;
5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу;
6) содержание обжалуемых судебных постановлений нижестоящих судов;
7) закон, на основании которого вынесено определение по результатам рассмотрения дела по существу.
Определение президиума соответствующего суда подписывается его председателем, определение судебной коллегии — судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора.
Определение суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения (ст. 391 ГПК).
На судебные постановления, принятые в порядке надзора, Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель имеет право внести в Президиум Верховного Суда РФ мотивированное представление о их пересмотре в целях обеспечения единства судебной практики и законности (ст. 390 ГПК).
Следует обратить внимание судов на то, что в силу ст. 387 ГПК основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются не любые нарушения норм материального или процессуального права, а только те, которые признаны существенными. В связи с этим п. 6 ч. 1 ст. 378 ГПК требует указания в надзорной жалобе или представлении прокурора на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона.
Исходя из этого, судья, которому в соответствии со ст. 379 ГПК переданы на рассмотрение надзорная жалоба или представление прокурора, должен проверять, указано ли в жалобе или представлении нарушение какого закона допущено судами и в чем состоит существенность нарушения. В случае отсутствия такого указания жалоба или представление прокурора на основании ст. 380 ГПК должны быть возвращены лицу, их подавшему, без рассмотрения по существу. Такое же указание должно содержаться и в определении суда надзорной инстанции в случае отмены или изменения судебных постановлений (ст. 388, п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 390 ГПК).
Существенность нарушения норм процессуального права суд надзорной инстанции устанавливает по правилам ст. 364 ГПК, в которой указаны случаи таких нарушений, которые влекут безусловную отмену судебных постановлений независимо от доводов жалобы или представления (ч 2); другие нарушения норм процессуального права признаются существенными и влекут отмену судебных постановлений при условии, что они привели или могли привести к неправильному разрешению дела (ч. 1).
Нарушение норм материального права суд надзорной инстанции устанавливает по правилам ст. 363 ГПК. Существенность этих нарушений оценивается и признается судом надзорной инстанции по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств и значимости последствий этих нарушений для лица, в отношении которого они допущены (нарушения его прав, свобод или охраняемых законом интересов).