Необходимость перехода к рынку. Приватизация. Формы собственности
Изменение отношений собственности, приватизация - переход вещественных факторов производства из государственной собственности в частную - является важнейшей предпосылкой разгосударствления экономики, ее перехода к рынку. Приватизация - это продажа или бесплатная передача гражданами, акционерными обществами, товариществами собственности государства или местных органов власти.
Процесс приватизации в России начался с принятием Верховным Советом РСФСР в июле 1991 г. законов о приватизации государственных и муниципальных предприятий и об именных приватизационных чеках. Эти законы определяли цели, задачи, методы приватизации.
Основными целями приватизации в России были:
1. формирование слоя частных собственников-предпринимателей;
2. демонополизация экономики;
3. создание конкурентной рыночной среды;
4. содействие финансовой стабилизации экономики;
5. повышение эффективности деятельности предприятий;
6. привлечение иностранных инвестиций;
7. социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.
Процесс приватизации предполагает, прежде всего, четкое определение собственности, которая остается в руках государства и приватизации не подлежит или подлежит с большими ограничениями; разделение условий приватизации мелких и крупных предприятий ("малая" и "большая" приватизация); определение методов проведения приватизации.
Что касается определения собственности, которая остается в руках государства, то было выделено пять типов предприятий с той или иной степенью государственного участия и соответствующими ограничениями в приватизации:
1. естественные монополии, в которых управление государственным пакетом осуществляется коллегией представителей государства (РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России");
2. акционерные общества, доминирующие на отдельных рынках, которые контролируются государством путем закрепления за ним контрольного пакета акций или "золотой акции" (акция, которая дает ее владельцу право "вето" при принятии решений об отчуждении имущества, о ликвидации общества и т. п.);
3. акционерные общества, акции которых могут быть переданы в холдинги и другие объединения предприятий, но с сохранением в руках государства "золотой акции";
4. акционерные общества, пакеты акций которых могут быть переданы в управление субъектам Федерации;
5. все остальные акционерные общества, акции которых могут быть проданы.
Разграничивались условия и методы приватизации мелких и крупных предприятий. Малая приватизация касалась преимущественно предприятий торговли, общественного питания, гостиничного хозяйства, сферы услуг. Она проходила в большинстве стран эффективно и быстро. При малой приватизации новый собственник, как правило, обязан был в течение определенного срока сохранить профиль предприятия.
Большая приватизация осуществлялась преимущественно путем акционирования предприятий и перехода контрольного пакета акций в руки частных инвесторов. Большая приватизация столкнулась с серьезными трудностями. Средств населения было недостаточно для инвестирования в крупные предприятия, иностранный капитал предпочитал, в основном, портфельные вложения.
Приватизация в России осуществляется двумя методами: бесплатно и путем выкупа (денежная приватизация).
Бесплатная приватизация:
1. передача собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий всем гражданам России. В этих целях стоимость приватизируемых объектов разделили на все население России. На каждого россиянина пришлось 10000 руб. На эту сумму каждому и был выдан приватизационный чек (ваучер), который мог использоваться как платежное средство при приобретении объектов приватизации. Рыночная цена ваучеров фактически оказалась значительно ниже их номинальной стоимости, пересчитанной с учетом инфляции, и они не смогли создать необходимых условий для всеобщей, равноправной и справедливой приватизации посредством раздела государственной собственности;
2. предоставление членам трудового коллектива права безвозмездно получить часть акций акционируемого предприятия;
3. бесплатная передача части государственного жилого фонда населению.
1. Денежная приватизация началась со второй половины 1994 г. и проходила путем:
продажи государственных объектов по конкурсу или аукциону; конкурсу Акционирование само по себе не является способом приватизации. Акционерное общество приватизируется только тогда, когда большая часть акций (контрольный пакет) переходит в собственность частных инвесторов. Членам трудового коллектива предоставлялось приоритетное право быть частными инвесторами своего предприятия;
полного или частичного выкупа государственного имущества, ранее сданного в аренду.
За 1992-2002 гг. изменили форму собственности 140,3 тысячи предприятий. На 1 января 2003 г. в частной собственности находилось 76,9% всех предприятий страны. Доля занятых на негосударственных предприятиях составила около 50%. От приватизации было получено 146 млрд. руб.
Но надежды, которые возлагались на приватизацию, не оправдались. На волне быстрой приватизации подъема экономики не произошло, а сама она породила множество новых проблем.
В сфере малой приватизации разукрупнение и коммерциализация торговли и сферы услуг способствовали созданию конкурентной среды. В сфере же большой приватизации выделение структурных подразделений и предприятий из состава единых производственных комплексов привело к разрыву сложившихся хозяйственных связей и часто - к усилению монополизма.
Иностранные инвестиции в российскую экономику весьма незначительны, они не соответствуют ни масштабам потребностей российской экономики, ни масштабам приватизации.
Неудовлетворительность результатов приватизации требует перенесения центра внимания от раздачи и перераспределения собственности в направлении создания условий для роста эффективности и конкурентоспособности предприятий, проведения активной структурной перестройки, развития инвестиционного процесса и модернизации производства.
Прошедшая в России юридическая смена формы собственности - это только часть процесса изменения отношений собственности. Создание действительно новых форм присвоения, стимулирующих рациональное хозяйствование - это длительный процесс, требующий определенного времени. Сейчас идет формирование эффективного собственника - который обладает всей полнотой прав собственности, заинтересован в развитии предприятия и способен осуществить для этого соответствующие инвестиции.
В рыночной экономике традиционно различают государственную и негосударственную собственность.
К негосударственнойотносится частная собственность со всеми модификациями (акционерная, кооперативная). Эта система отношений признает за конкретным субъектом право выбора путей использования объекта собственности и полученного в результате этого полезного эффекта.
Государственнаясобственность как система отношений обеспечивает жизнеспособность всей экономической системы, т.е. при принятии решений учитываются интересы нации в целом.
В зависимости от того, какая форма собственности составляет основу экономической системы, различают следующие ее типы:
1) экономическая система с централизованным управлением;
2) рыночная система;
3) смешанная экономическая система.
Экономическая система с централизованным управлениемфункционирует в условиях государственной собственности при полном отсутствии частной.
Состоит из большого аппарата, который с удалением от центра становится все неповоротливей При этом интерес производителя угасает, как только он поставлен перед необходимостью исполнять распоряжения бюрократии.. В результате производительность труда падает, экономическая система в целом становится неэффективной.
Экономическая система, основанная на принципах рынка,функционирует на основе классической формы частной собственности и ее модификаций, пользование объектами которой исторически формирует производителя, имеющего конкретный экономический интерес. Выступая на рынке продавцом товара, он предлагает оценить свой метод пользования, приносящий конкретный полезный результат. Смешанная экономическаясистема сочетает преимущества рынка с использованием административно-иерархической координации экономической деятельности. Его экономическая активность ограничивается предоставлением благ или производством, которое не может осуществляться на основе конкуренции.